Возрастные рекомендации к набору компьютерных развивающих головоломок «Я думаю» приведены только на сайте его издателя, компании «1С», хотя логичнее было бы разместить их на упаковке и дать в сопроводительной документации. И вот на веб-странице мы узнаем, что данная программа рассчитана на детей в возрасте 4--7 лет.
Организована она предельно просто. На первом же экране предоставляется доступ к пяти основным разделам: «Геометрия», «Счет», «Пары и подобия», «Ситуации» и «Пазлы». Названия трех из них говорят сами за себя, а вот выяснить, что же скрывается за «Парами и подобиями» и за «Ситуациями», очень интересно. Так что стоит заглянуть именно туда.
В раздел «Ситуации» включены девять подразделов:  «Эмоции», «Направления», «Транспорт», «Музыка», «Размер», «Состав», «Вес», «Температура» и «Животные». Названия их звучат интригующе, однако на этом все секреты заканчиваются и начинается проза. Каждый из подразделов содержит лишь одно задание, после выполнения которого обратно разрешается возвращаться только за повторением пройденного. Например, в «Эмоциях» среди 25 изображений различных «смайликов» нужно отыскать веселые. Если собрать их вместе, то задание будет окончательно выполнено -- искать лица с другими выражениями уже не предлагается . А вот в подразделе, загадочно именуемом «Состав», требуется выбрать изображения предметов, сделанных из металла. И здесь также иного не дается. И то же самое во всех подразделах.
Основные действия, производимые при работе с данной программой, связаны с захватом, перемещением, вращением и фиксацией изображений или их фрагментов. К сожалению, эти операции в отдельных заданиях (например, в сортировках предметов по указанным признакам) реализованы разработчиками программы «Я думаю. Развивающие головоломки» с применением устаревших технологий поддержки интерактивности. Такое решение покажется особенно странным тем пользователям, которые уже поработали с iPad или подобными устройствами.
Кстати, в разделе «Ситуации» приведено немало рисунков, выполненных с большой детализацией, что усложняет задания. Значит, ребенку придется самостоятельно абстрагироваться от деталей, а это, конечно, непросто. Чтобы работать с программой было по силам и малышам, ее создателям стоило бы ввести уровни сложности. Ведь среди предлагаемых изображений встречаются и такие, которые даже взрослый вряд ли сумеет отнести к предусмотренной категории. А отдельные предметы вообще очень сложно идентифицировать, например музыкальный инструмент шейкер, очень похожий на скалку. В таких ситуациях можно спастись только методом «тыка».
Составителям следовало бы построже отнестись к классификации и названиям разделов и заданий, а также к их логическому построению. В частности, отнести DVD-плеер (либо автомат Калашникова, либо свисток) к предметам, сделанным из металла, можно с большой натяжкой. Или возьмем еще один пример. Если руководствоваться названием задания «Кто есть кто» (раздел «Пары и подобия»), то можно найти родственность между яйцом и курицей или между головастиком и лягушкой. А вот обнаружить связь между зерном и булкой, между тканью и футболками удастся лишь с нарушением смысла, заложенного в названии задания. И это понятно, ведь нельзя на вопрос "кто?" привести названия неодушевленных предметов: ткань и футболка, зерно и булка. И еще одно замечание. В одном из заданий в поисках правильной закономерности построения числовых рядов разработчики предусмотрели только собственный вариант -- по признаку возрастания чисел. Однако с таким же успехом, не нарушая логики, можно расставить их и в порядке убывания.
На главном экране наряду с кнопками, открывающими доступ в упомянутые основные разделы, внизу расположены значки для входа в «Настройки» и «Помощь». Кстати, последняя отличается исключительной лапидарностью: содержит 44 слова, включая предлоги. Ее смысл  не имеет никакого отношения к традиционно понимаемому содержанию раздела помощи. Такой текст разумнее было бы разместить прямо на вкладыше к диску. А вот описание правил работы с программой, несмотря на простоту ее организации, следовало бы привести -- особенно с учетом высказанных выше замечаний, касающихся поддержки интерактивности.
В «Настройках» предлагается отрегулировать громкость фоновой музыки и звуковых эффектов, а также усложнить (или упростить) работу с пазлами, разрешив (или запретив) их вращение.
Итак, по замыслу программа «Я думаю. Развивающие головоломки», безусловно, очень полезная, но вот ее реализация не тянет больше чем на троечку.

Я думаю. Развивающие головоломки
Системные требования:
Pentium III-500, 256-Мбайт ОЗУ, видеосистема, поддерживающая разрешение 1024x768 точек при отображении 65 536 цветов, 8Х-дисковод CD-ROM, звуковая плата, мышь. Программа работает в среде Windows 2000/XP.
Разработка: DominiSoft
Издание: «1С-Паблишинг»
 
Купить номер с этой статьей в PDF
1504