В нашем ближайшем бушующем мире наблюдаются явления, в повторяемости которых не приходится сомневаться. Скажем, восход и закат солнца, первый снег… или появление Николая Баскова на пару с Максимом Галкиным в новогодней телепередаче. Как сформулировать свое отношение к такому постоянству, особенно в последнем случае, прямо даже и не знаешь. Остается лишь принимать все как должное, руководствуясь простыми истинами в стиле «у природы нет плохой погоды…», «чему быть, того не миновать…» и т. п.

Что касается игровой индустрии, то в последние годы подобной «мировой константой» стали продукты серии Call of Duty. И хотя в них сюжет раз от раза становится глупее, а игровой процесс в большей степени опирается на «скриптовые костыли», все равно ажиотаж почтенной публики обеспечен. Правда, львиную долю популярности «Зова долга» обеспечивают приставки, а там секрет успеха известен: «Еще проще, еще быстрее!». Что же, общая консолизация «стрелялок» — неизбежный процесс, ведь издателям очень выгодно выпускать игры на «коробках»… А значит, остается только смириться и принять это как должное, поскольку другого выхода все равно нет.

Появлению «Зова долга» нынешнего года — Call of Duty: Black Ops — предшествовала детективная история с элементами столь любимой за океаном судебной драмы. Буквально на финишной прямой, перед выходом окончательной версии, отцы-основатели серии из студии Infinity Ward вдрызг разругались с издательством Activision. Официально — из-за «финансовых разногласий», но складывается впечатление, что талантливые разработчики просто устали из года в год делать одну и ту же Call of Duty под давлением издателя. Классический, на мой взгляд, конфликт: авторы, понимающие, что на повторении старых идей далеко не уедешь, хотят новизны, а руководство, боящееся испортить раз найденную формулу успеха, норовят всячески умерить творческую активность подчиненных, а то и вовсе свести ее на нет. Ну а дальше, как водится, вспоминаются дела денежные, и пошло-поехало, завертелась карусель…

Впрочем, ни на сроках выхода, ни на качестве новой СoD этот скандал в благородном семействе не должен был отразиться. С самого начала право на продолжение легендарной серии было доверено студии Treyarch, которую все полюбили за водружение знамени Победы над рейхстагом в CoD: World at War. Что же, посмотрим, как разработчики, всегда считавшиеся вторым номером, подмастерьями у гениев из Infinity Ward, справились с легендарным брендом. Итак, перед нами Call of Duty: Black Ops.

И чушь прекрасную несли…

Есть такая хитрость, помогающая начинающим киносценаристам: если сюжет фильма никак не идет на ум — пиши про всемирный заговор! Однако бредить нужно вдохновенно, а изгибы и повороты сценария делать неожиданными и эффектными, чтобы публика только и успевала за голову хвататься да за кресла держаться. А если при этом еще и подавать сюжет в виде воспоминаний главного героя, у которого ни с того ни с сего приключилась частичная амнезия (как оригинально, ролевые игры улыбаются и машут ручкой!), то, пожалуй, можно рассчитывать на успех и у критиков — они любят претензии на психологизм. Да, и конечно же нужен открытый финал! Почему-то именно эта «фишка» больше всего ценится у всех категорий зрителей — см. недавно прошедший фильм «Начало».

Догадливые читатели уже смекнули, к чему все эти замечания, а для остальных я кратко изложу сюжет Black Ops. Зачин, как любят говорить в Интернете, переносит в 1945 г. Страшный генерал Драгович — очень русская фамилия, не правда ли? — прибирает к рукам новейшую разработку фашистов: нервно-паралитический газ Nova-6. А теперь вы догадались, что будет дальше?! Ну да, разумеется, мечта негодяя — уничтожить с помощью ядреной отравы США, чтобы «раз и навсегда покончить с миром капитализма». Последнее, кстати, прямая цитата из игры. Эту фразу произносит сам генерал, но почему-то без характерного зловещего хохота. Странно, ведь сценаристы из Treyarch уверяют нас, что Драгович настолько суров, что ни Сталин, ни Хрущев, ни кто-либо из руководства СССР ему не указ. А какой же мегазлодей без демонического смеха? Недоработка, учиться еще и учиться разработчикам у коллег из Голливуда.

