Последнее обстоятельство вызвало беспокойство у тех, кто выпускает аппаратное и программное обеспечение для навигации. Однако после того, как навигатор Google все же вышел, производители навигационных устройств и программ вздохнули свободно – замах оказался сильнее удара. Теперь, получив русскую версию "Google Навигация", мы постарались проверить, так ли обоснованы были и претензии Google, и опасения потенциальных конкурентов.

Что имеем
На данный момент "Google Навигация" -- это приложение для Android (точнее, это функционал, включенный в мобильное приложение "Карты Google" для Android), и прежде всего, для смартфонов под управлением этой ОС. Навигационные устройства под Android есть, но их мало, хотя многие производители и планируют создать подобные решения. Так что испытывать новый сервис мы стали на смартфоне Samsung Galaxy S  scLCD I9003 , работающем под управлением ОС Google Android 2.2, --  серьезном аппарате с мощным процессором.
Мы учли, что GPS-приемники смартфонов заметно отличаются от специальных устройств, и это накладывает определенные ограничения.
Важнейшим отличием навигационного ПО компании Google стало и то, что к нему не прилагается никаких карт. По замыслу разработчиков, карты должны подкачиваться из Интернета. Решение спорное, поскольку требует наличия постоянного подключения к Интернету, в том числе и во время движения.

Скорость запуска и реакция на события
Первое испытание -- определение местонахождения телефона и его хозяина, иначе говоря, топопривязка. Холодный старт занимает продолжительное время. Сначала аппарат определяет местоположение, потом возможность навигации, потом качает карту. На все ушло не менее 5--6 мин. Заявленная точность топопривязки равна 10 м. Аппарат при этом не двигался, хотя и находился не в тепличных условиях -- рядом с высоким домом, закрывающим половину небосвода. Местоположение уточнялось по мере нахождения спутников практически в реальном времени, но в конце концов аппарат и ПО с поставленной задачей справились даже лучше, чем ожидалось. Это плюс для пешеходной навигации, где часто требуется большая точность, чем для автомобильной. Также данная возможность является заслугой приличного GPS-модуля в телефоне.
Последующие старты происходят быстрее, тем более что аппарат способен выполнять топопривязку как по спутникам, так и по сотовым сетям или Wi-Fi. В общем, это неплохо, так как дает шанс не терять возможность навигации при движении в тех местах, где спутники не видны, например под мостом.

Ввод и построение маршрута
Ввести информацию о пункте назначения можно тремя способами: набрать в окне ввода, произнести вслух или указать в телефонной книге контакт, в котором приведен адрес. Широко разрекламированный ввод голосом оказался абсолютно бесполезным. Его русский вариант не завершен -- он на стадии бета-проекта. Русского языка навигатор не понимает, предлагая назвать нужный адрес с английским произношением. А это не всегда получается. Так, вместо Арбата навигационное ПО пыталось отправить нас в «Старбакс», в Америку и еще бог знает по каким адресам в промежутке между Швецией и Египтом.
Забить нужный адрес с клавиатуры также с первого раза не удалось. Однако на всякий случай было указано телефону использовать для построения маршрута текущее местоположение -- должно помогать. Вместо московской улицы Глаголева Google упорно посылал в село Глаголево, что на Смоленщине, и в еще несколько мест на глобусе. Правда, после непродолжительной борьбы он все же неожиданно выдал путь не только к нужной улице, но и к нужному дому. Очевидно, прибор сумел воспользоваться историей прокладки маршрутов из аккаунта в сервисах Google. Чудеса, да и только!

К собственно навигационному ПО есть отличное дополнение в виде сервиса «Места». С его помощью легко найти ближайшее кафе, АЗС, гостиницу и т.п. К выбранному объекту можно проложить маршрут, прочитать отзыв о нем и дать его оценку после посещения. За такое удобство можно простить и рекламное объявление, скромно прилепленное в конце списка предлагаемых объектов. Внешне сервис выглядит как отдельное приложение, да и вызывается он таким образом, но, по сути, является встроенным в навигацию. Вводя конечный пункт маршрута, можно указывать не конкретный адрес, а именно искомый объект, например название кафе. Это удобно, но не новость -- похожие сервисы есть и в других навигационных программах, хотя у Google он выглядит более эффектно и привлекает внимание.

