Можно выделить несколько разновидностей таких приложений. Первая — органайзеры, входящие в состав крупных онлайновых офисных пакетов. Вторая — самостоятельные специализированные сервисы. Кроме того, есть немало простых сервисов, предназначенных для ведения списков задач. Радует, что среди онлайновых органайзеров немало бесплатных решений, которым и посвящен данный обзор.

Сервисы-претенденты прошли достаточно жесткий отбор. Прежде всего, мы отбрасывали проекты, не поддерживающие русский язык. За бортом остались и ориентированные только на бизнес-сферу органайзеры — преимущество получали проекты для персональной повседневной работы. Наконец, среди претендентов были выбраны наиболее надежные в работе решения и проекты, предлагающие уникальные функции.

При оценке участников обзора в первую очередь принимались во внимание удобство использования календаря и его функциональность, возможности создания и рассылки напоминаний. Оценивались также доступные средства совместной работы. Если же сервисы заявляли поддержку внешних календарей, производилась тестовая подписка на веб-календарь игр Чемпионата мира по футболу 2010 в формате iCal, взятый на популярном ресурсе icalshare.com.

Календарь Google

«Календарь Google» является частью пакета «Документы Google» (см. «Мир ПК», № 12/08, с. 66). Одна из его сильных сторон — тесная интеграция с другими сервисами Google. Он умеет взаимодействовать с почтовой службой, адресной книгой и с картами Google. Работу с календарем не обязательно начинать с чистого листа — поддерживается импорт данных в форматах iCal и CSV, что позволяет использовать календари из MS Outlook. Перенос данных из внешнего веб-календаря прошел без проблем.

Интерфейс «Календаря Google» прост и выдержан в стиле других приложений онлайнового «офиса». Также он отличается хорошим быстродействием. Одновременно можно просматривать лишь один календарь, а их общий список выводится в боковой панели. Все запланированные задания автоматически собираются в особом календаре «Задачи», по умолчанию создающемся в каждом аккаунте сервиса. Кроме того, их список допустимо вынести на боковую панель, чтобы отслеживать, как они выполняются.

«Календарь Google» обладает хорошими возможностями совместной работы и гибкими настройками уведомлений

Календарь можно просматривать в виде ежедневника, блоками по четыре дня, по неделе и по месяцу. Кроме того, доступен режим «Повестка дня», который формирует простой список событий, запланированных на определенный промежуток времени.

При создании нового календаря предлагается определить, каким он должен быть — личным или открытым для просмотра другим пользователям. В последнем случае необходимо указать всех тех, кто получает доступ к календарю, а также выбрать разрешенный уровень такого доступа. Есть четыре уровня разрешений. Минимальный уровень позволяет просмотреть только информацию о занятом и свободном времени владельца календаря, причем все подробности остаются скрытыми. Следующие уровни доступа предусматривают полный просмотр календаря, возможность внесения в него правок, а также делегирования полномочий другим пользователям. Календарь допустимо интегрировать со службами геотегирования, указав в соответствующем поле местоположение календаря.

Для каждого запланированного события позволяется создать группу пользователей-гостей, которые будут принимать в нем участие. Кстати, ее членам можно разрешить не только просматривать сведения о событии, но и редактировать его, а также приглашать других гостей.

Система умеет выводить напоминания о событиях во всплывающих окнах браузера, отправлять их по электронной почте и с помощью SMS на указанный в настройках номер. Нельзя не отметить гибкую настройку параметров таких сообщений. Типы событий, о которых будут направляться данные послания, можно указать отдельно для e-mail и для SMS. Кроме того, доступна опция ежедневной рассылки сводной повестки дня, правда, исключительно в пять утра по местному времени, причем изменить это время в настройках сервиса нельзя. Благодаря использованию технологии RSS предоставляется возможность подписаться на обновления открытых календарей других пользователей, а также экспортировать список собственных событий.

Видеогид по возможностям «Календаря Google»  — на «Мир ПК-диске».

