На сей счет в пособии даже предусмотрены специальные врезки, так и называющиеся, — «Родителям на заметку».

В «Мастерскую игрушек» советуем заглянуть не самым маленьким детям. Во всяком случае, они должны уже знать, что такое бисер, леска, синтепон, фанера, акриловые краски; должны уметь пользоваться вязальными спицами, лобзиком, дрелью… А в самом пособии есть врезки «Папа советует» и «Мама советует». Кстати, все рекомендации «Мастерской», включая «папины» и «мамины», трудно назвать подробными, скорее они напоминают последовательное описание технологических процессов. Видимо, составители этого продукта полагают, что пользователям хорошо знакомы детали таких процессов. Подумайте, каждому ли из нас известно, сколько времени сохнут акриловые краски и какой клей годится для соединения металла и фанеры, каждый ли имеет навыки работы с лобзиком, умеет грамотно шлифовать дерево наждачной шкуркой и т. п.?

Структура навигации в обоих электронных пособиях одинаковая — с элементами нелинейности. Значит, кроме как через меню на главном экране, в любой из разделов пособий можно войти и иным способом — будучи уже внутри какого-либо раздела. Там также есть меню детальное, с древовидной структурой, позволяющей отыскать (правда, вручную) любую страницу пособия. Построение разделов — классическое. Каждый является главой (в пособии «Читаем сами» они называются «Веселыми уроками»), которая в свою очередь включает параграфы (в «Читаем сами» на любой из них отводится по одной экранной странице, в «Мастерской» — по нескольку).

В «Мастерской игрушек» есть три раздела: «Из папиной мастерской», «Из маминой мастерской» и «Сделай сам». В «папиной» можно научиться делать игрушки из дерева, в «маминой» — из ткани и ниток, а для самостоятельных поделок набор исходных материалов гораздо шире — в дело идут скорлупки орехов, желуди, бумага, листья деревьев, пластилин, ракушки… В пособии «Читаем сами» четыре раздела: «Звуки и буквы», «Слоги и слова», «Предложения» и «Текст». Об их содержании легко судить по названиям.

Двумерные иллюстрации к параграфам пособий можно увеличивать на экране и выводить на печать. Следует отметить некоторую эклектичность в иллюстративном оформлении. По каким-то причинам красочные изображения соседствуют с черно-белыми и полутоновыми. Это бросается в глаза и ухудшает впечатление от продуктов.

Шрифт в пособиях изменить нельзя, и вполне вероятно, что установленный разработчиками его размер для кого-то из пользователей, особенно с учетом их возраста и опыта работы с компьютером, окажется мелковат. Для «Мастерской игрушек» это, возможно, и не критично, но о пособии «Читаем сами» такого сказать никак нельзя. Ведь хотя с данным пособием в основном работать придется взрослым, все же в нем есть параграфы, предназначенные для самостоятельных занятий ребенка. Они предлагаются на финальной стадии обу­чения, когда подразумевается, что малыш с помощью пособия уже начнет читать.

Правда, составители продукта постарались разрешить проблему малого размера шрифта, сделав буквы в тексте, предназначенном для самостоятельной детской работы, прописными. Но при этом они породили другую проблему, не приняв во внимание то, что маленьким читателям очень важно усвоить, что наряду со строчными буквами есть еще и прописные, с которых начинаются предложения.

Отдельные задания в «Читаем сами» толкуются двойственным образом, и порой в них трудно разобраться даже взрослому человеку. Каким образом, например, можно «изобразить» жужжание большой и маленькой мухи? Глагол «изображать» в первую очередь подразумевает работу с графикой, с картинкой. Корректнее было бы употребить какой-либо иной глагол, в частности, «продемонстрировать», «озвучить»…

Чтобы прокомментировать качество учебного материала, использованного в «Читаем сами», процитирую стишок о букве «З». Он на злобу дня, ведь страна перешла к рыночной экономике: «В ЗАМКЕ НАШЕЙ ЗЛАТЫ ПОВСЮДУ БЛЕСТИТ ЗЛАТО, И У САМОЙ ЗЛАТЫ КОСА СЛОВНО ИЗ ЗЛАТА! НА СОЛНЫШКЕ СВЕРКАЕТ, БЛЕСК ЗЛАТА ЗАТМЕВАЕТ!» Текст специально набран так же, как это сделано в пособии. Вам удобно отделять в нем имена собственные от прочего «злата»?

Для чего-то составители этого пособия затеяли теоретическую беседу на тему, достойную уровня специалистов лингвистического института. Вот их вопрос. Являются ли текстом предложения, приведенные в следующей последовательности: «РИТА ЗАПЛЕЛА ВОЛОСЫ В БАНТ. ПОСЛЕ ДОЖДЯ ВЫРОСЛА ТРАВА. РЕБЯТА ОЧЕНЬ ЛЮБЯТ ХОДИТЬ В ПОХОДЫ»? Полагаю, обсуждать это в рамках данного продукта просто неуместно.

Зачем понадобилось вводить в пособие, ориентированное на первые шаги в чтении, такие термины, как транскрипция, апострофы? Это более подходит для средних классов школы. Вероятно, применив их, разработчики решили сэкономить на озвучивании? Не стали использовать весьма уместный для продукта подобного рода арсенал возможностей мультимедиа (не сопроводили его аудиозаписью) и потому «на пальцах» попытались объяснить то, что лучше один раз услышать. Кстати, «Мастерская игрушек» — также «немой» продукт.

В заключение сообщаю, что со своим ребенком по пособию «Читаем сами. Ступень 2» я бы заниматься не стал. «Мастерской игрушек» я бы еще сумел воспользоваться, правда, с учетом того, что руки у меня растут из нужного места да и некоторый опыт в различных ремеслах уже поднакопился.

Читаем сами. Ступень 2

Мастерская игрушек

Системные требования: Pentium III-500 (800 МГц для Windows Vista/7), 128‑Мбайт ОЗУ (512 Мбайт для Windows Vista/7), видеосистема, поддерживающая разрешение 1024×768 точек при отображении 65 536 цветов, 8×-дисковод CD-ROM, мышь. Программы работают в среде Windows 2000/XP/Vista/7.

Разработка: ID Company

Издание: «Новый Диск»