Свирепый орк с разбега запрыгнул на крепостную стену, размахивая огромным кривым мечом. Удар -- и первый эльфийский копейщик пал, рассеченный надвое, еще удар -- и вот уже его товарищ отправился следом в Страну Вечной Охоты. Все новые и новые воины Света пытались остановить ужасного пришельца, но куда уж обычным ополченцам тягаться с закаленным в бесчисленных боях порождением Тьмы! Последней вслед за всем своим небольшим отрядом погибла симпатичная лучница-эльфийка.

Торжествующий наемник вскинул руки в победном экстазе и огласил окрестности ужасающим рыком: «Да здравствует Темный Властелин!» Но что это, как будто тень чего-то большого в мгновение ока накрыла кровавого триумфатора? Еще секунда -- и советский тяжелый танк ИС-2 раздавил орка, навсегда покончив с исчадием ада…
«Что за бред? -- недоуменно фыркнет читатель. -- Какие еще эльфы и орки в одном месте, в одно время с тяжелыми танками?! Да вы, любезный автор, верно обкурились чего-то не того!». А между тем я всего лишь кратко пересказал рекламный ролик игры «Мир танков» (World of Tanks, или просто WoT). Не верите? Сходите на YouTube или на сайт разработчиков, и вы убедитесь сами! А чтобы еще больше заинтриговать вас, сообщу, что WoT -- это ни много ни мало онлайновый «экшен»-имитатор, посвященный танковым боям Второй мировой. Представляю, как даже у искушенных игроков вытянулись лица: «Как это, онлайновый «экшен»-имитатор с танками, что это еще за зверь такой и с чем его едят?!». Что же, давайте повнимательнее присмотримся к новинке студии Wargaming.net.

Правила боя
Так, с чего же обычно начинается разбор полетов? Да, точно, с «богатого внутреннего мира» игры, т.е. с сюжета. Сразу ставим жирный прочерк: ничего подобного в WoT не сыскать и под микроскопом. Здесь никто не пытается скармливать вам мелко нарезанные кусочки сценария в перерывах между боями и уж тем более никто не собирается привязывать действия игроков к некоей Большой Истории, как в грядущей Knights of the Old Republic MMORPG. Боже упаси! Руководствуясь нехитрой формулой -- «PvP +Танк-раш -- наше все!» (PvP -- сокращение от англ. Player versus Player, игрок против игрока), разработчики недрогнувшей рукой отсекли от игры все лишнее, прямо как в известном высказывании Микеланджело про глыбу мрамора и статую. Кому как, а мне такой подход очень даже по душе: ничто не отвлекает от самого процесса игры и ничто не мешает наслаждаться геймплеем.

Впрочем, в своем стремлении не распыляться по мелочам Wargaming.net все же несколько перегнула палку. Трепещите фанаты World of Warcraft и подобных онлайн-толковищ: ко времени написания этих строк количество игровых режимов в WoT исчислялось цифрой -- фанфары! -- ОДИН! Да-да, единственным развлечением, доступным виртуальным танкистам с начала закрытого бета-теста игры, была битва за контрольные точки командами максимум 15 на 15 бойцов. И никаких вам «арен», RP, RPPvP (RP -- миры, где игрок должен обыгрывать роль своего персонажа; RPPvP -- то же, что и RP, но только с возможностью сражаться против других игроков) и прочей орко-эльфийской мути. А самое интересное состоит в том, что такая «примитивность», похоже, только льет воду на мельницу игры. Количество зарегистрированных пользователей уже перевалило за 1 млн., а недавно, если верить разработчикам, был поставлен мировой рекорд по одновременному пребыванию игроков в онлайне -- 100 тыс. человек на сервере! Вот уж действительно: все гениальное просто, особенно если знать, что и где упрощать.
А для любителей высокого в ближайшем большом обновлении будут введены клановые войны. Ничего особо революционного вроде бы не обещают: командир, заместитель, назначенные офицеры и рядовые бойцы будут сражаться за территорию на карте Европы. Как это будет реализовано на практике и не готовят ли нам разработчики каких-нибудь приятных (или неприятных) сюрпризов -- время покажет. Возможно, через полгода-год, если у читателей возникнет интерес, мы еще вернемся в «Мир танков» и оценим нововведения и изменения, произошедшие в игре за это время.