Сервисы Zoho

Создатели пакета Zoho Office (см. «Мир ПК», № 12/08, с. 66, www.osp.ru/pcworld/2008/12/5846653/) разделили функции органайзера между несколькими приложениями. В данной области работают сервисы Zoho Calendar, Zoho Planner и Zoho Projects. Основные возможности Zoho Calendar достаточно типичны, и они мало чем отличаются от имеющихся у представленного выше сервиса «Календарь Google». Преду­смотрены просмотр календаря в различных режимах, а также планирование событий с приглашением других пользователей. К сожалению, возможности отправки напоминаний ограничены рассылкой сообщений по электронной почте.

Сервисы Zoho обладают лучшей среди участников обзора функциональностью, однако они испытывают проблемы с русификацией и рассылкой уведомлений

Импорт календарей осуществляется не только путем прямой загрузки файла, но и указания URL любого онлайнового календаря, поддерживающего формат iCal. Есть подписка на внешние календари, причем как на имеющиеся у других пользователей, так и на предлагаемые готовые, где обозначены праздники нескольких десятков стран мира, в том числе и России. Правда, приведены там лишь крупные государственные праздники, да и то их названия даны на английском языке. Следует также отметить, что подписка на календарь Чемпионата мира по футболу завершилась, увы, с ошибками.

Роль персонального органайзера возложена на сервис Zoho Planner. Он позволяет создавать и просматривать на общей странице собственные напоминания и события Zoho Calendar. Возможны создание простейших списков-напоминаний, совместная работа и просмотр публичных записей других пользователей. Для управления проектами предусмотрено специальное одноименное приложение — Zoho Projects.

Интерфейс данного сервиса построен на закладках, которые содержат инструменты для определения заданий и ключевых дат проектов, работы с календарем и генерации отчетов, а также для организации общения участников проекта с помощью встроенного форума и wiki-механизма. Поддерживается присоединение документов, созданных в других приложениях Zoho Office. В бесплатном доступе предлагается сокращенная версия, в которой отключена опция детального отслеживания выполнения заданий участниками проекта (Timesheet), а число проектов ограничено лишь одним.

Следует отметить реализованную в Zoho возможность совместной работы с онлайновыми приложениями Google. Например, для регистрации допустимо использовать данные аккаунта Google. Кроме того, виджеты онлайновых приложений Zoho, как и аналогичные гаджеты «Документы Google», разрешается размещать на внешних ресурсах. Более того, предусмотрены и версии для персонального портала iGoogle. Значит, теперь у пользователей есть выбор: можно самостоятельно скомпоновать удобную рабочую среду на основе программ конкурирующих онлайновых «офисов». Если учесть, что преимуществом Zoho является именно количество предлагаемых сервисов, многие из которых не только не реализованы в «Документах Google», но даже и не запланированы к разработке в ближайшее время, то такое качество Zoho представляется довольно ценным.

Чтобы повысить безопасность аккаунта, нужно ограничить доступ к нему определенными IP-адресами. Правда, подобная мера серьезно подорвет такое преимущество онлайновых решений, как доступность в любой точке и с помощью любого компьютера.

Онлайновый сервис Zoho дополняет загружаемый плагин для MS Outlook, помогающий организовать совместную работу настольного и онлайнового пакетов.

Remember The Milk

Ресурс Remember The Milk очень прост. Здесь нет многих инструментов, имеющихся у рассмотренных выше органайзеров. Более того, в нем нет даже календаря как такового. Данный проект выполняет только одну задачу: ведет списки дел (to-do lists), сообщая о приближающихся событиях. Однако с работой он справляется блестяще, являясь, пожалуй, наиболее функциональным онлайновым решением в своей области.

Поскольку такие простые списки должны составляться максимально быстро, создатели сервиса неплохо продумали его эргономичность. На данном ресурсе много любопытных функций, повышающих удобство ведения этих, казалось бы, простых списков дел. Приведем для примера часть из них. Так, сервис предлагает широкую поддержку различных клавиатурных комбинаций для вызова основных функций. При вводе текста задания в поле бывает полезно употреблять отдельные специальные символы, обеспечивающие быстрый доступ к часто используемым функциям. В частности, если набрать символ «^», то раскрывается меню с вариантами сроков выполнения задания, а символ «!» открывает меню оценки приоритетности задач. В результате получается своеобразная и достаточно функциональная командная строка.

