Фото Роберта Кардина, Тони Льюнга и Тима Мойнихэна

Режим ночного портрета
Хотя режим Night Portrait (Ночной портрет) во многом похож на Night Scene (Ночной пейзаж), все же между ними есть и существенные различия. Первый предназначен для получения хорошо экспонированных снимков людей на темном ночном фоне. Удачно сделанный ночной портрет позволяет зрителю рассмотреть детали как человека на переднем плане, так и темного фона. Режим ночного портрета бывает весьма полезным в отпуске, когда семья или друзья ночью снимаются на фоне каких-то достопримечательностей.

Настройка фотоаппарата в этом режиме может осуществляться различными способами. Чаще всего вспышка освещает подробности на переднем плане, а выдержка увеличивается для того, чтобы получить детальное изображение фона в условиях естественного освещения. Другой способ состоит в отключении вспышки и формировании последовательности из нескольких кадров, сделанных при разных уровнях экспозиции. Затем эти кадры можно объединить, чтобы вышел один хорошо экспонированный снимок. Переэкспонированные изображения камера применяет для того, чтобы улучшить детализацию в темных областях кадра, а недоэкспонированные -- в светлых. При съемке в режиме Night Portrait удобно использовать штатив или ровную поверхность, а иногда это становится даже настоятельной необходимостью.
При тестировании съемки ночного портрета в режиме Auto у нас плохо прорисовывались детали фона. Из-за чересчур мощной вспышки и маленькой выдержки (1/30 с) объекты на переднем плане отображались ярко, чего нельзя сказать о фоне. К примеру, надпись Pier 28 на здании на снимке, сделанном в режиме Auto, разобрать практически невозможно.
В режиме Night Portrait фотоаппарат PowerShot S90 инициировал срабатывание вспышки, установил значение диафрагмы на уровне f/2,2, а выдержки -- на 1/8 с. Фотографии получились значительно лучше, чем в режиме Auto. Достаточно хорошо видны детали как переднего плана, так и фона. Надпись Pier 28 читается легко. Камера использовала чувствительность ISO 500, благодаря чему здания и мост на заднем плане видны на снимке, хотя и находятся вне зоны действия вспышки.
При настройке параметров съемки вручную мы использовали вспышку для того, чтобы осветить объекты, находящиеся на переднем плане. А уменьшение чувствительности до ISO 320 и увеличение выдержки до 0,6 с помогли хорошо отобразить фоновые детали, сохранив прежний уровень шума. Прикрыв отверстие диафрагмы (f/5,6), мы добились еще более детального представления фоновых объектов. Что касается глубины резкости, особой разницы между настройками параметров вручную и автоматической съемкой в режиме Night Portrait замечено не было. Влияние диафрагмы значительно сильнее проявляется в зеркальных камерах и фотоаппаратах с большими матрицами.
При настройке вручную нам особенно понравились лучи, расходящиеся от фонаря. Аналогичного эффекта можно добиться, уменьшая значение диафрагмы при съемке любого другого источника яркого света.
Немного творчества и дополнительных навыков, и вспышка поможет сделать режим Night Portrait гораздо более эффективным. Если ваша камера поддерживает такую возможность, следует уменьшить интенсивность вспышки, с тем чтобы избежать переэкспонирования объектов на переднем плане. Иногда для ослабления яркости полезно бывает даже загородить вспышку куском бумаги или ткани.

Съемка на закате
Когда перед глазами открывается прекрасный вид легкого бриза на закате, скучный снимок вас вряд ли устроит. Режим Sunset (Закат) в целом похож на режим Landscape (Ландшафтный) -- фокус устремлен в бесконечность, а для создания широкоугольного обзора используется маленькая диафрагма, --  но есть и одно принципиальное отличие: усиливаются теплые красные тона, живые цвета заката буквально выпрыгивают из фотографии. Конечно, такая адаптация цвета является обманом, но результаты оказываются еще более впечатляющими, чем закат, наблюдаемый вживую.

