Вряд ли компания AOL, покупая Skype в 2005 г., планировала продать его через четыре года примерно за те же 2,56 млрд. долл., за которые и приобрела. Однако разногласия по поводу дальнейшей стратегии привели к тому, что владельцы AOL вытащили из рукава козырную карту, которой оказался патент, почему-то не включенный в сделку. Он позволял запретить использование Skype, и крупная корпорация AOL не решилась судиться, быстро сбыв актив и практически закопав в землю 3 млн. долл. на несколько лет -- никаких дивидендов она не получила.

Однако мы живем в тот век, когда интернет-пользователи имеют свою цену, причем высокую. Сейчас в клиентской базе Skype их насчитывается 170 млн. Корпорация Microsoft заплатила за компанию 8,5 млрд. долл., т.е. 50 долл. за человека! Это одна из крупнейших сделок в истории ИТ, особенно если учесть, что расчет производился деньгами (никаких акций и опционов).
Что же приобрел редмондский гигант за такую гигантскую сумму? Годовой оборот компании Skype -- менее 1 млрд. долл., прибыль в 2010 г. -- 264 млн. долл. Получается, что сделка окупится только через 40 тыс. лет.  Так выгода от сделок, конечно, не оценивается, но такой пример дает понять, что покупка совершена не ради денег! Приложения для IP-телефонии у Microsoft есть свои: MSN -- для пользователей, Lync -- для корпоративного рынка.
Что же остается? Сами пользователи. Представляете, если хотя бы каждый десятый из 170 млн. приобретет телефон на базе Windows Phone 7, совершит покупку в интернет-магазинах Microsoft, перейдет (или останется, главное, чтобы не достались конкуренту) на Office Live!, зарегистрируется в MySpace и т.д.? Тогда 8,5 млрд. окупятся, пусть и не сразу. Ведь привязавшихся к онлайновым продуктам Microsoft пользователям будет непросто перейти на телефоны с Android и другие продукты конкурентов. Мы уже убедились в этом на примере ОС для настольных ПК.


Главный редактор
Александр Баулин

P.S. Интересно, а подорожавший более чем вдвое Skype включает тот самый патент, который может мгновенно остановить его работу? Если нет, то Microsoft глупо рискует повторить путь AOL. А если да, то получается, что он стоит 6 млрд. долл. :)

Купить номер с этой статьей в PDF
1897