Любители тактических военных игр, подобных серии Total Wars, получили в свое распоряжение новый продукт, созданный в компании NeoCore Games. Эта игра, названная «Kings’ Crusade. Львиное Сердце» (в оригинале -- Lionheart: Kings' Crusade – LKC), попала на отечественный рынок виртуальных развлечений благодаря стараниям переводчиков и издателей из фирмы Snowball Studios.



Основное меню игры

Действие игры переносит пользователя в эпоху крестовых походов и бескомпромиссной борьбы за обладание жемчужиной Востока и центром трех религий -- Иерусалимом. Игрок сможет испытать свои силы как в роли Ричарда Львиное сердце, который был предводителем западноевропейцев в третьем Крестовом походе, или встать на сторону сарацин, воплотившись в их талантливом лидере Салах-ад-Дине, по европейской традиции называемом Саладином. Кроме того, ему доступны обучающая миссия и сценарии, т.е. проведение одного боя на любой карте.

Как это было

История Крестовых походов, провозглашавшихся римскими папами с целью освобождения великих христианских святынь, берет начало в конце XI в. Третий Крестовый поход, события которого отражаются в игре, происходил в 1189--1192 гг. Поводом к нему послужил захват Иерусалима египетским султаном Салах-ад-дином в 1187 г. В этом походе участвовали французский король Филипп II Август, германский император Фридрих Барбаросса и английский король Ричард Львиное сердце, чьи войска и играли основную роль в этой кампании.



Ричард Львиное сердце во главе третьего Крестового похода

Поначалу боевые действия для крестоносцев развивались удачно. Однако вскоре между представителями различных западноевропейских государств начались раздоры, которые не могли не сказаться на успешности похода. Каждый из королей тянул одеяло на себя, и в результате участники третьего Крестового похода не смогли решить задачи, поставленные перед ними папским престолом.

Действие

Игроку за крестоносцев уже в первой кампании предоставляется возможность изменить ход истории. Он может провести этот поход более удачно и последовательно захватить все мусульманские государства Ближнего Востока, включая Египетское царство и Багдадское царство. А во второй кампании, выступая уже за Салах-ад-дина, пользователю предоставится возможность снова восстановить контроль сарацин над всеми территориями.


Эти земли станут ареной кровопролитных сражений

После выполнения одного-двух начальных обязательных заданий игрок может самостоятельно определять объект следующего нападения. Таковым рискует оказаться любое из 16 королевств, граничащих с территорией, уже захваченной пользователем. Кроме того, по мере овладения все новыми и новыми землями игрок будет получать и дополнительные задания, которые представляются в виде человеческих фигурок на стратегической карте. В зависимости от типа фигурки эти миссии могут носить как военный, так и гражданский характер.
Основные задания на захват очередного королевства также сильно разнятся как по степени сложности, так и по размеру вознаграждения за их выполнение. Награда будет состоять из финансовой части, составляющей несколько тысяч дукатов, и из дополнительных бонусов в виде, например, присоединения нового отряда, получения святой реликвии или чего-то еще.



Получено дополнительное задание

Выполнение основных миссий является обязательным, поскольку для завершения кампании нужно захватить весь Ближний Восток. К сожалению, в LKC не предусмотрен такой традиционный для любой стратегической игры вариант действий, как отступление или выход из боя. Значит, если напасть на какое-нибудь королевство, граничащее с землями игрока, его нужно будет обязательно захватить. В противном случае будет предложено выйти из игры или загрузить предыдущее сохранение. По этой причине, а также из-за отсутствия какой-либо хозяйственной деятельности, будь то городское строительство или облагораживание территорий, а также в силу того, что недопустимо создавать несколько боевых отрядов, игру нельзя отнести к категории стратегических, в отличие, например, от увлекательной Rome. Total Wars. Скорее, LKC можно назвать тактической боевой игрой с элементами ролевого развития.

