За свой долгий (для компьютерной игры) путь Baldur's Gate получила немало дополнений и продолжений, а также накопила самые блестящие отзывы и рейтинги. Ее называют великой, легендарной, культовой и относят к родоначальницам жанра ролевых игр с элементами стратегии.

Однако все это в прошлом, и масса российских геймеров будет воспринимать ее в нынешнем, можно сказать, в самом осовремененном состоянии. Сразу стоит взять быка за рога и высказаться именно по поводу локализации, поскольку за десять последних лет она стала, наверное, единственным изменением, относящимся к разряду усовершенствований (да и то только в расчете на русско­говорящих игроков).

Прародительницей игры является серия книг «Аватары», написанных в жанре фэнтези о некоей вымышленной вселенной. Оттуда заимствован сюжет, в котором действуют все те же архаичные «герои магии и меча», от них же она унаследовала любовь к развитому диалогу. А поскольку компьютерная техника двенадцать лет назад была гораздо слабее нынешней, то оформить эти диалоги комфортно для игрового процесса можно было только в виде текстов. Вот этот материал и был переведен на русский язык. Что же касается звукового оформления, к которому относится набор нескольких фраз персонажей, то они остались на языке оригинала, т. е. на английском. Кстати, текст озвучен профессионально, что весьма помогает понять характеры персонажей, поддерживает колорит и создает настроение при сюжетных поворотах. Поэтому без столь же хорошего озвучивания на русском игра в чем-то уступила оригиналу.

Теперь о графике. Поскольку, как уже отмечалось, движок не модернизировался лет десять, то придется воспринимать графические возможности в том состоянии, в каком они были многие годы назад. На фоне новых игр, особенно тех, в разработке которых явно прослеживается гонка за визуальными эффектами, Baldur's Gate, несомненно, проигрывает: ей не хватает ни разрешения, ни палитры, что затрудняет даже чтение (текстов в игре много), так как ухудшает качество шрифтов. Современному игроку, полностью погруженному в трехмерное измерение, привыкшему менять ракурсы и масштабы игрового поля, явно не хватает возможностей псевдотрехмерной графики, заложенной в Baldur's Gate.

Выручает игру удачный геймплей, благодаря которому, надо полагать, Baldur's Gate и получила в свое время широкое и заслуженное признание. Игровой процесс выстроен гибко и гармонично (чего многим разработкам явно недостает), все реализованные хитрости управления можно осваивать постепенно, набираясь ума-разума в процессе общения с другими персонажами.

Главный герой, выбрав себе судьбу и профессию, действует в команде из четырех — шести союзников, которые дополняют отсутствующие в его профессии навыки и умения. Искусственный интеллект (вспомните, какие тогда были компьютеры), поддерживающий автономность действий членов команды, слабый, так что доверять ему не стоит. Кстати, это обстоятельство можно отнести и к достоинствам игры, поскольку оно не выключает намертво геймера из процесса. Управление действием происходит в реальном масштабе времени с использованием так называемой тактической паузы, во время которой можно изменять боевые (и мирные) задачи сподвижников.

Подчиняясь логике сюжета книжных первоисточников, игра не разрешает сразу внедриться в любой уголок придуманного мира Forgotten Realms (хотя его карта открыта с самого начала, как бы обещая предстоящие приключения). Преследуемый таинственным убийцей, главный герой постепенно разматывает клубок загадок своего происхождения, дающего ему право взойти на трон повелителя Забытого Королевства. Вполне вероятно, что и вам захочется пройти этот путь, чтобы попытаться реализовать такую возможность.

Наверное, бойцам виртуальных фронтов «с сединою на висках», обратившимся к Baldur's Gate, будет приятно вспомнить минувшие дни. Что же касается неофитов, то вряд ли локализация поможет данной игре собрать их сейчас вокруг себя. Эх, эту локализацию да лет бы десять назад!

Baldur’s Gate + Baldur’s Gate: Берег Мечей

Системные требования: Pentium III-600, 32‑Мбайт ОЗУ, видеоплата с 4 Мбайт памяти и поддержкой DirectX 7.0 и выше, 2,5 Гбайт свободного дискового пространства, звуковая плата, мышь, 4Х-дисковод DVD. Программа работает в среде Windows XP/Vista.

Разработка: BioWare Corporation

Издание: «Акелла»