Замысел разработчиков впечатляет еще больше, если вспомнить, что фильмов, в которых сходились бы Хищники и Чужие, на тот момент не было даже в проекте — они появились позже, как раз на волне популярности игр серии AvP. По большому счету это и есть гениальность: придумать нечто такое, от чего люди воскликнут: «Боже мой, ведь это было очевидно, как же до такого раньше никто не додумался?!»

Если первая Aliens vs. Predator, по сути, создала новую научно-фантастическую среду, то вторая игра — AvP2, — вышедшая в 2002 г., подняла популярность серии до заоблачных высот, став без пре­увеличения культовой. Все то, за что игроки полюбили исходную AvP, здесь было умножено на десять и подавалось так, что прямо дух захватывало! Скажем, кампании за Морпеха и Хищника вообще проходились на одном дыхании: только вроде бы начал играть, приноровился, а уже по экрану финальные титры поползли. Впечатляющая увлекательность, что еще можно сказать…

«А что же было дальше?» — спросите вы меня. А дальше… все! После невразумительного дополнения Primal Hunt серия впала в анабиоз и перестала подавать признаки жизни. Поэтому любителям битв Чужих с Хищниками оставалось смотреть фильмы (довольно слабые, кстати), вызванные к жизни популярностью бренда Aliens vs. Predator, да тешить себя надеждой на возрождение легенды. И вот свершилось: Морпех, Хищник и Чужой вновь сходятся для битвы на экранах наших мониторов!

Классика или банальность?

Сюжет новой Aliens vs. Predator банален донельзя: на планете BG386 экспедиция ученых, работающих на широко известную в узких кругах корпорацию «Вейланд-Ютани» (Weyland-Uthani), обнаруживает старинное святилище Хищников. Зачем Хищники строят святилища и что там хранится в качестве «предметов культа», хорошо показано в первом фильме Aliens vs. Predator. Знающие люди в этом месте уже потирают руки, предвкушая славную драку, а для новичков сразу замечу: обычно в одном из храмов Хищников содержится Королева Чужих. В нужный момент она должна произвести потомство, на которое будут вести охоту молодые Хищники.

Да, такое вот суровое посвящение во взрослую жизнь у инопланетных братьев по ра­зуму, что же делать…Легко предсказать и дальнейшие сюжетные коленца и изгибы. Конечно же, будут «безответственные» опыты по разведению Чужих в неволе (где-то мы такое уже видели!), разумеется, это закончится неудачно и зверушки вырвутся на свободу, круша все на своем пути (как ново!), и расхлебывать заваруху, естественно, пришлют Морпехов. По-другому и быть не может. Я что-то забыл? А, ну да, привлеченные копошением людишек и ксеноморфов, Хищники прилетят проверить свои святыни и реликвии. В общем, все то же, что было и в первой, и во второй AvP... Но ведь этого и ждали от игры преданные фанаты серии! Гораздо интереснее другое: а как все это подать людям, не видевшим AvP/AvP2? И чем игра отличается от своих конкурентов в жанре боевика?

Герои былых времен

По старой доброй традиции одиночную кампанию можно вести за Морпеха, за Чужого и за Хищника, причем действие развивается в одних и тех же декорациях, «тасуемых» для каждого персонажа в соответствии с замыслом сценариста. Казалось бы, что можно выжать из такого подхода, кроме эффекта дежавю?! Но не спешите с выводами, главное здесь не локации сами по себе, а то, как меняется геймплей в зависимости от той роли, в которой вы в данный момент проходите игру.

Возьмем, к примеру, кампанию Морпеха. Первое впечатление — перед нами Doom III, и к нему зачем-то прикрутили тот же самый «датчик движения» из фильма «Чужие» и, разумеется, самих Чужих! В остальном все то же самое: темнота, мечущийся в ней свет фонарика, жуткие звуки, доносящиеся неведомо откуда, липкий страх, как будто заползающий за воротник и сползающий вниз по спине… Да-да, есть моменты, когда игра действительно пугает, так что рейтинг «от 18» здесь поставлен не только за горы «мяса» и непрерывную расчлененку. Дайте новый AvP вашим знакомым, заставьте их пройти самый первый уровень за Морпеха, и, поверьте, обязательно найдутся как те, кто захочет сделать перерыв, чтобы успокоить нервы, так и те, кто просто бросит все на полдороге с непременной мыслью: «Добегу как-нибудь потом…». Оно и понятно, все-таки Чужие — это Чужие, а не какие-то непонятные «некроморфы» из Dead Space.