Игровая механика

Ролевое развитие представлено в игре весьма неплохо. Так, в отличие от уже упоминавшейся Rome. Total Wars, повышение уровня любого из отрядов позволяет игроку в промежутке между боями самому улучшить его характеристики. Причем речь идет не только о росте базовых качеств типа «Атака» или «Защита», но и о получении войсками специальных способностей, например «Засада» или «Стремительная атака». К этому еще следует добавить такие возможности, как оснащение отрядов артефактами (оружие, доспехи и зелье для простых отрядов и реликвии для героев), и получение ими особых свойств в ходе сражения.



Успешный бой позволил заметно повысить уровень отрядов

Сами же бои в LKC организованы порой весьма сложно. Некоторые миссии состоят из двух-трех подзаданий, каждое из которых в свою очередь может распадаться на несколько этапов, а сохраняться при этом нельзя. Например, начальное сражение крестоносцев состоит из трех частей на различных участках карты. Причем первая часть включает в себя отражение трех атакующих «волн» вражеских войск.
Минимизировать потери в ходе боя можно двумя способами: грамотным тактическим построением и своевременным улучшением характеристик своих отрядов. Для реализации успешного построения нужно помнить несколько условий. Во-первых, лучники катастрофически боятся кавалерии и при ее приближении убегают, переставая стрелять. Во-вторых, кавалерия почти беспомощна против копейщиков. В-третьих, лучники эффективно расстреливают копейщиков. В-четвертых, в LKC войска почему-то не способны выходить из боя, поэтому, атакуя врага кавалерией, следует убедиться, что поблизости нет копейщиков.


Кавалерия, наткнувшаяся на изготовившихся копейщиков, обречена

Следовательно, пользователь, набравший в свою армию несколько отрядов стрелков, копейщиков и кавалеристов,  без труда справится с большинством заданий. В перерывах же между боями нужно будет за дукаты пополнять численность отрядов и разумно улучшать их характеристики.
В частности, лучникам, которых ни в коем случае нельзя допускать до ближнего боя, следует повышать только показатель дистанционного урона. Копейщикам же, требующимся для «жесткой» встречи кавалерии и тяжелой пехоты, полезно поднимать защиту, а иногда и атаку. А вот кавалерии, опасной своими таранными ударами, необходимы высокие показатели атаки. В соответствии с такими требованиями и надо подбирать экипировку отрядов.

***

«Kings’ Crusade. Львиное сердце» -- интересная тактическая игра с элементами ролевого развития. Однако она не лишена недостатков. К сожалению, ей не удалось подняться до уровня, заданного Rome. Total Wars, но она имеет и такие свои неоспоримые плюсы,  как удачная ролевая компонента и хорошая графика.

 

Kings’ Crusade. Львиное сердце
Системные требования: AMD 64 3500+/Pentium 4-3200, 1-Гбайт ОЗУ (1,5 Гбайт для Vista/7), видеоплата nVidia GeForce 6600/ATI Radeon X700 с 256 Мбайт видеопамяти, совместимая с DirectX аудиосистема, не менее 7 Гбайт свободного дискового пространства, 6Х-дисковод DVD, мышь. Программа работает в среде Windows XP (SP2)/Vista/7.
Разработка: NeoCore Games
Издание: Snowball Studios
Советы и рекомендации
• Если пользователь не имеет опыта в подобных играх, то ему следует пройти обучающую миссию.
• Начиная кампанию за крестоносцев, первым делом нужно купить Ричарду Львиное Сердце лошадей, т.е. перевести отряд в категорию рыцарской конницы.
• Разумно привлечь в свою армию конницу, копейщиков и стрелков. Этого достаточно для решения любой задачи.
• Нельзя проводить таранный удар против пехоты противника, если рядом находятся его копейщики.
• При осуществлении миссии против осадных орудий надо заранее определить, какой из отрядов легкой конницы выполнит функции «смертника», ведь вражеские баллисты не способны промахиваться.
• Не стоит переводить в категорию рыцарей все свои конные отряды. Иногда скорость оказывается важнее силы.
• Удар конницы главного героя -- самое эффективное средство, но восстановление ее численности -- самое дорогое удовольствие.