Сервис Remember The Milk обладает оригинальным интерфейсом с режимом командной строки и поддержкой IM-клиентов

Нельзя не отметить и основательный подход к выдаче напоминаний. Наряду со стандартными напоминаниями по электронной почте данное решение умеет предупреждать о запланированных событиях с помощью популярных интернет-мессенджеров. Поддерживаются практически все основные протоколы: ICQ, Jabber, Google Talk, Skype, Gadu Gadu, AIM и Yahoo!. Кроме того, сервис способен выдавать SMS-напоминания, однако в списке доступных мобильных операторов нет российских компаний, а попытки настроить параметры передачи предупреждений по SMS вручную закончились неудачей.

Особенностью Remember The Milk является поддержка технологии Google Gears. Это означает, что данным приложением можно пользоваться не только в онлайновом режиме, но и при отключении от Сети. Все произведенные в автономном режиме изменения будут автоматически синхронизированы при подсоединении к Интернету.

Среди остальных возможностей проекта следует отметить дополнение RTM for Gmail для браузера Firefox, которое добавляет в интерфейс Gmail панель Remember The Milk и умеет работать совместно с «Календарем Google».

OrganizeIt

Наиболее близкий российский аналог Remember The Milk — это, пожалуй, проект OrganizeIt. Данный сервис отличается симпатичным интерфейсом, выполненным в стиле «бумажной» записной книжки. Помимо своей основной функции, заключающейся в составлении коротких заданий и напоминании о них, OrganizeIt предлагает воспользоваться собственным онлайновым хранилищем для файлов общим объемом до 10 Мбайт, а также простенькой записной книжкой, чтобы заносить в нее небольшие тексты и адреса веб-страниц. Кстати, в ней поддерживается создание тематических разделов, причем с возможностью защиты их паролем. Интересно отметить, что первым пришло тестовое SMS-сообщение, а только через десяток секунд — ICQ и e-mail.

Простой в освоении сервис OrganizeIt умеет рассылать SMS-напоминания

Настроек у сервиса немного. Основные опции касаются выбора способа получения уведомлений. Нужно заметить, что в данном аспекте OrganizeIt мало в чем уступает конкурентам и поддерживает работу по e-mail, ICQ и отправку SMS. В настройках сервиса можно включать транслитерацию таких сообщений. Кстати, есть функция «Отпуск!», временно отменяющая рассылку напоминаний.

Форма редактирования события позволяет указать его точную дату и время, выбрать периодичность отправления предупреждений из предлагаемого перечня вариантов, определить срок, в который следует отослать сообщение о событии, а также способ, которым нужно это сделать. К сожалению, здесь нельзя гибко редактировать повторяющиеся события, указав нужный диапазон, но мы же рассматриваем сервис напоминаний, а не многофункциональный планировщик. Не забывайте, что дата, которую вы установите для события, должна указывать желаемое время получения напоминания, а не время начала самого события. К сожалению, это недостаточно ясно изложено в справке сервиса.

Список событий выполнен в виде таблицы. Статус каждого из них определяется его цветом. Активные события, напоминания о которых еще будут отправлены, выделяются зеленым цветом, уже выполненные — серым. Красными же будут те события, напоминания о которых не были отправлены по каким-либо причинам. Доступна и функция автоматической очистки списка от уже произошедших событий. А чтобы осуществить сортировку напоминаний, имеет смысл создавать тематические разделы.

«Яндекс. Календарь»

Достаточно удачный интерфейс сервиса «Яндекс.Календарь» предлагает быстрый доступ ко всем основным функциям и задачам. Просматривать календарь можно не только по месяцам, но и в режимах ежедневника и еженедельника. Мило выглядят значки прогноза погоды, выводимые рядом с ближайшими днями открытого календаря. Отдельный раздел «Мои дела» предлагает списки назначенных дел на текущий день и на неделю. Экспорт календарей возможен в форматах RSS, iCal и HTML.