Сама игра, как легко угадать, посвящена попыткам Главного Героя & Co помешать адским козням злодеев-коммунистов и в очередной раз спасти мир. Короче говоря, штамп на штампе и штампом погоняет. Впрочем, а когда это сюжет в Call of Duty был чем-то большим, чем поводом для язвительных острот? На ум сразу приходит CoD: World at War той же Treyarch. Но, во-первых, там разработчики сами себя ограничили некоей исторической достоверностью, во-вторых, нужно признать, что даже при этом в игре нет-нет да и расцветала развесистая клюква! А в Black Ops, видимо, было решено не сдерживаться и, следуя приведенному выше завету сценаристов, бредить вдохновенно… Результат каждый может оценить сам, благо офлайновая кампания короткая, в 3—4 ч легко уложиться. Надо это вам или нет с таким сюжетом, решайте, как обычно, сами.

День железнодорожника

Если сюжет Black Ops представляет собой вольный пересказ голливудских страшилок про злых «комми», то геймплей — беззастенчивая калька с предыдущих игр серии. Игрок добегает до невидимой «кнопки» «Вкл.» — и конвейер заработал, вываливая бесконечные порции «мяса». Теперь нужно не мешкая продвигаться к «кнопке» «Выкл.», нажатие на которую остановит поток врагов. Плюс к этому периодический тир с транспортных средств, ролики и сцены на движке да автосохранения на контрольных точках… Короче, все то же самое, что в World at War и в обеих Modern Warfare, ничего нового.

Жалкие попытки Black Ops пару раз за все действо прикинуться «стелсом» ничего, кроме смеха, не вызывают. Предлагаются лишь 2 мин бесшумного отстрела врагов из арбалета, 5 мин скрытого вырезания ножом и установки подрывных зарядов. Даже недавняя Medal of Honor, где подобным действиям посвящена целая миссия, обошла творение Treyarch! Обещанная разработчиками «большая свобода перемещений для игрока» так и осталась несбыточной мечтой. Путь к победе по-прежнему пролегает по невидимым «рельсам», с которых и хочешь, а не соскочишь. В общем, формула успеха у публики найдена, и никому не позволено ее менять, пока старые идеи не заведут серию в тупик.

Разработчики из Treyarch, прекрасно понимающие, что одним повторением пройденного игроков не заманишь, честно попытались заняться «инновациями» и «модернизациями». Первое нововведение — довольно бестолковая мини-игра по управлению наземным отрядом с самолета. В ней надо быстро и правильно нажимать кнопки, отдавая соответствующие обстановке команды. Оригинально, но, в общем-то, не более чем забавная безделушка. А вот появление в Call of Duty вертолетов, которыми можно управлять, пожалуй, в масштабах серии потянет на сенсацию. И не стоит волноваться тем, кто робеет перед имитаторами: управление «вертушками» чисто аркадное, так что никаких сложностей не возникнет. Зато гарантировано море удовольствия, сам проверял! По-моему, «охота с вертолета» — самое яркое и запоминающееся, что есть в новой CoD, хотя у вас, разумеется, может сложиться свое мнение на этот счет.

В целом же, увы, впечатления от игрового процесса CoD: Black Ops неутешительные, за исключением безусловно удачной находки со «смертью с небес». Все предложенное уже было тысячу раз видано-перевидано в предыдущих сериях, да и в других «стрелялках» также. Прибавьте к этому откровенно бредовый сюжет и поймете, почему так хочется поставить Treyarch заслуженную тройку за халтуру. Однако всегда остается последняя надежда — мультиплеер…

Мир… Call of Duty

Надо сказать, что наша надежда оправдалась на все сто процентов. Разработчики продукта, собрав для одиночной кампании все, как им казалось, лучшее из предыдущих Call of Duty, точно так же подошли и к сетевому режиму. И здесь это пошло игре на пользу. В результате получилось 30 игроков вместо 18 (их количество почти сравнялось с первой Modern Warfare, разница в два человека ничтожно мала). Кроме того, вернулись выделенные серверы (поклонники онлайна в стиле CoD кричат «Ура!!!») и командный чат. Этого мало? А еще предлагаются ведение игры со встроенными ботами (полезно для заучивания карт), расширенные возможности по «кастомизации» оружия (теперь на нем даже можно рисовать эмблемы, как в каком-нибудь Halo), встроенный видеоредактор матчей (снова привет от творения Bungie) и новые режимы игры, объединенные в отдельную категорию. Как вам понравится, скажем, традиционный Deathmatch без огнестрельного оружия, только с ножами, томагавками и арбалетами? Вот и узнаете — нужно лишь щелкнуть мышью на ярлыке, запускающем мультиплее­рную часть игры!

