Трудовые будни операторов

После того как рынку голосовой связи стало некуда расти, наша «Большая тройка» озаботилась продвижением других, неголосовых, сервисов. Понятно, что 3G -- общемировой тренд: скорости растут, покрытие увеличивается, цены снижаются. Однако и в этой области когда-нибудь наступит насыщение. В конце концов, все клиенты обзаведутся 3G-устройствами, тем более что сейчас, в связи с достаточно коротким, меньше года, сроком жизни телефона у одного владельца, аппараты с поддержкой 3G очень быстро получат почти 100%-ное проникновение.

Поэтому «Большая тройка» и присоединившийся к ним «СкайЛинк» наперегонки ищут новые ниши для приложения своих усилий. «Билайн» и МТС параллельно разрабатывают направление M2M-коммуникаций. Как раз на выставке черно-желтые хвастались своим коробочным решением для установки в автомобиль. Правда, это оказался GPS-трекер, а от оператора там только карта для выхода в Интернет. Зато ее можно кастомизировать под заказчика.

МТС, похоже, изготовился к очередному поглощению. Мы придумали новую примету: "Если внутри стенда одной компании находится экспозиция другой, то вскоре они сольются". За примерами далеко ходить не надо. В прошлом году так был расположен «Комстар», а теперь он стал частью МТС. На сей раз жертвой может стать наша старейшая телефонная компания -- МГТС, экспозиция которой была внутри стенда МТС.

У «МегаФона» были, пожалуй, самые насыщенные программа и экспозиция. Из экспонатов особенно запомнился купол, в котором можно было моделировать погоду. В первый день этим увлеченно занимался министр связи г-н Щеголев. Такое сооружение построили, чтобы показать принцип работы «Метеофона» -- сети простеньких метеостанций, располагающихся непосредственно на базовых станциях. Каждые пять минут происходит измерение температуры воздуха, влажности, скорости и направления ветра и т. д. Систему можно дополнить,к примеру, датчиками дыма и т. п., а данные передавать по Сети -- подходящее решение для борьбы с лесными пожарами, опять захлестывающими Россию.

Кстати, на выставке еще одна компания выставлялась внутри экспозиции другой. В «Ростелекоме» свои новинки показывал «СкайЛинк».

Половина устройств уже несет на себе два логотипа. Можно отметить, что единственный наш CDMA-оператор активно развивает направление маршрутизаторов -- широкой публике были предъявлены пять перспективных устройств.

Эпидемия соглашений

В первый день, когда приходящие в себя после монтажа стендов участники нервно ожидают высокопоставленных гостей, «Ростелеком» установил стол для подписания судьбоносных соглашений.

Примерно раз в час на столе менялись таблички: топ-менеджеры расписывались на документах и пожимали друг другу руки. В общем, в меру официально и традиционно. Сперва за этим столом перебывали ВТБ24, «Почта России» и многие другие. На следующий день, уже в гораздо более спокойной и камерной обстановке, компании  «Связьинтек» и «Российская корпорация средств связи» (РКСС) также заключили договор о сотрудничестве. Они планируют создать надежную и безопасную коммуникационную инфраструктуру для государственных и коммерческих компаний.

Инверсия стиля

Слово «скворечник» применительно к очень маленьким стендам появилось, если мне не изменяет память, в 2007 г. Как раз тогда нахлынула первая волна китайского нашествия. Сейчас китайцы остепенились, обзавелись полиграфией, плакатами и русскоговорящим персоналом. Теперь в «скворечниках» обитают европейские компании. Времена изменились.

Отметим, что в этом году как-то странно были поданы национальные экспозиции. Привычная всем Made in Germany сократилась чуть ли не втрое, китайцев же зачем-то разделили. В общем, очередной поиск новых ходов и нестандартных решений. Не совсем понятно решение устроителей разместить всех операторов сотовой связи в одном углу. В результате там образовался мощный центр притяжения людского трафика, а вокруг стоял полный штиль.

Телевизионная экспансия

Почти половину выставки занимали стенды телевизионных и радиокомпаний. Из тех, кто на слуху, можно вспомнить СТС, «Наше Радио», "Первый канал", ТВЦ и пр.  После прямого вопроса о цели участия представители средств массовой информации несколько терялись и уклонялись от ответа. А вот с сотрудниками компании «Окно-ТВ» разговор получился вполне откровенный. "Ведь нам же надо в чем-нибудь участвовать!" -- объяснили они. Ребят просто жалко: у них такие интересные решения, такие звездные проекты в России и СНГ, а похвастаться негде. Зато заместитель технического директора компании поведал, что одного потенциального клиента уже удалось зацепить. Так что скоро у нас будет на один телеканал больше.

Зачем вы здесь?

Если присутствие телевизионщиков можно понять -- именно контент, особенно видео, станет на ближайшие несколько лет основным драйвером роста трафика, то зачем на выставку пришел Disney с мультяшными тачками в полный рост, не очевидно. Они даже организовали что-то вроде Bluetooth-зоны, где можно было что-нибудь закачать себе в телефон, но услуга спросом не пользовалась.

Стоит отметить, что приз самого экзотического участника получает российский суперкар Maroussia. Никто не спорит, машинка очень интересная, она даже неплохо продается, в основном, правда, на Ближнем Востоке, но у нас тут вроде бы связисты собрались. А чтобы не выглядеть совсем уж ярко-белой вороной, господа автомобилисты показывали навигационно-коммуникационную систему, которая в этой "Марусе" устанавливается штатно. В общем, как в том анекдоте, разве что кофе не варит. А так, все что душе угодно: Интернет (канал уточняется, но логично предположить, что это 3G), навигатор, аудио- и видеопроигрыватель, Skype с возможностью выбора, с какой камеры передавать картинку (там их то ли три, то ли четыре, данные расходятся), и многое другое. Правда, и здесь не обошлось без милой шутки организаторов, загнавших автомобиль в самый дальний угол самого длинного павильона.

Рекламные паузы

Очередной поклонник геотаргетинговых сервисов -- израильская компания Celltick на «Связь-Экспокомме» совместно с рекламным агентством «Максима» представляла свой аппаратно-программный комплекс LiveScreen Media. Данная платформа позволяет присылать ненавязчивую рекламу на экран мобильного телефона, когда он находится в покое. Дальше пользователь волен распорядиться этим по своему усмотрению. По замыслу производителя, при правильной настройке реклама обезболивающих средств будет показываться только в очереди к стоматологу. Если у них все получится, причем не только в России, но и в мировом масштабе, реклама наконец перестанет быть навязчивой и станет полезной. Вот кто бы еще изобрел бизнес-модель, чтобы совсем без рекламы обходиться!

Традиция, однако

Есть еще один участник, который вроде бы не имеет прямого отношения к отрасли, но постоянно участвует в выставке. Это компания "1С", которая в последний день выставки обязательно награждает победителей своих студенческих соревнований -- такой чемпионат по бухучету среди студентов. А заодно и отчет о проделанной за год работе. На сей раз г-н Нуралиев был более оптимистичен, чем в прошлом году. В целом в ИТ-отрасли заметен подъем после глубокого финансового спада.

***

Выставка показала, что фокус деятельности компаний все больше смещается на разнообразные формы работы с контентом. Даже операторы не надеются на стандартный переход на новые поколения сетей, а заранее подготавливают сервисы, чтобы наполнить их трафиком и, естественно, извлечь прибыль.

 
Купить номер с этой статьей в PDF
1411