Скажите, знаете ли вы любителей стратегий, которые бы ничего не слышали о серии Total War (TW)? Я полагаю, что нет! Что же, ликуйте любители и ценители: десятилетие «Тотальной войны» мы вновь будем справлять в средневековой Японии.


 Улучшенный шедевр

Формула успеха игр Total War задана с момента основания серии, и, конечно же, она не подлежит изменению: «пошаговая глобальная стратегия + тактические битвы в реальном времени». Однако разработчики, начав в свое время с самураев, ниндзя и гейш, похоже, навсегда прониклись восточной философией. Как справедливо указано в классическом «Хагакурэ», «совершенствование не имеет конца» -- вот и Creative Assembly раз от раза, от игры к игре улучшает свой шедевр! Shogun 2 также отлично вписывается в данную тенденцию. Во-первых, сельское хозяйство вернулось в игру в качестве одного из решающих факторов. Такие ключевые постройки, как, например, замки или торговые биржи, теперь требуют для своего содержания не только денег, но и определенного количества продовольствия за ход. И потому извольте развиваться в соответствии с исторической правдой, т.е. уделяя максимальное внимание простому крестьянскому труду… Весь фокус в том, что ближе к середине кампании игрок с удивлением обнаруживает, что каждую провинцию не застроить всеми возможными зданиями высокого уровня -- местным "колхозам" просто не хватит мощности прокормить это великолепие! Выход, разумеется, лежит в специализации провинций по видам деятельности: вот здесь сеют и жнут, пополняя закрома родины, а там выращивают особо злобных самураев «+5 к натиску, +3 к защите» и т.д. и т.п. Экономическая специализация областей, в свою очередь, открывает новые стратегические глубины в кампании. Что сейчас нужнее от данной провинции нашему дайме: дополнительный доход от ремесленных мастерских или школа для подготовки суперлучников? И какую провинцию оттяпать у зазевавшегося соседа первой: вон ту, с каменоломней, или вот эту --  сельскохозяйственного назначения?! Вопросы, вопросы… Заметьте, вроде бы всего одно «слагаемое» добавили в формулу, но стоило лишь правильно сбалансировать его влияние, как геймплей сразу же обрел дополнительное "измерение"! Вот уж действительно, «совершенствование не имеет конца».
Есть и еще одно заметное нововведение, о котором уже давно мечтали игроки, -- ручная прокачка полководцев и агентов. Да-да, теперь вы сами решаете, какие навыки и умения приобретет ваш бравый генерал или пронырливый шпион с получением очередной «звездочки»! Вообще-то, на мой придирчивый вкус, выглядит все это крайне нереалистично -- ну где это видано, чтобы правитель сам составлял учебные планы для каждого подданного?! Но чего не сделаешь, если публика требует… В итоге получившаяся «мини-RPG» на удивление здорово (а бывает ли у Creative Assembly по-другому?!) вписалась в общую картину игры, добавив к ней новый яркий узор.
Вот такими сразу бросающимися в глаза «инновациями» и радует продолжение легендарной серии. А в целом перед нами, разумеется, все та же Total War. Узнаваемый стиль стратегической карты, характерная дипломатия и управление провинциями, торговые фактории по периметру карты и многое-многое другое -- фанаты TW со стажем сразу же почувствуют себя в Shogun 2 как дома! Вот  так, в соответствии с собственным кайдзэн (философией непрерывного совершенствования) разработчики в очередной раз сделали стратегическую часть игры еще интереснее, еще глубже, еще проработаннее.


