Однако последние тенденции рынка фототехники свидетельствуют о том, что все же реально сочетать приятное с полезным.

Не так давно появившийся стандарт Микро 4/3 позволил Panasonic и Olympus создавать подобные продукты. Идея, безусловно, хороша, хотя первые устройства, на наш взгляд, были не слишком удачными. Суть ее заключается в том, что упрощается оптическая схема благодаря удалению из камер пентапризмы и зеркала, а также сокращению длины рабочего отрезка между объективом и матрицей. Световой поток проецируется непосредственно на сенсор, как в компактных камерах, что отразилось на размерах аппарата, но при этом можно пользоваться компактными сменными объективами, разработанными для этой системы. Стоит отметить, что данное решение явно заинтересовало производителей. Так, к примеру, Samsung выпустила свою компактную камеру, правда с несколько иной системой, да и Sony анонсировала к выпуску схожие аппараты.

В этой статье будут рассмотрены две фотокамеры стандарта Микро 4/3.

Olympus PEN E-PL1

Некогда популярная пленочная камера Olympus PEN возродилась в цифровом варианте, в данном случае мы имеем уже третий по счету аппарат этой серии. Компания Olympus ориентировала ее на творческих людей — она отличается какой-то степенностью и неторопливостью. Разнообразие расцветок корпуса привлекает к ней внимание: черный, белый, шампань, красный. Модель кажется монолитной — все элементы плотно подогнаны, разве что механизм встроенной вспышки-лягушки не вызывает доверия. Будучи достаточно мощной (для встроенного решения), она отлично прорабатывает задний фон, однако для работы ее придется выдвигать в ручном режиме. Фотоаппарат обладает типичными для любительской камеры размерами — 115×72×42 мм (без учета объектива) и сравнительно небольшой массой — 345 г, благодаря чему легко помещается в карман куртки.

В комплект поставки включен объектив M. Zuiko Digital с фокусным расстоянием 14—42 мм, что с учетом кроп-фактора составляет 28—84 мм. Геометрические искажения на снимках невелики, они, как правило, проявляются при съемке зданий. Взаимодействие объектива и камеры осуществляется не очень удобно. Так, чтобы аппарат начал снимать после включения, необходимо выдвинуть объектив на определенную длину, до щелчка. Конечно, каких-либо проблем это не вызывает, однако на оперативности съемки сказывается.

Присутствует стабилизатор изображения, работающий по принципу сдвига матрицы. Есть и ультразвуковой волновой фильтр, обеспечивающий ее очистку в случае загрязнения. Дисплей имеет привычное разрешение — 230 тыс. точек при диагонали 2,7 дюйма. Качество его цветопередачи типично для любительских аппаратов — цвета немного перенасыщены. При ярком солнце пользоваться им достаточно удобно, хотя оптический видоискатель все же не помешал бы, но конструктивно он не предусмотрен, среди доступных опций есть лишь электронный. Камера имеет не только автоматические режимы съемки, но и ручные, что позволяет осуществлять гибкую настройку различных параметров.

Экспозамер работает вполне приемлемо, однако во многих случаях приходится вводить небольшую экспопоправку.

Эргономика в целом проработана вполне приемлемо, хотя могла бы быть и лучше. В руке камера лежит удобно, ничто не мешает. В верхней части, как водится, находится диск выбора режимов. А вот регулировка многих параметров оставляет желать лучшего, потому как для изменения большинства необходимых при ручной съемке настроек приходится обращаться к меню. Кроме того, было бы неплохо, если бы и здесь установили колесико быстрой регулировки выдержки/диафрагмы, используемое в других аппаратах. Начинающим работать с «цифрой» поможет функция «Фотогид» — она даст ответы на вопросы, возникающие при съемке.

Основная «фишка» камеры — встроенные творческие эффекты, просто поражающие воображение: поп-арт, мягкий фокус, зернистость, пинхол, диорама, легкая сепия и т.д. И самое интересное — еще до нажатия на кнопку спуска видно, что же в итоге может получиться, потому что настройки применяются в режиме реального времени. В видеорежиме они также доступны; кстати, теперь для его активации предусмотрена отдельная кнопка. Единственный минус аппарата в том, что он немного «тормозит» при использовании этих самых творческих эффектов, да и на формирование конечного изображения требуется определенное время.

В отличие от ранее выпущенных камер той же серии, звук здесь записывается в монофоническом режиме.

Стоит отметить, что при фотосъемке допустимо использовать живую гистограмму, а при просмотре присутствует функция разложения по цветовым каналам.