И все же главное нововведение, которое сразу же бьет в глаза, — фактическое внедрение внутриигровой валюты, так называемой CoD Points (CP). Теперь, чтобы разблокировать тот или иной ствол, обновление к оружию, «перк» (perk — это специальная возможность, позволяющая игроку слегка «подправить» правила игры) или даже простенькую эмблему, недостаточно дорасти до нужного уровня, придется раскошеливаться на то или иное количество CoD Points. Пока CP зарабатываются — или про­игрываются в специальных режимах игры на «деньги» — совершенно бесплатно, подобно очкам опыта. Но не за горами тот день, когда Activision начнет выпускать специальные карты оплаты для размена виртуальных CoD Points на вполне реальные доллары, евро и рубли. Дальше потихоньку будут вводить и другие «дополнительные услуги» за небольшие деньги, а завершится все — правильно! — абонентской платой и игрой, полностью привязанной к мультиплееру.

Не зря, совсем не зря глава Activision Бобби Котик недавно заявил, что его сокровенная мечта — полностью прописать «вселенную Call of Duty» в онлайне по образцу World of Warcraft. Да, вот уж воистину: жадность издателей стала бичом для современных компьютерных игр! Уже появилась урезанная Starcraft 2 с ограниченным «сроком годности», а теперь и еще до одного легендарного бренда дотянулись загребущие лапы котиков… Грустно, очень грустно все это, дорогие читатели, так что мой вам совет: наслаждайтесь сетевой игрой Black Ops, благо денег за нее пока просят один раз, причем немного. Вполне возможно, что перед нами последняя CoD без абонентской платы, и к тому же онлайновые режимы игры удались на славу!

Две стороны медали

Техническое исполнение игры оставляет двоякое впечатление. В динамике все просто замечательно: сочная картинка, взрывы, огонь, размытие изображения в нужных местах… Но стоит только остановиться и приглядеться, как сразу же бросаются в глаза какие-то ужасные грубые текстуры, корявые модели объектов или даже вовсе непробиваемые «железобетонные» занавески на окнах. Последнее, положим, еще можно понять и принять — в конце концов, серия никогда не славилось продвинутой физикой. А вот огрехи графики вызывают, мягко говоря, недоумение: ни в одном из Modern Warfare такого безобразия не было. Неужели разработчики из Treyarch просто перестарались с улучшениями движка игры и не сумели все отладить до конца? Ладно, будем надеяться, что это было в первый и последний раз и в следующем CoD они все исправят, догнав и перегнав корифеев из Infinity Ward.

А вот за что программистам можно поаплодировать, так это за оптимизацию игрового «моторчика». Имеющий горький опыт с современными «стрелялками», я даже и не надеялся нормально побегать в Black Ops на своем ноутбуке… Однако игра меня приятно удивила — она не только пошла, но и позволила выставить вполне приличные графические настройки! Хотя бы какой-то прок есть от мультиплатформенности, не все же одним минусам быть. Да и вообще, системные требования по нынешним временам не впечатляют, так что радуйтесь: задумываться о модернизации ПК не придется, это не грядущий Crysis 2!

Вечный «Зов долга»

Когда вы установите Call of Duty: Black Ops, то обнаружите на своем Рабочем столе два ярлыка — для одиночного и для сетевого режима игры. Это символично, потому что именно так, как две абсолютно разные игры, на мой взгляд, и следует оценивать результат усилий Treyarch. И если рельсовая, насквозь «проскриптованная» одиночная игра с бредовым сюжетом заслуживает лишь удовлетворительной оценки, то действо в режиме мультиплеера, напротив, достойно самых теплых слов и пристального внимания. В свете мечтаний издателя о полностью онлайновой Call of Duty это симп­томатично, не правда ли? А вообще, поживем — увидим, может быть, «мировой разум» нашепчет что-то такое руководителям Activision, после чего они закрутят разработчикам гайки, и мы получим в следующем году совершенно другой, новый «Зов долга». Ведь надежда умирает последней, особенно если ее называют Call of Duty!

Call of Duty: Black Ops

Системные требования: Intel Core Duo E6600/AMD Phenom X3 8750 или лучше, 2?Гбайт ОЗУ, 12 Гбайт свободного дискового пространства, видеоплата nVidia GeForce 8600GT/ATI Radeon X1950 Pro или лучше с 256 Мбайт видеопамяти и с поддержкой Shader 3.0, звуковая плата, мышь, 8Х-дисковод DVD. Программа работает в среде Windows XP/Vista/7. Для активации игры необходимы интернет-соединение и учетная запись в Steam!.

Разработка: Treyarch/Activision

Издание: «1С-СофтКлаб»

Тестирование проводилось на ноутбуке MSI FX600. Быстрый процессор i5 и дискретная видеокарта nVidia GT 325M позволили игровой программе автоматически выбрать разрешение 1024×768 точек. Растягивать картинку до «родного» для ноутбука разрешения (1366×768) не стали, чтобы не пришлось жертвовать красотами игры.