Игра так здорово эксплуатирует привычные образы и использует присущие каждому страхи, что не сразу и замечаешь некоторые… — как бы это сказать? — забавные особенности. Например, здешний Морпех не обучен прятаться за препятствиями. Нет-нет, речь идет не о знаменитой со времен Gears of War системе «приклеивания» к укрытиям, а о том, что наш бравый вояка… не может даже присесть! Дикость? Ну, как сказать, особенности игры таковы, что замечаешь их только во время перестрелок с немногочисленными андроидами. В остальное время прятаться в общем-то бесполезно: Чужие пойдут в обход по стенам или потолкам, а от Хищника и вовсе без толку скрываться… Значит, маневрируйте побольше и стреляйте поточнее — в этом спасение!

Ну что, игроки со стажем, заставшие Doom II в момент выхода, вспомнили о тех временах, когда герои «стрелялок» не прятались от монстров за ящиками и бочками, а бросались только вперед? Плачьте еще больше: в новом AvP вас ждут аптечки! Стандартная для современных игр система «посиди 10 секунд за ящиком, здоровье и восстановится!» тут не в ходу, как говорится, «новичкам здесь не место». Особенно острые ощущения геймер получает на высоких уровнях сложности, где в локациях и аптечек раскидано поменьше, и враги попроворнее: судорожные поиски заветного «шприца» — вот он уже виден, еще немного… и здесь вам на голову либо сваливается Чужой, либо неведомо откуда прилетает копье Хищника. Все, «финита ля комедия», извольте загружаться с последней контрольной точки. Кстати, на высшем уровне сложности — Insane — сохранения нет вообще, так что придется проходить сначала весь уровень.

Да, вот такими и были «стрелялки» 90-х — жесткими и бескомпромиссными по отношению к игроку. Можете показывать на разработчиков из Rebellion пальцем или крутить им у виска, а я скажу, что это здорово! Да и новому поколению игроков будет полезно приобщиться к «шутерам» в старом стиле, особенно если он завернут в «упаковку» современных графических технологий и подкреплен умелой работой дизайнеров уровней, художников и звукорежиссеров.

Инопланетный гость летит издалека…

Если кампания за человека — это «шутер» с элементами survival-horror («ужас на выживание»), то игра за Чужого — это одновременно и «файтинг» («драка»), и «стелс-экшен» («шпионский боевик»), и даже имитатор паркура (искусство перемещения и преодоления препятствий). Разбить хвостом фонари в коридоре, подстеречь зазевавшегося Морпеха или Хищника, порвать его в клочья, а потом удирать диким слаломом от обстрела — таков стандартный набор развлечений для Чужого. И заметьте, реализовано это все практически без сучка без задоринки!

Вот, скажем, много ли вы вспомните игр, где можно было в любой момент побегать по стенам или потолкам? Mirrors Edge, Dead Space, Prey — только там, где и полагалось по сценарию. А в игре AvP — пожалуйста, навели курсор на стену или потолок, зажали среднюю кнопку мыши, а потом пробел для прыжка — и весь мир лег на бок или перевернулся вверх ногами! Тихо подползаете к врагу и сидите себе спокойно в темноте, ждете, пока ничего не подозревающее «мясо» пройдет прямо под вами. Еще один щелчок мышью — и вот уже Чужой сваливается на голову врагу, а тут уже и до «быстрого убийства» недалеко…

Да, и не забывайте, что, во-первых, поле зрения у Чужого заметно шире, чем у человека или Хищника, и, во-вторых, он гораздо быстрее их передвигается. Все это в сочетании с возможностью бегать по любой поверхности приводит к тому, что одну и ту же локацию вы будете воспринимать совершенно по-другому. И ведь понимаешь же, что и коридор тот же самый, и машинный зал... но как различаются впечатления, если смотреть на мир, передвигаясь не на двух ногах, а на четырех лапах, полноценно используя все три измерения!

В целом же игра за Чужого никаких откровений не предполагает. Сбежать из лаборатории, выполнять приказы Королевы, рвать врагов зубами, когтями и хвостом на пути к финалу — такие действия уже были в предыдущих играх серии. Фабула кампании укладывается в формулу «из пешек в ферзи», но не буду раскрывать подробности — доиграете за Чужого до конца, увидите сами!

