Социальная сеть — довольно сложная по своей структуре система, предоставляющая широкие функциональные возможности и позволяющая каждому буквально через несколько шагов познакомиться с любым из ее участников. Поэтому не случайно все чаще обсуждаются вопросы, касающиеся функционирования таких сетей на системном уровне.

Чтобы наши читатели могли расширить свой кругозор в этой области, предлагаем их вниманию работу «Социальные сети: модели информационного влияния, управления и противоборства», подготовленную сотрудниками Института проблем управления РАН и вышедшую уже вторым изданием.

Конечно, для того чтобы пользователи в своей ИТ-жизни сумели максимально применить полученные из этой книги знания, им придется приложить усилия на уровне общения с учебником высшей математики. Естественно, каждый из них решает свою жизненную задачу. К примеру, один создает собственную подсеть в социальной сети с определенным набором функций, а другой на входе в нее размышляет, что же он будет там делать. Потому-то и уровень понимания феномена социальной сети разнится: кому-то стоит дотошно изучить эту книгу, а уже разобравшимся достаточно будет прочитать предисловие и избранные страницы отдельных глав, чтобы уяснить терминологию и некоторые факты, а также найти ссылки на другие работы. Главное, в результате оба пользователя поднимутся на более высокий уровень понимания того, что представляет собой социальная сеть.

Авторы книги «Социальные сети: модели информационного влияния, управления и противоборства» на более чем 200 страницах рассматривают социальные сети с функциональной точки зрения, как игру. Такой подход к соцсетям интересен тем, что расширяет системные представления о них, поскольку пользователь, прежде чем приступить к интерактивным действиям, сможет более полно сформировать свое поведение, как правило, в рамках игровой модели.

В предисловии работы представлены основные понятия, классификация и модели социальных сетей, а также их примеры. Во введении, названном «Игры и сети», объединяются оба эти системных понятия. Первая глава посвящена модели влияния агентов в социальных сетях, причем обсуждаются индексы их влиятельности и дается оценка общего знания о степени влияния действий отдельных участников и коллективных. Во второй показаны модели социальных сетей, в которых важную роль играет случайное поведение агентов. В частности, рассматриваются вырожденные и невырожденные, конечные и бесконечные (с очень большим числом членов сети) социальные сети и даются их формальные описания.

Далее излагаются сведения о моделях управления деятельностью агентов и об организации противоборства в социальной сети на основе информации о ней. Например, представлены модели информационного влияния типа процессов А. А Маркова (известного русского математика XIX—XX вв.), а также рассмотрена роль информационного влияния и мнений членов сети. Интересен авторский взгляд на унифицированное управление в однородных сетях и на роль в этом процессе СМИ. Кроме того, уделено внимание вопросам управления, связанным с репутацией членов сети и доверием к ним, информационному противоборству в ней на основе распределенного контроля и согласования интересов ее членов. Затронуты и такие проблемы сетей, как информационная эпидемия и средства защиты от нее.

Завершает книгу глава об имитационном моделировании информационного влияния и управления в социальных сетях, в которой описан программный комплекс, используемый для моделирования, и приведены результаты имитационного моделирования.

Социальные сети: модели информационного влияния, управления и противоборства

Авторы: Д. А. Губанов, Д. А. Новиков, А.Г. Чхартишвили

Переплет: мягкий

Объем: 228 с.

ISBN: 978‑5‑94052‑194‑5 (Физматлит)

978‑5‑94057‑669‑3 (МЦНМО)

Дата выхода: 2010 г.

Издательство: Издательство физико-математической литературы: МЦНМО

Купить номер с этой статьей в PDF
1135