Режим Auto правильно идентифицировал нашу сцену как пейзаж, а поскольку дополнительной обработки цветов при этом не проводилось, изображение на снимке напоминало закат в реальной жизни. Если вы хотите добиться точной цветопередачи и хорошей детализации, используйте режим Auto.
На тестовом кадре, сделанном в режиме Sunset, небо окрашено в более глубокие тона, а красные оттенки выглядят немного искусственно. В состоянии тихой грусти, безусловно, лучше смотреть на фотографии уходящего дня, сделанные в режиме Sunset.
При ручной настройке мы попытались усилить драматизм режима Sunset дополнительными цветовыми фильтрами. Для создания еще большей глубины диафрагма была уменьшена до f/8, а съемка осуществлялась при малых и средних выдержках. Мы усилили синие, красные и зеленые цвета, добавили контрастности и получили еще более сюрреалистические результаты. Изображение выглядело по-разному в зависимости от выбранных установок. На одном снимке окружающее пространство было представлено в теплых желтых тонах. На другом -- небо стало ярко-синим. На третьем -- закат окрасился в розово-красные цвета.
Коллегам, которые просмотрели все фотографии, больше всего понравился кадр, сделанный в режиме Sunset. Цвета как в режиме Sunset, так и при настройке параметров вручную выглядели неестественными, но в первом случае в них проявлялась некая реалистичная неестественность (если можно так сказать). В общем, мы отдали пальму первенства режиму Sunset, но следует отметить, что в процессе конкретной съемки имеет смысл сделать несколько кадров, акцентируя внимание всякий раз на разных цветах (если фотоаппарат позволяет это). В результате вы увидите, как будут выглядеть снимки при применении разных светофильтров.

Динамичная съемка
Режимы, предназначенные для динамичной съемки, различаются как по названию, так и по функционалу. Чтобы запечатлеть скоротечные моменты, лучше всего использовать последовательность непрерывных кадров или режим серийной съемки. В этом случае процессы, которые длятся доли секунды, отражаются на отдельных кадрах. Чем больше кадров в секунду вы сделаете, тем выше шансы поймать именно тот момент, который вас интересует.

К сожалению, большинство компактных камер режим серийной съемки не поддерживают. Недорогие фотоаппараты имеют режим с повышенной чувствительностью и самой короткой выдержкой. Это позволяет снимать объекты, движущиеся очень быстро. Однако уровень шума в этом случае возрастает, а у вас остается только один шанс для получения идеального снимка. Подобный режим, как правило, фигурирует под названиями Sports (Спорт) или Action (Действие), а иногда -- Anti-Blur (Стабилизация изображения), High Sensitivity (Высокая чувствительность) или Kids and Pets (Малыш и Питомец). Некоторые фотоаппараты поддерживают автоматическую фокусировку, отслеживающую движение и позволяющую захватить движущийся объект. Как правило, такая функция лучше работает, если персонаж съемки носит одежду ярких цветов, контрастирующую с окружающим пейзажем.
В ходе тестирования нам удалось наконец подобрать условия, в которых в режиме Auto камера срабатывала не хуже, чем в специализированном режиме или при настройках, сделанных вручную. В режиме Auto фотоаппарат установил выдержку, равную 1/500 с, и диафрагму f/6,3, позволявшую резко отобразить фоновые объекты. И хотя футболка и обувь у нашего объекта съемки выглядят несколько размытыми, режим Auto в целом сделал все правильно.
По каким-то причинам режим Kids and Pets в нашем фотоаппарате установил более длинную выдержку, равную 1/320 с. По сравнению с режимом Auto снимок оказался чуть менее резким. Особенно заметно это становилось при увеличении. Следовательно, система автоматической фокусировки в данном случае не захватывала объект.
При настройке параметров решено было ориентироваться на минимальную выдержку. Установив ее равной 1/1250 с, мы зафиксировали объект в кадре. Из-за столь малой выдержки снимок кажется немного темноватым (и даже недоэкспонированным), но зато смазанных областей на нем не видно. Появляется возможность увеличивать и уменьшать изображение без видимых шумов, связанных с чувствительностью.
Захват движущегося объекта во время съемки не всегда дает наилучшее изображение. По нашим тестовым снимкам очень трудно судить, насколько быстро перемещается объект. Поэтому имеет смысл использовать при съемке динамичных сцен альтернативные методы. Если настройки выдержки у камеры регулируются, можно с их помощью добиться ощущения скорости движения объектов. Увеличивая значение выдержки и перемещая камеру вслед за снимаемым объектом, удастся добиться появления за объектом остаточного размытого следа.
Если установить фотоаппарат на штатив, направить его объектив на динамичную сцену и использовать большие выдержки в ночное время, можно получить красивые городские пейзажи или снимки дорожного движения. Фоновые объекты на фотографии представлены четкими и резкими, а движущиеся автомобили превращаются в световые потоки, формируемые передними фарами и задними фонарями. Штатив и большая выдержка будут полезны и при съемке текущей воды. Поверхность воды сглаживается, создавая иллюзию движения.

Купить номер с этой статьей в PDF
1820