Железный поток
Танковый парк игры разделен на пять основных категорий: легкие танки --«светляки», предназначенные для разведки и быстрых рейдов в тыл противника,  средние и тяжелые -- «тяжи»; самоходные артиллерийские установки (САУ) двух типов -- противотанковые (ПТ) и гаубичные, стреляющие навесом. И как в настоящем танковом бою нет ненужных и бесполезных машин, так и в WoT каждой «железке» нужно найти правильное применение. Скажем, если «светляки» в вашей команде наглухо забились в кусты или того хуже, с шашками наголо рванулись в атаку впереди «середняков» и «тяжей», ждите беды. А вот если «мелюзга» тихо и аккуратненько ведет разведку, порхая по карте бабочкой, -- шансы выиграть у всей команды резко увеличиваются, особенно когда у разведчика хорошо «прокачана» рация. Подобным образом в принципе обстоит дело и с другими классами боевых машин, т.е. их роль на полях сражений отражена более-менее реалистично.

Историческая достоверность будто бы соблюдается и при моделировании каждого отдельного танка.  Но здесь уже приходится делать некоторые оговорки. Сами разработчики сформулировали это так: «…стопроцентным танковым имитатором World of Tanks назвать нельзя, потому что ставка делается не на абсолютную достоверность в управлении танками, а на динамику боев. Мы не ставили перед собой цели создать сложный имитатор, так как это могло бы повредить интенсивному и захватывающему геймплею…». Поэтому здесь на одной стороне медали -- «честный» расчет бронепробиваемости в зависимости от калибра и скорости снаряда, угла его встречи с броней и толщины последней, а на другой -- танк противника, выживший после того, как в метре от него упал 8-дюймовый гаубичный «чемодан»! Да, баланс -- великое дело, но у нас все-таки танки, причем до ужаса похожие на свои прототипы времен ВМВ, а не какие-то там маги с паладинами! Попробую сделать прогноз: дальнейшие «балансировки» неизбежны из-за наплыва в игру нубов (новичков), особенно забугорных. А что делать, ведь проект пока, на начальных этапах своего развития, должен расти экстенсивно, а публика любит что попроще? Ответ кажется очевидным: становиться менее сложным, отвечать, так сказать, запросам «казуалов»… Упрощение и приближение ко вкусам «среднестатистического игрока» -- это то, чего не избежали и более громкие продукты. Так, стоило ли надеяться, что дебютный онлайн-проект фирмы Wargaming.net минует чаша сия. Замечу, однако, что пока разработчикам все же удается удержаться на узкой тропинке между Сциллой реализма и Харибдой аркадности, не превращая свое детище в псевдоисторический клон «Танков оnline». За что им большое человеческое спасибо и троекратное ура!

Тачка на прокачку
Кто бы что бы ни вещал про «захватывающий геймплей», «оригинальную среду», графику и т.д. и т.п., а прокачка -- «наше все» в онлайновых играх! В WoT начинающему танкисту будет где развернуться. Скажем, только для Т-34 предусмотрены семь (или даже больше?) улучшенных деталей -- от форсированного движка до новой башни с орудием большего калибра. Правда, «не все йогурты одинаковы полезны», что-то придется развивать в первую очередь, а что-то -- во вторую, в зависимости от выбранного класса танка/САУ и стиля игры. Кстати, дельный совет любителям перескакивать с машины на машину: помните, что правило «танк предыдущего уровня, раскачанный под завязку, сильнее стокового танка следующего уровня» здесь именно правило, а не исключение. Поэтому копите внутриигровую «валюту» из расчета «новый танк + наиболее существенные модернизации к нему», а потом уже меняйте «железного коня»!

Но не только узлами и агрегатами богато «древо развития» WoT, не менее важно повышать опыт и улучшать умения членов экипажа  боевой машины. Да и собственно, что тут можно обсуждать, если «паспортные данные», приведенные в игровой энциклопедии, соответствуют танку только под управлением танкистов со стопроцентным опытом? Здесь уж всякие размышления на тему «прокачивать или не прокачивать?», на мой взгляд, совершенно излишни. В игре разница между экипажами с уровнем 50 и 75% видна в бою невооруженным глазом, а вариант «50% vs. 100%» и вовсе не стоит обсуждать -- смотрится пугающе! И потому второй совет таков: в погоне за убер-танками с мега-пушками не забывайте о тех, кто в этих боевых машинах сидит: себе дороже выйдет. В общем, всегда следите за выучкой экипажа, и будет вам счастье, и много очков в придачу.
В завершение темы развития и прокачки следует предупредить игроков-всезнаек, что «Мир танков», конечно же, базируется на схеме Free2Play (способ распространения компьютерных игр, позволяющий пользователю играть без внесения денежных средств). Разумеется, внутриигровые «деньги» можно зарабатывать, просто выигрывая. Но не думайте, что таким образом вы быстро достигнете высот, забьете свой ангар высокоуровневыми машинами и будете побрякивать медальками на вершине таблицы результатов. Тем, кто хочет быстрого продвижения в рейтинге, нужно готовиться менять свои кровные на внутриигровое «золото», тем более что на него и модифицироваться быстрее, и экипаж обучать… Что касается лично меня, то я не вижу ничего плохого в том, что «платники» имеют преимущество перед обычными игроками. Разработчикам в конце концов тоже надо что-то кушать. Тем более что баланс между прокачкой за реальные деньги и бесплатной, на мой взгляд, не далек от идеального, хотя и здесь есть над чем поработать, конечно же.

