Поскольку лето уже началось и об отдыхе мечтают все, давайте воплотим хотя бы виртуально мечты будущих отпускников — создадим в трехмерном виде морской пейзаж.

Создание морского пейзажа нужно начинать с обычной плоскости

При первом знакомстве с этой программой огромное количество опций, настроек и инструментов способно привести новичка в легкое замешательство. Но если не побояться трудностей и начать разбираться с приложением, то уже через некоторое время станет понятно, что управление трехмерным проектом в 3ds Max продумано до мелочей, а сложность интерфейса компенсирует понятная система группировки инструментов приложения. Так, в правом нижнем углу представлены элементы управления видом в окнах проекций, шкала под которыми предназначена для создания трехмерной анимации. А для работы с материалами служит модуль Material Editor и т.д.

Съемка сцены будет вестись через объектив виртуальной камеры

Кроме того, разработчики приложения, переходя от версии к версии, стараются наделить программу как можно большим количеством очевидных инструментов. Например, в последних версиях 3ds Max по умолчанию используется фотореалистичный визуализатор Mental ray, позволяющий рассчитать изображение с учетом таких физических явлений, как рассеиваемость света, возникновение эффекта каустики и проч. Также появилась специальная библиотека востребованных материалов (керамика, вода, стекло, металл и др.), параметры которых определяются законами физики. Благодаря этому, значительно упрощается создание трехмерных сцен, и уже на этапе изучения основ 3ds Max пользователи могут добиться фотореалистичного результата. Рассмотрим, как создать красивый морской пейзаж с помощью инструментов данного 3D-редактора.

Добавив в сцену систему Daylight, можно добиться реалистичного освещения

Работа над любой трехмерной сценой состоит из нескольких этапов. Сначала реализуются объекты, располагающиеся в сцене должным образом. Затем для них создаются и настраиваются материалы. Потом выполняется конечная визуализация изображения и корректируются параметры объектов, чтобы добиться оптимального результата. Поэтому разделим процесс создания сцены на несколько этапов:

  • создание объектов сцены — плоскости, виртуальной камеры, источника освещения;
  • превращение плоскости в водную гладь с помощью материала;
  • улучшение изображения путем коррекции параметров освещения и материала;
  • изменение времени суток на изображении.

Чтобы выполнить простейшие действия в 3ds Max, требуются определенные навыки. Следовательно, прежде чем начать работу в программе, стоит потренироваться в создании объектов и освоиться с ориентированием в трехмерном пространстве. В программе 3ds Max есть множество объектов разного типа: трехмерные поверхности, кривые, источники света, виртуальные камеры, различные вспомогательные объекты и т. д. Большинство из них можно создавать с помощью кнопок на командной панели, расположенных на вкладке Create, а также посредством одноименной команды Главного меню программы. Все эти объекты наполняют трехмерную сцену. Таким образом, 3D-дизайнер делает своего рода трехмерный макет, который допустимо вращать в окнах проекций, а также позволительно изменять форму и свойства различных объектов трехмерной сцены.

Материал, выбираемый для отображения водной глади, должен обладать рядом свойств, характерных для морской поверхности. Откройте Редактор материалов, выполнив команду Rendering • Material Editor • Compact Material Editor в Главном меню. В раскрывающемся списке Templates выберите заготовку для создания материала воды — Water, Reflective Surface… Захватите мышью выделенную ячейку в Редакторе материалов и перетащите ее на плоскость.

Начнем работу с создания в окне проекции объекта Plane размером 500×500 точек (Length = 500, Width = 500). Все настройки здесь являются приблизительными. Точные значения вам придется подбирать самостоятельно, поскольку они в значительной степени зависят от положения объектов сцены относительно друг друга.

Плоскость будет имитировать вод­ную поверхность в трехмерной сцене. Свойства каждого создаваемого в 3ds Max объекта отображаются на командной панели, на вкладке Modify (при условии, что проектируемый объект выделен в сцене).

Если серый цвет сильно выступает над краем водной глади, линию горизонта нужно опустить. Выделите объект Daylight001, щелкнув на нем левой кнопкой мыши. Поскольку этот источник света скорее всего не попадает в кадр в виде из камеры, перейдите в другое окно проекции, где его видно. Выделив объект, перейдите на вкладку Modify командной панели и в свитке mr Sky Advanced Parameters уменьшите значение Height до -0,1. Снова переключитесь в вид из камеры, после чего повторно визуализируйте изображение, чтобы понять, нужно ли дальше изменять параметр Height.      Теперь необходимо подкорректировать цветовую гамму изображения. В свитке mr Sky Advanced Parameters увеличьте значение параметра Saturation до 1,6, а значение Red/Blue/Tint уменьшите до -0,1. Перейдите в его настройках в свиток mr Sky Parameters и повысьте значение параметра Multiplier до 1,3. Если теперь визуализировать изображение и сравнить картинку с предыдущей, сразу станет видно, что цвета на ней  более яркие и насыщенные.