Полученные снимки можно увидеть в режиме слайд-шоу с музыкальным сопровождением из трех мелодий, загруженных производителем в память камеры. Монтажные переходы здесь самые простые. А вот встроенный динамик, увы, немного похрипывает.

Panasonic LUMIX DMC-GF1

Аппарат компании Panasonic — полная противоположность модели производства Olympus. По замыслу изготовителя, он вполне может претендовать на место повседневной замены зеркальной камеры для любого фотографа. Благо его потенциала для этого более чем достаточно. Если устройство Olympus неторопливо, то это по скорости работы приближается к любительским зеркальным камерам. По размерам оно лишь немного отличается от E-PL1 — 119×71×36 мм. Его корпус сделан из металла, а покрытие весьма стойко к внешним воздействиям.

 Расположение органов управления, которых несколько больше, чем у конкурента, не вызывает никаких нареканий. К тому же и функциональность более продуманна, что позволяет быстро изменять настройки в зависимости от ситуации, не обращаясь к меню. К недостаткам можно отнести не очень удобную рукоятку, ее неплохо было бы сделать поухватистее.

Предлагаются самые разнообразные режимы съемки как для начинающих, так и для опытных фотолюбителей. Встроенная вспышка сделана аналогично примененной в аппарате производства Olympus, только механизм здесь более жесткий и потому вызывает больше доверия. Качество ее работы вполне приемлемое, она прилично функционирует на ближних дистанциях. В комплекте с аппаратом поставляется компактный объектив с фокусным расстоянием 14—45 мм (f3,5—5,6), обладающий хорошей резкостью и несущественными геометрическими искажениями.

Дисплей аппарата буквально поражает качеством выводимой картинки — он имеет разрешение 460 тыс. точек при диагонали 3 дюйма. И ко всему прочему отличается естественной цветопередачей. Визировать по нему — одно удовольствие, правда, в солнечную погоду он немногим уступает имеющемуся у Olympus PEN E-PL1. Единственное замечание к экрану — нестойкое к царапинам покрытие, которое довольно легко повредить. Оптический видо­искатель также не предусмотрен, имеется лишь опциональный электронный, подключающийся через специальный порт на тыльной стороне аппарата.

 Меню, в отличие от яркого и «жизнерадостного» у конкурента, выполнено довольно аскетично, но вполне понятно. Матрица аппарата имеет ультразвуковую систему очистки. Неплохо работают функция определения лиц в кадре, а также следящий автофокус. Встроенные творческие спецэффекты заметно уступают обеспечиваемым аппаратом Olympus.

Цветопередача снимков вполне естественная, хотя периодически случается уход баланса белого, в основном при недостатке освещения. Впрочем, ручные настройки вполне способны исправить эту проблему. Шумы при съемке, как и у конкурирующей модели, невелики, они заметно проявляются при ISO 800.

Качество съемки видео у обоих рассматриваемых аппаратов примерно сходное, жаль только, что у изделия Panasonic нет таких спецэффектов, как у устройства Olympus. Автофокус в этом режиме при изменении фокусного расстояния объектива довольно медлителен. Кстати, для активации видеозаписи также имеется отдельная кнопка.

Производитель предусмотрел и встроенный оптический стабилизатор, очень неплохо справляющийся со своими функциями.

* * *

Представленные камеры довольно трудно сравнивать между собой, поскольку они серьезно различаются, да и рассчитаны, несомненно, на разные аудитории пользователей. Модель Olympus E-PL1 — «дружелюбная», хотя и немного медлительная. Она предназначена для творческих людей, активно использующих цифровые эффекты, которым надоели любительские «мыльницы» и хочется большего. А главное, радует, что эта модель отличается от более ранних аппаратов линейки весьма доступной ценой, ведь это, несомненно, заставит многих обратить на нее внимание. Камера Panasonic LUMIX DMC-GF1 стоит заметно дороже, однако скорость работы при съемке у нее гораздо выше, управление более продуманно, а функциональность такова, что она вполне способна заменить для повседневной съемки громоздкие зеркальные аппараты. Несомненно одно: компактные размеры устройства и возможность использования сменных объективов заставят многих потребителей усомниться в целесообразности покупки зеркальной камеры.

У GF1 цветопередача снимков вполне естественная, хотя периодически случается уход баланса белого, в основном при недостатке освещения. Впрочем, ручные настройки вполне способны исправить эту проблему. Шумы при съемке, как и у конкурирующей модели, невелики, они заметно проявляются при ISO 800.

Технические характеристики цифровых фотокамер

Результаты испытаний

Купить номер с этой статьей в PDF
932