Для быстрого редактирования событий доступна упрощенная форма, открывающаяся во всплывающем окне щелчком на пустом поле календаря. Есть и расширенная форма, предлагающая настройки повторения события и его приоритетности, а также позволяющая пригласить других пользователей поучаствовать в нем. Данная форма интегрирована с картографическим сервисом «Яндекса», что дает возможность привязать запись к определенному пункту на онлайновой карте.

Основное преимущество сервиса «Яндекс.Календарь» — его интеграция с локальными службами «Яндекса»

Напоминания могут быть отправлены по электронной почте и в виде SMS. Обратите внимание, номера мобильных телефонов указываются не в настройках календаря, а в данных аккаунта пользователя «Яндекса». Все виды предупреждений приходят вовремя.

«Яндекс.Календарь» преду­сматривает импорт календарей в формате iCal. Это может быть как файл, загруженный с локального компьютера, так и адрес открытого сетевого календаря. Весьма удобно решена интеграция календаря с такими сервисами «Яндекса», как «Афиша» и «Телепрограмма». При просмотре этих ресурсов достаточно одного щелчка мышью, чтобы добавить событие в собственный календарь.

Импорт локальных файлов iCal прошел без нареканий, а вот попытки подписаться на обновляемые календари проекта icalshare.com, к сожалению, окончились неудачей: при импорте календарей Чемпионата мира по футболу «Яндекс». Календарь» сообщал о наличии обработанных событий, однако так и не смог добавить их в собственный календарь.

Итоги тестирования

В группе многофункциональных онлайновых календарей лучшие результаты показал продукт Google. Это добротный онлайновый календарь с достойными возможностями совместного доступа и гибкими настройками уведомлений. Следует отметить и хорошую надежность сервиса. В то же время его «органайзерская» часть излишне проста, нет достойных инструментов тайм-менеджмента и управления командой. Такими функциями вполне обладает связка сервисов Zoho, позволяющая решать широкий спектр организационных задач вплоть до управления групповыми проектами. «Успеваемость» последней портят не всегда удачная русификация интерфейса (например в Zoho «Май» переводится как «Мочь»!), а также скромные возможности рассылки оповещений, что не могло не сказаться на итоговой оценке.

Сервис «Яндекса», несомненно, подойдет пользователям, не нуждающимся в организации серьезной групповой работы. Он удобно интегрируется с другими ресурсами «Яндекса», особенно локальными, что действительно помогает в персональной работе и обеспечивает заметное конкурентное преимущество. А получить высший балл помешали лишь ошибки в подписке на внешние календари.

Среди простых «напоминалок» сложно выявить однозначного лидера. На стороне Remember The Milk широкие возможности, оригинальный стиль быстрой работы с интерфейсом и хорошая стабильность функционирования. А вот Organizeit не испытывает проблем в рассылке SMS-напоминаний, и его очень просто освоить. Правда, это не слишком большой проект, поэтому проявите осторожность: сейчас трудно поручиться за устойчивость и надежность его дальнейшей работы.

Календарь Google

Оценка: ★★★★★

Язык интерфейса: русский

Разработчик: Google

Сайт: www.google.com/calendar/

Zoho Calendar

Оценка: ★★★☆☆

Язык интерфейса: русский (частичный перевод)

Разработчик: Zoho

Сайт: calendar.zoho.com

Remember The Milk

Оценка: ★★★★☆

Язык интерфейса: русский

Разработчик: Remember The Milk

Сайт: www.rememberthemilk.com

OrganizeIt

Оценка: ★★★★☆

Язык интерфейса: русский

Разработчик: OrganizeIt

Сайт: organizeit.ru

«Яндекс.Календарь»

Оценка: ★★★★☆

Язык интерфейса: русский

Разработчик: «Яндекс»

Сайт: calendar.yandex.ru