Любителям классических походовых стратегий, в которых приходится поломать голову над решением сложных задач со многими критериями управления, предлагается новая игра — «Виктория II». Этот непростой для понимания продукт, успешно продолжающий традиции первой части, создала компания Paradox Interactive. На оте­чественные же просторы он вышел благодаря совместным усилиям фирм «1С-СофтКлаб» и Snowball Studios.

История

Действие в «Виктории II», развернувшееся 1 января 1836 г., продолжалось целое столетие. Это был интересный и насыщенный исторический период. По сути, в то время радикально изменились ход нашей цивилизации, лицо всей планеты, судьбы большинства ее больших и малых народов. А в начале XX в. разразилась Первая мировая война, создавшая предпосылки для Второй мировой.

Бурный этап развития человечества, известный как «промышленная революция», перевернул не только представления о научных и прикладных технологиях, но и о культурных ценностях вкупе с историческим наследием. Он буквально перепахал ниву патриархального уклада жизни большинства стран. За это время изменилось абсолютно все. Вместо легких красивых парусных судов, парящих над волнами, моря стали утюжить тяжелые дымные пароходы. На смену неприметным, порой заросшим травой грунтовкам для дилижансов пришли железные дороги с высокими насыпями и автотрассы. И понеслись смрадные паровозы и неказистые еще автомобили. Вместо пасторальных пейзажей, небольших чистых городков и деревушек повсеместно возникали огромные города, небо над которыми почти всегда было затянуто дымом из заводских труб. Наконец, даже в воздушный океан, доселе принадлежавший лишь птицам небесным, поднялись пока что неуклюжие аэропланы.

Игра начинается 1 января 1836 г.

Изменился и ритм человеческой жизни. Вместо спокойной работы и неторопливого выполнения домашних дел людям, подстегиваемым неуемной жаждой наживы или жестоким начальственным приказом, пришлось научиться работать и перемещаться буквально бегом, причем порой из последних сил.

Впрочем, что говорить о людях, границы многих стран в тот период значительно передвинулись. Особенно разительные перемены произошли и в их политическом устройстве. Многие абсолютные или близкие к абсолютизму монархии стали президентскими или парламентскими республиками, а одна даже Республикой Советов.

Заметно изменились и сами основы существования тех государств, чьи действия и решения определяли судьбы мира.

Впрочем, все же нельзя назвать данный период гибельным для всех империй хотя бы уже потому, что в течение этого времени милитаристская Пруссия смогла-таки объединить весь немецкий народ. Она собрала раздробленные земли и создала могучую кайзеровскую (германскую) империю — будущую разжигательницу пожаров Первой и Второй мировых войн. К тому же за океаном поднималась такая страна, как США, ставшая одним из ведущих игроков на политической арене второй половины XX в. Ее лидеры с самого начала не слишком-то скрывали свои имперские амбиции.

Игровые параметры

Вот это непростое столетие и предстоит провести пользователю в роли лидера одного из более чем 200 доступных для управления государств. И здесь ему должны будут помочь игровые параметры, которых в «Виктории II» больше сотни.

Огромной оставалась еще территория империи Габсбургов

Вообще-то, давно установлено, что человек способен эффективно работать с пятью-семью параметрами одновременно, а особо одаренные справляются даже с дюжиной. Однако для разработчиков игры ученые мужи, видимо, не указ. Поэтому одних только ресурсов в комплексной экономической системе «Виктории II» оказалось более 50 видов, да еще к ним добавлены различные типы промышленных предприятий. Кроме того, есть и дипломатия с десятком доступных действий по отношению к остальным странам, и наука, содержащая огромное разветвленное дерево технологий с сотнями возможных исследований, и многое-многое другое.

Вероятно, разработчики, стремясь как-то упростить деятельность игрока, разделили все параметры на восемь направлений: «Производство», «Бюджет», «Технология», «Политика», «Население», «Торговля», «Дипломатия» и «Военная мощь». Первое из них распадается на собственно производство различных товаров — фабрики, поддерживающие 48 типов продукции, и проекты. А они, в свою очередь, также делятся на несколько категорий и т. д.

«Бюджет», как и полагается, состоит из доходной и расходной частей, причем и в той и в другой имеется по шесть параметров, регулируемых «ползунками». Важно не только поддерживать баланс между обеими сторонами бюджета, но и стимулировать разные группы населения налогами и финансированием.

