Признайтесь, кто из нас в детстве не хотел быть «шпионом»?! Дорогие машины, шикарные женщины, драки, погони и непременное, как восход солнца, спасение мира в финале истории — вот с чем у публики обычно ассоциируется манящее слово «спецагент». Перефразируем известное высказывание: Бонд жил, Бонд жив, Бонд будет жить!.. в наших сердцах…

Впрочем, если верить все тому же кинематографу, деятельность рыцарей плаща и кинжала имеет свои национальные особенности. Так что если вы завербовались на службу под звездно-полосатым американским флагом, готовьтесь: «Астон-Мартина», двойного мартини «Смешать-но-не-взбалтывать» и Холли Бэрри или хотя бы Ольги Куриленко вам не видать как своих ушей! А ждет вас обязательный заговор, предательство со стороны собственных нанимателей и беготня по всему белому свету в поисках истины, которая, как обычно, где-то там… Да, строгие американские парни настолько суровы, что даже не отвлекаются на какой-то там пошлый гламур, женщин и горячительные напитки… Следовательно, и спасение мира в их исполнении выглядит не как изящная шутка английского джентльмена, а как тяжелая и грязная работа какого-нибудь фермера или шахтера.

К чему это лирическое отступление? А к тому, что сейчас к нам на разбор поступила самая настоящая ролевая игра про секретных агентов! Замысел широко известной в узких кругах студии Obsidian — сделать «Mass Effect про шпионов» — иначе как блестящим не назовешь. Потенциально, если бы разработчики потрудились чуть лучше, могла бы получиться настоящая бомба… но вышла Alpha Protocol со всеми своими достоинствами и недостатками. Однако не будем забегать вперед и рассмотрим все по порядку.

Книга мастеров

Сюжет, как уже было отмечено, не блещет оригинальностью. Вам предстоит влезть в шкуру спецагента Майкла Тортона и расследовать зловещие планы оружейной корпорации «Халбех» по созданию хаоса во всем мире. Зачем большим боссам понадобился хаос? Ну это же очевидно: хаос — это война, а война — это рост прибылей от торговли оружием, военными материалами, системами безопасности и т. п. В общем, как всегда, — ничего личного, просто бизнес. Конечно же, главного героя объявят предателем и начнут за ним охотиться. И так до самого финала, пока Правда, Свобода и Демократия не восторжествуют… Увы, ничего интересного, все это жевано- пережевано и в фильмах, и в играх уже миллион раз, взять для примера хотя бы недавнюю Splinter Cell: Conviction.

Впрочем, главная изюминка игры не в самом сюжете, а в том, как он подается. Первый удар ожидает любителей ролевых игр со стажем: здесь сценарий вообще не развивается в традиционном понимании этого термина, т. е. в виде определенной разработчиками последовательности миссий. Вместо этого пользователя ждут три большие «главы», которые он волен проходить в абсолютно произвольном порядке, как бог на душу положит! Поправьте меня, если я не прав, но на моей памяти нам впервые предоставляют такую свободу выбора в ролевой игре. Даже в Mass Effect 2 разработчики нет-нет да и тыкали нас носом в какую-нибудь обязательную сюжетную миссию, после чего можно было снова вернуться на просторы галактики… А в Alpha Protocol никакой принудиловки: как хочешь, так и шпионь, куда хочешь, туда первым делом и отправляйся. Красота, что тут еще можно сказать!

Но одной возможностью тасовать миссии разработчики из Obsidian не ограничились: они дополнили ее великолепной, по-настоящему «живой» системой развития взаимоотношений главного героя как с отдельными персонажами, так и с целыми фракциями, благодаря чему игрок в буквальном смысле творит сюжет игры собственными руками. Как это выглядит на практике? Например, во время миссии в Москве (да-да, в игре есть и такая!) вы подружились с Альбатросом, главой частной военной компании G22. А в самом конце московского «тура» вам нужно будет выбирать: спасать ли своего нового товарища от смерти или перехватить ноутбук, содержащий планы «Халбеха». Я, как настоящий профессионал, выбрал второе — и уже в следующей миссии в Риме мне пришлось с боем прорываться в узел связи, охраняемый боевиками G22. Зато добытые из ноутбука данные позволили хорошенько прищемить хвост нечистой на руку корпорации уже в Вечном городе… Загружаем сохраненную игру и, плюнув на файлы, вырываем Альбатроса из лап бандитов. Ба, отношения улучшились настолько, что теперь мы получим нужную нам информацию от самого спасенного, да еще и его люди будут помогать главному герою до самого конца игры! Правда, с возмездием «Халбеху» придется повременить, но если для вас спасти человека важнее, чем напакостить врагам, — это же такая мелочь, не правда ли?

