Представляемая книга Гар­ра Рейнольдса «Презентация в стиле дзен: дизайн, разработка, проведение и примеры» скорее всего вызовет интерес у очень широкого круга читателей. В него войдут и те, кто непосредственно занят подготовкой презентаций, и руководители, формирующие задания на их изготовление и оценивающие качество выполненной работы, и даже те, кто непосредственно просматривает презентации, отшелушивая зерно истины, — они усовершенствуют собственные механизмы восприятия презентаций.

Труд Гарра Рейнольдса занимает особое место в череде работ, посвященных презентациям, потому что там рассматривается подход к ним, не ограничивающийся лишь привязкой к собственным намерениям, продуктам разработки, выбору технологических средств или места и времени их проведения. Правильный подход покоится на трех китах: сдержанность, простота и естественность. Отсюда и родилась аналогия с воззрениями дзен-буддистов.

Автор уведомляет читателей, что такой подход к презентации не является методом, а всего лишь предусматривает формирование философии презентаций, точнее общего и практически весьма полезного представления о них. Лично для меня он равносилен так называемому системному взгляду на презентацию, хотя Г. Рейнольдс и не приводил такую мысль.

Конечно, изложенное в книге вербальное представление о системной модели презентации таково, что на его основе нельзя проводить количественные оценки ее характеристик. Но тем не менее рассмотренный подход позволяет строить подобные модели даже в условиях «Концептуальной эры», когда презентация должна опираться на «шесть чувств», которые присутствуют у «успешного работника и побуждают его к действиям во взаимозависимом мире, в котором мы живем, — в мире растущей автоматизации и поиска внешних ресурсов». Вот эти чувства — дизайна (рационального устройства), истории (совокупности необходимых знаний), симфонии (согласованных совместных действий), эмпатии (опоры на эмоции и умение поставить себя на место другого), игры (необходимости навыков и научения им) и значимости (осознание цели).

Итак, каковы же три основных шага в подходе Г. Рейнольдса к созданию презентации? Первый, называющийся «Подготовка», содержит размышления автора о роли творчества, ограничениях и ограничителях, которые должен учитывать не только дизайнер, но и любой участник ее подготовки, включая выдающего задание. По существу, оценивается возможность выбора средств, необходимых для того, чтобы поставить техзадание на подготовку презентации как заказчику, так и ее дизайнеру.

Второй шаг подхода — это «Дизайн». Здесь дается объяснение, почему к оформлению предъявляется такое требование, как простота. Автор считает, что она, являясь первой среди остальных эстетических характеристик, вместе с утонченностью, элегантностью, намеком (а не с чрезмерной наглядностью или очевидностью), естественностью и рядом других будит воображение и помогает тем, кто смотрит презентацию, быстрее понять ее смысл. Г. Рейнольдс отмечает, что упрощение презентации позволяет поднять ее на более высокий уровень обобщения.

Разумеется, на шаге «Дизайн» создатель презентации прорабатывает основные технологические принципы и решения. В работе перечислены семь основных принципов эффективного дизайна: отношение сигнал/шум, эффект превосходства картинки, пустое пространство, контрастность, повторение, подгонка и близость. В отдельной главе приведены образцы слайдов, содержащие изображения и текст. В главе «Подача» представлены примеры и успешных презентаций, и распространенных ошибок. Кроме того, приведены сведения о приемах самообучения, помогающих удачно провести презентацию и обеспечить в ходе ее учет обратной связи с аудиторией. А завершает книгу глава, призывающая увидеть в любой созданной презентации стимул для совершенствования.

И в заключение добавлю, что обсуждаемую книгу многие прочитают на одном дыхании, потому что ее текст выстрадан и написан с большим уважением к читателю. Издание интересно оформлено в японском стиле, пожалуй, сделано лишь отступление от традиционных черного, алого и белого цветов. Жаль только, что редактор и корректор — непонятно, по какой причине, — оставили в тексте одно и то же слово написанным и как «дзен», и «дзэн».

Презентация в стиле дзен: дизайн, разработка, проведение и примеры

Автор: Гарр Рейнольдс

Переплет: твердый

Объем: 240 с.

ISBN: 978-5-8459-1516-0

Дата выхода: 2009 г.

Издательство: ИД «Вильямс»

Купить номер с этой статьей в PDF
1352