И вот нашли широко поле, где разгуляться есть на воле…

Что это мы все о высоком: экономика, дипломатия, разведка… Ведь хорошо известно, что каждый второй игрок в Total War щелкает на заветном значке исключительно для того, чтобы погонять солдатиков по виртуальному полю боя. У игры Shogun 2 с этим полный порядок: сменили ружья и пушки на луки с мечами, еще немножко подкрутили искусственный интеллект -- вуаля, любимое блюдо готово к употреблению! Баланс юнитов у разных кланов идеален -- еще бы, ведь любая армия состоит из одних и тех же асигару, пеших самураев и кавалеристов! И потому в сражениях все решается исключительно за счет тактики. Как это не раз бывало в истории, исход баталии в Shogun 2 частенько зависит от одного-единственного, последнего подразделения, заботливо прибереженного до решающего момента. Например, ситуация «медленно проигрывал битву по всему фронту, а потом наши выскочили из засады, убили вражеского генерала, и вся их линия побежала» здесь абсолютно нормальна, особенно если вы бьетесь в онлайне против человека, а не против компьютера. Так что, как говорится, «учите матчасть», т.е. тактику, и победы последуют сами собой.

Восходящее солнце

Если бы кто-нибудь попросил меня поставить количественную оценку техническому исполнению Shogun 2, мой ответ был бы однозначен: «десятка» по пятибалльной шкале! Здесь все прекрасно: от оформления главного меню, стилизованного под традиционную японскую живопись, до самой последней заклепки на панцире какого-нибудь асигару. Просто не нужно судорожно жать при первом запуске  на все кнопки, лучше посмотрите вступительный ролик -- и вы сразу поймете, как высоко подняли планку Creative Assembly! В общем, если есть на свете технически совершенные стратегии, то Shogun 2, несомненно, относится к их числу. И ведь что интересно, хотя рекомендованные системные требования достаточно высоки, игра великолепно протестирована и оптимизирована. Все работает, как швейцарские часы, -- без сбоев, вылетов и падений! Как показывает горький опыт «Битвы за Британию» (см. описание игры в этом номере. -- Прим. ред.), фактор надежности часто оказывается ключевым, обеспечивающим успех проекта, ведь все хотят наслаждаться игрой, а не Рабочим столом Windows или того хуже -- синим «экраном смерти». Так что и с этой точки зрения разработчики заслуживают исключительно восторженных оценок, поскольку сделали не только красиво, но и надежно.В общем, честь им и хвала!

Следуя Дао

Так что же, будем считать Shogun 2: Total War идеальной?! Пожалуй, можно утверждать, что практически да! Хотелось бы, конечно, чуть более умного и доведенного ИИ в тактических битвах, но в остальном желать, кажется, уже нечего. Стратегическая часть, уступающая по глубине, проработанности и сложности только зубодробительным произведениям от Paradox, -- пожалуйста, вот она! Отточенный режим сражений в реальном времени, к тому же с идеальным балансом сил сторон -- распишитесь, получите! Игра-эталон, игра-идеал, сделать лучше, наверное, уже невозможно.
Но, на самом деле, в глубине души я ощущаю, что такое, прямо скажем, поспешное суждение -- следствие того, что ваш покорный слуга недостаточно проникся духом кайдзэн. «Каждый день становись более искусным, чем ты был за день до этого, а на следующий день -- более искусным, чем сегодня» -- таков завет. И мы можем только восхищаться, как от игры к игре Creative Assembly неуклонно следует ему! В этом смысле Shogun 2 -- новая ступень на пути серии к совершенству, воплощенное Дао британских разработчиков. Что же, будем ждать следующей ступени, а до тех пор -- наслаждаться новым «Сегуном». Ведь ничто так не привлекает человека, как совершенство, особенно если к нему можно прикоснуться.

Total War: Shogun 2
Системные требования: Intel Core 2 Duo-2000, 1-Гбайт ОЗУ (2-Гбайт для Windows Vista/7), видеоплата, совместимая с DirectX 9.0c и поддерживающая шейдеры версии 3.0 с 256 Мбайт памяти, 20 Гбайт свободного дискового пространства, звуковая плата, мышь. Программа работает в среде Windows XP/Vista/7. Обязательное соединение с Интернетом -- для активации игра использует клиентскую службу Steam.
Разработка: Creative Assembly
Издание: «1С-СофтКлаб»
Купить номер с этой статьей в PDF
1781