Череда приятных сюрпризов
Техническое исполнение игры заслуживает особой похвалы. Во-первых, картинка здесь действительно красивая, кто не верит -- смотрите экраны к статье. Во-вторых, интерактивность окружения на удивление высока: попробуйте как-нибудь, играя на городской карте, врезать по дому осколочно-фугасным, и сами все увидите. Про такую мелочь, как разваливающиеся под тяжестью танка хлипкие заборчики, и упоминать не стоит, это как бы само собой разумеется. Впрочем, и неразрушаемых объектов в WoT достаточно, т.е. интерактивность все же неполная. Не знаю, у кого как, а у меня даже и в мыслях нет осуждать за это разработчиков. Ведь все же это динамичный сетевой «экшен»-имитатор, а не «демонстратор технологий» в стиле Crysis 2 или Metro 2033… А в-третьих, большим плюсом в копилку игры стал звук. В общем, так: если графика и физика меня приятно порадовали, то звук поразил до глубины души! Для игры, сделанной на постсоветском пространстве, его качество просто запредельное. Я бы даже признал, что Wargaming.net задала новый стандарт качества для восточноевропейских разработчиков -- ни больше, ни меньше! Все рычит, бабахает и взрывается до того здорово, что кажется, будто ты и в самом деле находишься на поле боя… Так что не поскупитесь на хорошую акустику и, возможно, даже на отдельную (не встроенную) звуковую плату. WoT -- это как раз тот случай, когда такие траты имеют смысл.

Лестница в небо
Что же получается в итоге? Одни ругают «новорожденного» от Wargaming.net за излишнюю аркадность, другим, наоборот, игра все еще кажется слишком сложной, третьи что-то бубнят про всего один игровой режим, а четвертые жалуются, что разработчики их обманули, дав слишком много преференций игрокам с премиумом-аккаунтом… Но в полном соответствии с известной пословицей «Собаки лают, а караван идет!» игра «Мир танков» движется к успеху с неотвратимостью той самой танковой атаки. И пусть некоторые справедливо заметят, что 1,3 млн. онлайн-бойцов -- это на порядок меньше, чем все «население» World of Warcraft, все же не нужно забывать, что на Западе ее еще толком и не распробовали, так что есть, есть еще куда расти! Сразу вспоминаются скептические прогнозы специалистов, что данный продукт никогда не будет пользоваться популярностью у публики, избалованной магами, паладинами и принцессами в бронированных лифчиках.
В общем, следует признать: игра удалась, и удалась на славу! Разумеется, сейчас проект находится в стадии экстенсивного развития и расширения, когда разработчики стремятся охватить как можно большую аудиторию. Поэтому в обновления прежде всего будет добавляться то, что способно привлечь потенциальных пользователей: новые танки, карты и т.п. Все это вполне понятно и объяснимо. Посмотрим, будет ли «Мир танков» по мере «насыщения» игроками развиваться не только вширь, но и вглубь. Если ребята из Wargaming.net не начнут лениться, убаюканные первоначальным успехом своего детища, мы имеем все шансы через два-три года получить не просто очень хорошую, а прямо-таки гениальную игру, своего рода «Ил-2» с танками. Пожелаем же WoT такого же завидного долголетия и заслуженного признания, как и «Штурмовику». А кто еще не приобщился к виртуальным танковым баталиям, марш на сайт WoT регистрироваться! Тем более что здесь действительно тот случай, когда лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать или тысячу раз прочитать…

World of Tanks («Мир танков»)
Системные требования:
процессор с тактовой частотой от 2 ГГц, 1-Мбайт ОЗУ, видеоплата класса nVidia GeForce 6800GT с памятью 128 Мбайт и выше, 2 Гбайт свободного дискового пространства, скорость соединения с Интернетом 128 Мбит/с. Программа работает в среде Windows XP SP3/Vista/7.
Разработка: Wargaming.net
 
Купить номер с этой статьей в PDF
2417