DataTrack

Сайт: datatrack.ru

Старт проекта: планируемый запуск в ноябре 2010 г.

Проект DataTrack, в отличие от остальных рассматриваемых в этой рубрике решений, не интернет-сервис, а обычное приложение. Тем не менее мы сочли нужным рассказать о нем, ибо Data Track предназначен для мониторинга электронного документооборота и контроля утечек конфиденциальной информации через Сеть. Более того, эта систем разработана именно для небольших компаний, что делает ее в своем роде уникальной.

Создатели DataTrack ранее трудились в крупных компаниях, разрабатывающих DLP-решения (Data Leak Protection -- защита от утечки данных). Подобные системы корпоративного уровня сложны и неповоротливы, их непросто устанавливать и внедрять. Один из авторов обсуждаемого проекта, Евгений Гребенкин, ранее был занят в компании InfoWatch. После своего ухода оттуда он еще несколько лет размышлял над тем, каким образом можно упростить решение задачи контроля утечки данных и как сориентировать продукт на другой сегмент рынка. Спустя несколько лет, работая в компании-интеграторе, Евгений с коллегами решал задачу автоматического разбора писем, поступающих по электронной почте в HelpDesk-систему. Именно тогда и пришло окончательное понимание того, как просто должна быть реализована система для клиентов SMB, которые ни одной из DLP-фирм пока вообще не рассматривались в качестве клиентов. Гребенкин и его единомышленники на собственные средства организовали компанию и занялись созданием такого продукта.

Работа над проектом началась в мае 2009 г., тогда же была образована и компания Invisilab. Сейчас приложение доступно для тестирования, а официальный запуск запланирован на ноябрь 2010 г. В фирме Invisilab над ним трудится команда из шести человек, среди которых есть специалисты, имеющие опыт в таких областях, как поиск информации (informational retrieval), интеллектуальный анализ данных (data mining) и обработка данных на естественном языке (natural language processing). Именно поэтому в DataTrack применены все технологии, в том числе цифровой отпечаток и контентный анализ, собственной разработки.

Евгений Гребенкин, управляющий партнер компании Invisilab, разрабатывающей решение DataTrack

Мы не следуем мэйнстриму, поэтому термин DLP не совсем подходит для DataTrack. Классический рынок DLP предполагает трех участников: разработчик программы, системный интегратор и клиент. Масштабные решения, например Infowatch или WebSense, предполагают эту трехуровневую модель и ориентированы на крупный бизнес. Для каждого клиента они, по сути, делают отдельный продукт.

Мы ориентируем свой продукт на малый и средний бизнес. Наши клиенты не могут себе позволить услуги интеграторов, которые в несколько раз увеличивают стоимость инсталляции. Поэтому мы предлагаем коробочный продукт, который можно так же просто развернуть, как и корпоративный антивирус. Убежден, что те времена, когда внедрение подобных решений требовало участия системных интеграторов, безвозвратно прошло. Убедиться в этом легко, загрузив с нашего сайта пробную версию продукта (до 10 пользователей) и установив ее силами штатного системного администратора.

Зачастую крупные компании вынуждены устанавливать DLP не для реальной защиты, а в качестве Compliance Software, т.е. для выполнения требований, предъявляемых свыше (государством, инвесторами, компаниями-акционерами). Аудитория DataTrack -- это сектор малого и среднего бизнеса, т.е. те заказчики, которым нужно знать картину и характер инсайдерских угроз. Именно для небольших компаний типична такая ситуация, когда происходит утечка, и руководство начинает подозревать сотрудников в нечистоплотности. Технического специалиста просят выявить нарушителя. Он садится, вооружается программами-шпионами и архиваторами, читает все проходящие пакеты по сети и распаковывает архивы. Решение DataTrack позволяет автоматизировать этот процесс и вести его постоянно, а не по запросу.

Начав с разработки коробочного продукта, создатели DataTrack быстро поняли, что современные тенденции развития облачных услуг применимы и на рынке DLP-решений. В настоящий момент готовится к выпуску SaaS-версия DataTrack, которую вообще не нужно устанавливать и администрировать.

