Надводная часть. Из заметных тенденций -- это дальнейшая работа по переводу клиентов с версии "1С: Предприятие 7.7" на 8.2 и более свежие. Дело в том, что возможности продукта 7.7 уже не позволяют компаниям функционировать адекватно законодательным нововведениям этого года и проводить столь же детальный анализ деятельности предприятия, как новая версия. Например, в версии 8.2 выполнена сертификация по статье 152-ФЗ "О персональных данных"). Она включает средства для отслеживания попыток проникновения -- это требование нового сертификата соответствия ФСТЭК. Борис Нуралиев, директор компании «1С», считает, что данная статья очень правильная, так как наряду с прочим ограничивает доступ госорганов к базам данных страховых, туристических и других фирм.
Смена версии «1С: Предприятия» повлекла и новые требования к технике. А вот в «1С: Управление и торговля» была добавлена возможность работы на тонких клиентах, что позволяет снизить стоимость парка компьютеров и их обслуживания. Но все эти изменения должен кто-то сделать.

Борис Нуралиев, директор компании «1С». Фото: Юлия Дюкова

Подсчет программистов. Борис Нуралиев назвал самой большой проблемой компании недостаток кадров. При этом была приведена статистика, свидетельствующая, что в 2009 г. из 69,8 млн. дееспособных россиян специалистов по ИТ было всего примерно 1 млн., или около 1,5%, т.е. в несколько раз меньше, чем в западных странах. По данным «1С», в их состав примерно в равных пропорциях входят системные администраторы, сотрудники «1С» и ее франчайзинговые партнеры, а также остальные профессионалы данного рынка (веб-дизайнеры и т.п.). По мнению сотрудников «1С», нашей стране нужно как минимум удвоить численность работников ИТ-сферы.


Положение усугубляется еще и тем, что в этом году школы выпустят всего 720 тыс. учащихся, т.е. почти вдвое меньше, чем выпустят дипломников (шесть лет назад в высшие учебные заведения поступили 1400 тыс. человек). Помочь смягчить этот демографический провал должны программы, согласно которым на уроках информатики в школе будет уделено больше внимания именно программированию, а не освоению прикладных программ. Также увеличивается количество бюджетных мест в вузах по специальности программирование, создаются колледжи (заведения со средним специальным образованием) по этой дисциплине.
Естественно, выпускники могут выбрать любую компанию, и потому «1С» присматривает их на олимпиадах двух типов: собственной по программированию и международной по решению финансово-экономических задач. Кроме того, была снижена цена на учебники по разработке ПО на фирменном языке и создано отдельное приложение для малых предприятий «1С: УНФ», чтобы упростить пользователям вход во вселенную «желтых» продуктов.
Для отслеживания новых бизнес-тенденций российская компания пытается создавать совместные предприятия с молодыми владельцами компаний, чтобы использовать их чутье рынка. Также она помогает фонду Бортника отбирать стартапы, достойные коммерческой помощи.

Борис Нуралиев подчеркивает, что «1С» -- это не бухгалтерская программа, а платформа для разработки приложений, выполненная на современном международном уровне, иначе была бы невозможна конкуренция с гигантами типа SAP на международном и внутреннем рынках. По этим же причинам пока не планируется переходить на модель SaaS, так как в ней партнерам будет трудно разрабатывать надстройки к существующей платформе.


Результаты работы. Самый известный айсберг -- не самый большой по размерам, а тот, что подбил «Титаник». Вот и труд компании оценивают не по усилиям. Но и с цифрами у «1С», работающей в океане финансов, все ОК. В настоящее время у основного департамента все подразделения являются прибыльными, несмотря на то что некоторые специфические бизнесы давно живут отдельно. Пожалуй, самая известная из подобных фирм -- «1С-СофтКлаб», распространяющая зарубежные и разрабатывающая собственные игры. Далее речь пойдет только об основном подразделении «1С».
Так, по данным IDC, доля «1С» на российском рынке с 2004 г. неуклонно растет (с 4,6% в 2004 г. до 22,3% в 2009 г.), хотя отчет и проводился в денежном выражении, а приходится бороться с более дорогими SAP-системами. Думаю, это лучшая самореклама для компании.

Купить номер с этой статьей в PDF
2150