И так далее, и тому подобное. Alpha Protocol постоянно ставит игрока перед выбором, и вся прелесть в том, что, как и в жизни, последствия принятого решения далеко не всегда очевидны для него. Скажем, в той же ситуации с Альбатросом более-менее ясно лишь то, что после его смерти вы потеряете поддержку G22. Но кто сказал, что без этого невозможно завершить игру? Конечно, можно, только развиваться все будет несколько иначе. В первом случае одним путем, во втором — немного по-другому… Прибавьте к этому ту самую свободу выбора последовательности «глав», и вот уже сколько игроков, столько и прохождений игры. В общем, все что касается подачи сюжета, можно оценить лишь одним словом — «Великолепно!».

Тщательнее надо, тщательнее!..

Увы, стоит хотя бы на минуту отрешиться от того изящества, с которым разработчики скармливают игроку сюжет Alpha Protocol, и присмотреться к геймплею, как сразу же хорошее впечатление от игры начинает расплываться буквально на глазах. Во-первых, и такую ролевую механику, и такую боевую систему с использованием укрытий, и многое другое мы уже видели в той же Mass Effect. Максимум, на что хватило фантазии Obsidian, — к диалогам «прикрутили» таймер, т. е. теперь любителям придется напряженно думать над вариантом ответа и быстрее шевелить мозгами. Нововведение интересное и, безусловно, правильное — надеюсь, в будущем оно вообще станет стандартом для ролевых игр. Однако одной находки, пусть даже и такой, недостаточно для проекта класса «A»!

Второй недостаток игрового процесса в некотором роде даже хуже первого. Бог с ними, с «инновациями» и «модернизациями», в конце концов, можно было просто скопировать удачные элементы геймплея у конкурентов, а остальное игра сама добрала бы сюжетом и атмосферой. Главное при этом — понимать, что, как и зачем копируешь, как все это будет работать в игре. А вот с этим у Obsidian, к сожалению, возникли серьезные проблемы. Возьмем, к примеру, фокус с переодеванием и изменением внешности главного героя. Можно до посинения менять Тортону кепку на шляпу, пальто на куртку, приклеивать ему накладные бороды-усы и вставлять линзы, изменяя цвет глаз, — толку от этого не будет никакого, разве что только удастся потеребить эстетические чувства играющего. Как правильный пример вспоминается Hitman, где своевременная смена костюма часто означала разницу между Mission Complete и Game Over с последующим Quick Load… И таких примеров, когда сделано вроде бы здорово и хочется радостно воскликнуть, а на самом деле непонятно, зачем это и к чему, по игре рассыпано множество, даже и не хочется все перечислять.

Ну и, конечно же, у эстетов, воспитанных на приключениях раннего Сэма Фишера, мир Alpha Protocol вызовет… эээ… легкий шок, скажем так. Как вам, например, нравится перк (некая особенная черта, элемент личности, отличительная особенность игрового персонажа), при активации которой Тортон становится полностью невидимым для видеокамер? Да-да, именно так: можно хоть в объектив ручкой помахать — и никакой тревоги, никаких последствий! Или другая способность — «Бесшумное передвижение». Нажали заветную кнопочку, и можете хоть канкан танцевать за спиной охранника, он и не подумает обернуться. Кстати, шутки шутками, а в итоге все это приводит к тому, что вместо тихого, «шпионского» стиля прохождения 99 % игроков избирают другой — «круши их всех», благо боевые навыки прокачиваются проще и быстрее, чем агентские. И то правда, какой смысл в «стелсе», если стараниями разработчиков он превратился чуть ли не в водевиль.