Хищник… Как ни странно, первое, что приходит на ум, — перед нами имитатор охоты. Убийства врагов здесь не судорожные — они совершаются не трясущимися от страха руками, как у людей; и не суетливые, как у Чужих, а с чувством, с толком, с расстановкой… Это становится ясно уже с самого первого уровня в джунглях. Хищник по максимуму использует преимущество невидимки: перепрыгивает с дерева на дерево, постоянно находясь на «верхних этажах» леса, заманивает людей по одному, после чего следует неизбежная развязка. С Чужими чуть посложнее — твари чуют Хищника по запаху, и маскировка тут не спасает, но если их меньше трех, то инопланетный «коллекционер трофеев» справится с ними без особого труда. Да, как бы жестоко и страшно это ни звучало, кампания за Хищника — это история о том, как убивать не для выживания, защиты или еды, а для удовольствия. Цинично, но ведь такими и показаны инопланетные Охотники в фильмах. В общем, благодарность разработчикам за то, что они бережно перенесли атмосферу кинофильма в игру. А если кого коробит от жестокости и крови, то пусть не забывает, что играть его никто не заставлял.

И их осталось… сколько?

Скажу сразу: мультиплеер мог быть гораздо лучше, если бы разработчикам не мешала мультиплатформенность. А так имеем полный набор консольных «удовольствий»: выделенных серверов нет, браузер матчей какой-то «кривой», да еще и связь периодически обрывается! Особенно бесит последнее. Представьте себе, набрались две команды, матч стартовал, и вдруг некоторые из игроков «высыпаются» обратно в меню… Вместо игры «7 на 7» получаем «5 на 3», да еще и к стартовавшим матчам нельзя присоединяться — отличная «заявка на успех», замечу. Правда, исправление выпущено, и оно отчасти решает эту проблему, но первое-то впечатление уже испорчено…

Что касается собственно онлайновых режимов игры, то они в целом стандартные, за исключением «Охоты» и «Заражения». В первом один игрок выступает в роли Хищника, а остальные гоняются за ним, принарядившись Морпехами, и тот, кто завалит инопланетную тварь, сразу же сам ею и становится. Второй режим вроде бы похож на первый — один Чужой и Морпехи, но только теперь каждая следующая жертва сама становится Чужим. И если команда людей будет плохо играть, то будет становиться все меньше, а команда Чужих — все больше, пока это не превратится в игру «нескольких кошек с одной мышью». Интересно придумано, и играть захватывающе. Попробуйте обязательно!

Запретите им!

Да, именно это хочется сказать, глядя, как в угоду производительности на приставках разработчики вынуждены резать графику и физику игры по-живому. Действительно, делать такие джунгли в 2010 г., через три года после тропического острова CryTek, — просто издевательство над здравым смыслом и ПК-игроками! Утешает то, что закрытые уровни с туннелями и помещениями получились здорово, но это как раз неудивительно: в основу игры положен 3D-движок Asura — глубокая модификация id Tech 4, на котором были сделаны Doom III и Quake IV, славившиеся своими подземельями, тенями и т. п.

А вот за что Rebellion однозначно достойна похвалы, так это за озвучивание игры. Действующая на нер­вы капель с потолка туннеля, шуршание песка под ногами, зловещий скрежет и завывание в вентиляции, крики товарищей где-то вдали внезапно прерываются жестким и мрачным эмбиентом («атмосферным» звучанием) — это Чужие полезли из всех щелей. Хищник убил в рукопашной последнего Чужого — ненавязчиво заиграла на заднем плане победная тема… В общем, описывать бесполезно, лучше один раз увидеть и услышать. Поверьте, здешняя работа со звуком запомнится надолго.

Мы новый мир построим!

Собственно, недостаток у новой Aliens vs. Predator всего один — это та же самая игра, что и десять лет назад, за исключением графики, подтянутой до современных стандартов, если не принимать в расчет Crysis, конечно же. Да и бог с ним, когда объективно сравниваешь картинку AvP даже с последней Call of Duty, то различия можно обнаружить только под микроскопом. Если, конечно, быть действительно беспристрастным и объективным.
А главное достоинство игры в общем-то в том, что это опять же та самая игра десятилетней давности. Значит, фанаты смогут насладиться любимыми инопланетными зверушками, а неофиты — приобщиться к классике, исполненной на новом техническом уровне. Так что играем в Aliens vs. Predator и ждем продолжения, которое — я верю в это! — не только появится, но и окажется еще лучше и интереснее.

Aliens vs. Predator

Системные требования: Pentium 4-3400 (рекомендуется Core 2 Duo E6400), 1-Гбайт ОЗУ (рекомендуется 2-Гбайт), 4,6 Гбайт свободного дискового пространства, видеоплата nVidia 7900 или ATI X1800 с 256 Мбайт видеопамяти (рекомендуется nVidia 8800 или ATI HD2900 PRO с 512 Мбайт видеопамяти), звуковая плата, мышь, 8Х-дисковод DVD. Программа работает в среде Windows XP/Vista/7. Для активации игры необходимы соединение с Интернетом и учетная запись Steam.

Разработка: Rebellion

Издание: «1С-CoфтКлаб»

Купить номер с этой статьей в PDF
1069