Почтовые сервисы GMail и «Яндекс.Почта» предоставляют услугу почты в корпоративном домене. Многие компании SMB-сегмента уже перевели свою почту на эти сервисы, так как это уменьшает совокупную стоимость владения ИТ-инфраструктурой. DataTrack можно будет использовать как с собственными почтовыми серверами, так и с почтовыми сервисами Google и «Яндекса». Таким образом, DataTrack будет предоставляться как услуга. Подобных решений на рынке пока еще нет.

Сейчас продукт активно тестируется. Серьезная апробация проводится в одной российской компании, примерно на 30 рабочих местах -- проверяются в основном математические алгоритмы. Тестовая версия доступна для скачивания на сайте проекта. К октябрю текущего года она уже была скачана около 50 раз, что свидетельствует об определенном интересе к данному решению небольших компаний (по данным статистики, численность сотрудников таких фирм в среднем 20--30 человек).

Loginza

Дата старта: 5 апреля 2010 г.

Сайт: Loginza.ru

Сервис Loginza -- это система идентификации, обеспечивающая единый доступ к популярным веб-сервисам без отдельной регистрации на каждом из них. Собственно, многие сайты поддерживают идентификацию пользователей по OpenID. Это означает, что зарегистрировавшись однажды на сайте, считающемся провайдером OpenID (таковым является, например, «Живой Журнал»), можно пользоваться заведенной учетной записью на тех ресурсах, которые поддерживают данный механизм. В свою очередь, Loginza работает не только с OpenID, но и со многими другими провайдерами учетных записей, такими как «Яндекс», Mail.ru, Google, Twitter, Facebook, «ВКонтакте» и др. Владельцам интернет-ресурсов эта система позволяет значительно расширить возможности аутентификации на сайте, а значит, привлечь еще больше постоянных посетителей. Упрощается и жизнь обычных интернет-пользователей. Теперь они могут не проходить процедуру регистрации там, где работает Loginza, а использовать учетные записи популярных российских и зарубежных сайтов или же аккаунт, созданный на сайте loginza.ru.

Для веб-разработчиков Loginza -- это виджет, написанный на JavaScript, который легко вставить на любую страницу сайта. Для этого потребуется добавить несколько строк в код страницы. Разумеется, виджет Loginza можно настроить так, чтобы можно было отображать лишь кнопки некоторых провайдеров учетных записей, а также выбрать язык (на момент написания статьи были доступны только русский, украинский и английский). Имеются и готовые плагины Loginza для таких популярных платформ, как WordPress, Drupal, Joomla и phpBB.

Автор и разработчик системы Loginza, Сергей Арсеничев, честно признает, что идея была почерпнута из зарубежного сервиса RPXNOW (rpxnow.com). Этот сервис англоязычный и ориентированный на «забугорного» пользователя. Такое ограничение и заставило разработать собственный проект, ориентированный для использования на российских веб-сайтах. Изначально ресурс планировалось применять только в рамках сайтов той компании, где работает Сергей, но потом это решение было пересмотрено, и в итоге появился стартап Loginza.

Сергей Арсеничев, автор и разработчик системы Loginza

Точкой отсчета старта проекта Loginza мы считаем дату первой публикации информации о проекте на сайте «Хабрахабр» (habrahabr.ru/blogs/webdev/89944/) -- 5 апреля 2010 г. Именно после этого был получен хороший отклик и поступили интересные предложения и замечания, а мы поняли, что проект заинтересовал интернет-пользователей. Данный факт подтолкнул нас к дальнейшей работе над развитием проекта.

Решение Сергей разрабатывал самостоятельно, но в процессе работы к нему периодически присоединялись и другие, преимущественно, коллеги и друзья , которые тестировали функции сервиса и оценивали удобство интерфейса. Благодаря им, виджет и приобрел нынешний вид, став гораздо удобнее исходного.