Шок и трепет

Последняя торпеда в борт ко­рабля Alpha Protocol — ее техническое исполнение. Скажем так, если вы являетесь законченным «визуалом», даже не думайте устанавливать AP на своем компьютере. Не знаю, как разработчикам это удалось, но они позаимствовали движок у первой Mass Effect, из-за чего новая игра местами умудряется выглядеть даже хуже «донора». Если уж совсем честно, то за некоторые текстуры разработчикам следовало бы оторвать руки: так в 2010 г. делать уже нельзя даже в ролевых играх! Плохо, очень плохо, все это совершенно недопустимо не только для блокбастера, но и просто для крепкого проекта на четверочку…

Физика и искусственный интеллект. Первого, как вы уже, наверное, догадались, в игре, по сути, нет, а второе описывается примерно в тех же словах, что и графика: плохо, надо гораздо лучше! Непредсказуемая глупость (или глупая непредсказуемость?) местного ИИ уже стала притчей во языцех на всех игровых форумах. Есть мнение, что с последним исправлением ситуация несколько улучшилась, но не знаю, не знаю, не проверял. Как известно, «первое впечатление можно произвести только один раз», и оно в данном случае оказалось сугубо негативным. Долго я еще буду вспоминать местных «деревянных солдат» и то, как они застревали в дверных проемах, на лестницах да и просто в углах зданий и коридоров…

Кстати, об исправлениях и форумах, раз уж о них зашла речь. Играющие ведь еще и на целую россыпь ошибок различного калибра жалуются — весь Интернет заполнен их стенаниями. Не знаю, может быть, меня это миновало с лицензионной версией игры — вроде бы ничего серьезного я не заметил, но мелкие «косячки» видны: то текстуры не загрузятся, то диалог не проматывается, и приходится то спасительный Quick Load применять, то еще что-то… Так что да, плохо тестеры поработали, сырой вышла игра к покупателям, что, естественно, еще больше портит впечатление от нее.

«Альфа», так и не ставшая первой

Что же получается в итоге? Сюжет и особенно его подача — твердая 5, игровой процесс — 4-, техническая часть — 3- или 2+, это уж как вам больше нравится. Складываем, делим — в среднем выходит 4-. А если отвлечься от выставления баллов и оценить Alpha Protocol в двух словах, то получится так: интересная задумка — ролевая игра про шпионов — и блестящая работа сценаристов были загублены невнятным, по сути вторичным, геймплеем и абсолютно провальной технической реализацией игры. Вот потому я и написал в самом начале статьи: к сожалению, бомбы не получилось. Как говорил классик, «добрые люди кровопролитиев от него ждали, а он Чижика съел». В общем, ставим незачет Obsidian, а всем нам остается только ждать следующей попытки сделать нормальную ролевую игру про нелегкую службу спецагентов.

И все же… все же на Alpha Protocol стоит потратить хотя бы пару часов. Во-первых, оцените, как нужно правильно подавать сюжет, — здесь это сделано мастерски. Во-вторых, начнете привыкать к миссиям в произвольном порядке и диалогам, ограниченным по времени, ведь скоро это станет стандартом в жанре, попомните мои слова! Ну и в-третьих, разве мы так уж разочаровались в шпионской романтике, пусть даже перед нами и не шедевр категории «А»? Так что видите, есть, есть причины, по которым стоит обратить внимание на Alpha Protocol. Но, конечно же, решать, как всегда, вам, дорогие читатели…

Alpha Protocol

Системные требования: Pentium 4—2400, 1‑Гбайт ОЗУ (2‑Гбайт для Vista), 12 Гбайт свободного дискового пространства, видеоплата серии nVidia GeForce 6 (6800GT и выше) / серии ATI 1300XT и выше, звуковая плата, мышь. Программа работает в среде Windows XP / Vista.

Разработка: Obsidian Entertainment

Издание: «1С-СофтКлаб»

Купить номер с этой статьей в PDF
959