Такое направление научных исследований, как «Технология», в принципе понятно. Здесь есть пять групп перспективных изысканий, в каждой из которых содержится по пять подгрупп. Однако изучать в определенный момент времени допускается что-то одно. По сути, практически любая новая технология приносит стране определенную выгоду, но в конкретной ситуации какая-то из них бывает особенно полезна.

Экран «Политики» позволяет изучить, а при наличии соответствующих возможностей и изменить существующую в стране политическую систему. Здесь также предусмотрено множество реализуемых реформ и специальных государственных решений, приводящих к таким переменам.

Сложно поддерживать положительное сальдо в бюджете

В «Населении» опять-таки посредством нескольких десятков параметров описывается состояние жителей страны. Здесь представлены и национальный, и профессиональный состав населения, а также, что весьма важно, уровень недовольства правителем. «Торговля» открывает возможность закупать или продавать различные товары. Причем рынок подразделяется на внутренний и международный (общий), и на них ежедневно обновляются все цены. Обычно торгово-закупочные функции автоматизируются, однако разрешается поиграть в «быков» и «медведей».

«Дипломатия» дозволяет проворачивать разные международные дела, например вступать в союзы, улучшать отношения или даже объявлять войны. А вот в последнем направлении, «Военной мощи», игрок сможет заняться привычным делом — рекрутированием нужных войск.

Чтобы разобраться с предложенным многообразием и понять, как проходить «Викторию II», стоит, прежде чем приступать к самой игре, обратиться к курсу обучения. Причем начинать лучше не с какой-нибудь из мощных империй, а с небольшого цивилизованного государства. Под такими странами разработчики из Paradox Interactive однозначно понимают те, которые демонстрируют приверженность курсу либерального капитализма. Их позиция выглядит довольно странной для нынешнего времени. Сейчас даже многие его приверженцы стали серьезно сомневаться в своей правоте и все внимательнее приглядываются к опыту Китая. Есть в «Виктории II» и другие, мягко говоря, спорные моменты.

Грязное дело эта политика

Однако вернемся к основной задаче игрока — превращению выбранной страны в могучую сверхдержаву. И какой путь он при этом изберет — военный, экономический или дипломатический, решать только ему. Правда, для начала ему нужно продержаться хотя бы столетие, не позволив внешним агрессорам или внутренним мятежникам развалить страну. Кстати, для любителей сетевых баталий в «Виктории II» предусмотрен многопользовательский режим с поддержкой до 32 игроков.

* * *

Авторы называют свой продукт «Большой стратегической игрой». Увы, с ними трудно согласиться. Из-за явной перегруженности регулируемыми параметрами, делающей «Викторию II» трудной для понимания и управления, ее скорее можно назвать «тяжелой стратегической игрой.».

Виктория II

Системные требования: Pentium 4—2400, 2?Гбайт ОЗУ, видеоплата nVidia GeForce 8800/ATI Radeon X1900, совместимая с DirectX аудиосистема, не менее 2 Гбайт свободного дискового пространства, 8Х-дисковод DVD, мышь. Программа работает в среде Windows XP/Vista/7. Для многопользовательской игры необходимо подключение к Интернету.

Разработка: Paradox Interactive

Издание: «1С-СофтКлаб», Snowball Studios

Советы и рекомендации
  • Не поленитесь если уж не полностью пройти, то хотя бы заглянуть в развитый режим «Обучение». Поскольку в игре огромное количество параметров, неофиты обязательно должны это сделать.
  • Обратите внимание, что обучаться можно в двух вариантах: на одном уровне сложности или по одному из направлений развития.
  • Не спешите сразу начинать игру за какую-либо из огромных империй. Разумнее сначала попробовать свои силы на небольшом государстве, например на Бельгии.
  • Научные исследования — важный компонент игры, но не настолько, насколько в «Цивилизации». Не стоит тянуть гражданскую науку из последних сил, иначе плодами исследований может воспользоваться кто-то другой.
  • Внимательно следите за казной, чтобы не оказаться банкротом, ведь при отрицательном бюджете государство автоматически берет заем.
  • Отслеживайте уровень недовольства в стране. Если ситуацию запустить, то легко получить стотысячную повстанческую армию, с которой не справятся никакие регулярные войска.
  • При заключении союзов будьте готовы к тому, что «друзья» втянут вашу страну в какую-нибудь совершенно ненужную войну.
Купить номер с этой статьей в PDF
1511