Проект полностью создавался за счет собственных финансовых вложений, которые требовались для оплаты серверов, продвижения и затрат на рекламу. Однако планируется и введение оплаты за сервис. Текущий функционал проекта будет бесплатен, а дополнительные платные возможности будут добавлены для веб-разработчиков, например использование собственного дизайна оформления виджета, получение расширенной информации профиля пользователя через API и набор дополнительных провайдеров авторизации. Есть у разработчика и идея предоставить платформу авторизации Loginza в виде SaaS-продукта для корпоративных клиентов. В настоящее время Сергею поступило несколько предложений об инвестировании в проект Loginza и о дальнейших планах его развития. Переговоры пока ведутся.

Сейчас в каталоге сайтов, использующих Loginza, насчитывается несколько десятков проектов, среди которых такие популярные, как интернет-супермаркет Softkey.ru, «Вебпланета» и блог «Интернетные штучки».

SaveCopy

Дата старта: июль 2010

Сайт: SaveCopy.ru

Вы когда-нибудь задумывались, насколько критичны для компании перебои в работе интернет-сайта? Если проблемы затягиваются больше чем на несколько часов, то последствия могут привести к краху бизнеса, особенно небольшого. А ведь именно маленькие компании чаще всего размещают свои серверы и сайты не в собственном офисе, а в дата-центре хостинг-провайдера.

Если администратор не озаботился регулярным созданием резервных копий, потери могут быть непоправимы. Для того чтобы облегчить жизнь владельцам интернет-ресурсов, и был создан сервис SaveCopy. С его помощью можно регулярно делать резервные копии сайта и базы данных и надежно хранить их не на домашнем компьютере и не на сервере провайдера, а на нескольких серверах в удаленных дата-центрах. При этом процесс регулярного резервного копирования полностью автоматизирован, владельцу сайта нужно только указать данные для доступа к файлам сайта и базе данных и определить периодичность создания копий.

Антон Левин, разработчик SaveCopy

Мне пришла в голову мысль о том, что хорошо бы держать резервные копии хотя бы своих проектов не на том же самом хостинге, где находится и сам сайт. Большинство хостинг-провайдеров хранят резервные копии сайтов клиентов на том же самом сервере, что и сам сайт (это еще хорошо, если не на том же самом жестком диске). И сама услуга резервного копирования – всего лишь дополнение, никто ничего не обещает и не гарантирует. Меня не устраивала такая ситуация, и мне хотелось быть уверенным, что свои сайты я не потеряю.

Идея создания сервиса появилась после нескольких неприятных происшествий с крупными провайдерами. В конце марта этого года случился пожар в дата-центре провайдера hosting.ua -- часть серверов сгорела, многие владельцы сайтов, не имевшие резервных копий, не смогли восстановить утраченную информацию. Двумя неделями позже владельцы дата-центра «Оверсан», где стояли серверы хостинг-провайдера McHost, отключили этой компании все каналы доступа за неуплату. В результате многие компании -- клиенты McHost потратили несколько суток на восстановление своих сайтов.

Сразу же после этих событий началась разработка решения, и уже в июле сервис был запущен в работу. Первоначально над проектом трудились два разработчика -- нынешний владелец, Антон Левин, и его коллега, который позднее отказался от участия.

Аналогов SaveCopy практически нет. Есть сервисы, выполняющие те же задачи, но другим способом. Это в основном серверные решения, и владельцам простых тарифов виртуального хостинга они не подходят.

Средств в финансирование проекта было вложено умеренно -- один сервер у разработчика уже был, а второй пришлось взять в аренду в одном из дата-центров в Германии. Пока пользователей сервиса не очень много, что можно объяснить отсутствием какой-либо рекламной кампании. А значит, пока вполне достаточно имеющихся двух серверов, работающих в режиме зеркалирования. Таких мощностей хватит на несколько тысяч сайтов (если брать в расчет средний объем в 50 Мбайт). Однако SaveCopy изначально был рассчитан на использование нескольких серверов, так что новый при необходимости можно ввести в строй в течение нескольких часов.

Сервис задумывался как платный, однако сейчас можно сохранять свои копии совершенно свободно. В планах у создателя сервиса сделать начальный тариф с небольшим объемом бесплатного места на диске и возможностью расширить пространство за деньги.