Ожидалось, что построение маршрута будет примерно таким же, как в сервисе "Карты Google". Ожидание оправдались с лихвой. ПО выстроило маршрут, как на привычных картах, -- близко к оптимальному, что не раз проверялось. Готовый путь представлен на карте полностью, а не только пошагово, как это происходит в большинстве навигаторов.
На карте маршрут рисуется с учетом пробок, причем сразу предлагается построить альтернативный путь. По умолчанию есть два ограничения, которые может задать пользователь, -- выезд на скоростные и платные дороги. Это, очевидно, заимствовано из американской практики, а у нас пока не актуально, и потому они были сразу отключены. До начала движения навигатор предлагает еще посмотреть и текстовое описание маршрута, как это делается и в классической интернет-версии. Полезное начинание, ведь можно изучить маршрут и повороты на нем, улицы, на которые надо будет свернуть и, в конечном счете, планировать движение на шаг вперед.

В пути
Как и интернет-версия навигации, предоставляемая Google, мобильный вариант предлагает добираться до пункта назначения на машине, пешком и на городском транспорте. Пешеходная навигация находится в стадии бета-тестирования и толком пока не работает. Тестировать же навигатор при езде на трамвае мы сочли излишним.
При движении вид карты преобразуется в псевдотрехмерный, как и на других навигаторах. Цветовые решения при этом схожи с теми, что применены в интернет-версии "Карты Google", чего и следовало ожидать. При желании разрешается использовать в качестве фона и фото, это, конечно, экзотично, но вряд ли имеет смысл.
Маршрут выделяется четко, повороты помечаются стрелками -- все привычно.
Голосовые подсказки у Google делаются приятным женским голосом, причем на хорошем русском языке, в отличие от навигаторов Garmin. Там противный женский голос (правда, военные утверждают, что именно такой и нужен, чтобы водитель не задремал) говорит на том, что сам считает русским языком, не произнося при этом правильно ни одного русского названия. Нет, у Google с русским языком все пристойно. Правда, навигатор подает всего две команды -- «Повернуть направо» и «Повернуть налево». Конечно, с указанием расстояния до поворота, но и без сообщения о том, на какую улицу надо поворачивать. Вот здесь и пригодится предварительное изучение текстового описания маршрута, предлагаемого сервисом по аналогии с интернет-картами. В некоторых случаях, когда требуется, например, на Ленинградском или Варшавском шоссе съехать на проезжие части – «дублеры», без этого не обойтись.

Нет и голосовых указаний, хотя бы общих, о том, какой полосы следует держаться. Вместо них на экране навигационного устройства показывается, в какую сторону будет следующий поворот – направо или налево. Спорное решение, так как требует уделять больше внимания экрану, а не дороге. Впрочем, значки-указатели со следующим поворотом – удобная услуга.
Если маршрут по каким-то причинам изменен, происходит его пересчет, о чем водителю сообщается голосом. Сам пересчет происходит очень быстро, быстрее, чем на автомобильных навигаторах. Тут, видимо, свою роль играет мощность Samsung Galaxy S.

Приехали
Наибольший скепсис вызвало, конечно, то, что навигатор от Google не самостоятельный продукт, а скорее, веб-сервис. Для работы с ним необходимо постоянное подключение к Интернету. Вероятно, из-за этого от него может отказаться большая часть аудитории. Кроме того, представляется спорным с технической точки зрения то, что прекращение по какой-либо причине непрерывного обмена данными между смартфоном и сервером лишает пользователя навигатора. Небольшой размер векторных карт, хранение их после скачивания в смартфоне и кэширование помогают плохо. Не радует и то, что пока данное решение доступно только для Android. Так как  цена аппаратов на базе этой ОС достаточно высока, численность пользователей этим проектом, прежде всего в нашей стране, будет не так уж и велика. К тому же и не все владельцы смартфонов на базе Google Android станут обращаться к сервису Google – кого-то из них отпугнет плата за трафик. Впрочем, кому-то она покажется вполне приемлемой -- за часовую поездку придется заплатить рублей 50. Обладатели тарифов с безлимитным доступом к мобильному Интернету здесь в выигрыше. Но даже те, кто не пользуется навигацией в поездке, может обращаться к предлагаемым сервисам от раза к разу -- для того, чтобы найти ближайшее кафе, банкомат, АЗС. Вот в таком виде новый сервис Google сейчас, пожалуй, имеет наибольшую перспективу.

Редакция благодарит российское представительство компании Samsung за предоставленный для тестирования смартфон.
 

Купить номер с этой статьей в PDF
5580