Работа в 3ds Max очень похожа на компьютерную игру с видом от первого лица. Чтобы управлять видом в окнах проекций, стоит использовать компьютерную мышь. Колесо прокрутки будет приближать или удалять объекты трехмерной сцены; перемещение курсора при нажатой средней кнопке — передвигать изображение в окне проекции, а если при этом еще и нажать клавишу , можно будет вращать вид в окне проекции.

Перейдите в окно проекции Left, щелкнув на нем правой кнопкой мыши. Выполните команду Create • Cameras • Target Camera в Главном меню программы. Щелкните левой кнопкой мыши в окне проекции и, не отпуская ее, отведите курсор в сторону, после чего кнопка может быть отпущена. Будет создана виртуальная нацеленная камера. То место, где был произведен щелчок, обозначит расположение камеры, а то, где кнопка мыши была отжата, — положение ее мишени. Камера должна находиться в непосредственной близости от водной глади, а направление ее взгляда на мишень должно быть почти параллельно плоскости.

Измените цвет морской поверхности на синий. Для этого откройте Редактор материалов, после чего в разделе Diffuse свитка Main Material Parameters щелкните на ячейке Color и установите синий цвет. Волнистая поверхность на изображении недостаточно детализирована, поэтому сделайте волны более мелкими. В свитке Special Purpose Maps нажмите кнопку возле параметра Bump. Уменьшите значения параметров Largest и Smallest, определяющих максимальную и минимальную амплитуду волн. Установите для Largest значение примерно 2,4, а для Smallest — 0,1.       Особенность созданной сцены состоит в том, что ее настройки имитируют физические свойства материалов и источника света. Выделите объект Daylight и в свитке настроек Daylight Parameters установите переключатель Position в положение Manual. Затем измените положение источника света таким образом, чтобы он находился близко к водной глади. В результате освещение на выполненном изображении будет соответствовать окрасу неба на закате солнца, когда оно находится близко к горизонту. Если источник света попадет в объектив камеры, на конечной картинке можно будет увидеть и само «солнце».

Виртуальная камера позволяет зафиксировать вид в окне проекции. Перейдите в окно проекции Perspective и нажмите клавишу С. В результате вы увидите изображение, фиксируемое камерой. Край плоскости будет определять линию горизонта на вашем пейзаже.

Добавьте в сцену реалистичную систему дневного освещения. Выполните команду Create • Lights • Daylight System в Главном меню. В появившемся окне ответьте на запрос программы утвердительно. Щелкните под плоскостью в окне проекции, снова ответьте на сообщение 3ds Max утвердительно и передвиньте курсор так, чтобы завершить создание источника света над водой.

То, что отображается в окне проекции, — упрощенный макет без материалов и учета всех параметров освещения. Конечная картинка будет совершенно иная. Чтобы убедиться в этом, нажмите сочетание клавиш <Shift>+Q. В специальном окне 3ds Max выполнит расчет изображения, макет которого показан в выделенном окне проекции (в нашем случае — вид из камеры).

Сама по себе плоскость мало похожа на волнистую поверхность океана, однако в трехмерной графике подобная проблема легко решается с помощью соответствующего материала.

* * *

Чтобы сохранить сделанную картинку, нажмите кнопку Save Image того окна, в котором выполняется визуализация изображения. Если необходимо изменить разрешение картинки, указать формат его сохранения и выбрать папку сохранения на жестком диске, обратитесь к окну настроек визуализации. Его можно вызвать с помощью клавиши или выполнив команду Rendering • Render Setup.

У начинающих пользователей часто возникает вопрос: какую редакцию 3ds Max лучше применить? Программа существует в двух вариантах — обычная версия, 3ds Max 2011, и 3ds Max 2011 Design. Как это ни странно, но они практически различаются лишь тем, что 3ds Max 2011 включает инструментарий для разработчиков, а редакция Design содержит несколько дополнительных инструментов для работы с освещением. Поэтому если вы можете выбирать, то устанавливайте версию 3ds Max 2011 Design, поскольку описанные действия относятся именно к ней.