При нынешнем уровне развития и принятых архитектурных подходах к построению компьютеров именно справочные издания целесообразно представлять в электронном виде. В данной статье будет рассмотрен один из таких продуктов — «Справочник школьника. Физика».

Вся имеющаяся в нем информация разделена на восемь тем, оформленных в виде меню на главном экране программы. Оно имеет четырехуровневую иерархию и, по сути, реализует тематический классификатор данных. Заодно это меню может служить аналогом оглавления, привычного для нас по опыту работы с книгами.

Создатели продукта не ограничились лишь ручным способом поиска необходимых сведений и предусмотрели глоссарий, в котором наиболее важные термины, встречающиеся в справочнике, упорядочены по алфавиту. Фактически же глоссарий представляет собой список рабочих статей.

Чтобы быстрее получить необходимые данные, лучше воспользоваться системой поиска. Однако следует учитывать, что в ней имеется программная недоработка. Если в ответ на запрос система ничего не находит, то в справочник можно вернуться только двумя способами — либо введя запрос, на который система наверняка найдет подходящую статью, либо закрыв программу и заново запустив ее.

Основной рабочий экран справочника организован просто: слева всегда под рукой структура главного меню, справа — текущая рабочая статья. Информация в поле статьи представлена в основном в виде текста. Иллюстративного материала мало, причем передан он в виде двумерных рисунков, схем, фотографий — нет ни видео, ни аудио, ни анимации. Впрочем, с аскетическим набором мультимедийных возможностей проекта еще можно смириться, а вот отсутствие перекрестных гиперссылок в текстах статей следует признать существенным недостатком. Например, в статье «Температура» встречается понятие «абсолютный ноль». Одноименная статья имеется в справочнике и упоминается в глоссарии, однако гипер­ссылки в тексте статьи «Температура» на статью «Абсолютный ноль» нет. Это затрудняет работу со справочником и заметно снижает его потребительские свойства.

Программе также не помешало бы иметь — даже с учетом незатейливости ее структуры и минимального набора реализованных функций — хотя бы простейшее пользовательское описание. Из-за отсутствия такового пришлось возможности и правила работы со справочной системой выявлять эмпирическим путем. В результате было установлено, что поиск ведется по набору печатных символов, в том числе с учетом пробела. Это позволяет отыскивать как части слов, так и целые фразы, точно совпадающие с наличествующими в статьях справочника.

В программе предлагается выбрать один из трех вариантов шрифта — Tahoma, Times New Roman, Gotica, а также задать его размер, чтобы установить наиболее комфортный режим работы с текстом. А еще, как полагают составители справочника, эта функция наряду с выводом на печать позволит школьникам распечатывать шпаргалки удобного для них размера.

К сожалению, внутри программы не удалось найти каких-либо сведений об авторах статей справочника. Только на полиграфических вкладышах к диску указаны фамилия и инициалы составителя — Смолянский О.В. За плечами у него наряду со «Справочником школьника. Физика» несколько десятков других обучающих программ, среди которых, например, «Сад и огород. Азбука для начинающих», «Все об оружии», «Искусство татуировки». Значит, именно на г-на Смолянского остается возложить ответственность за содержание издания и его соответствие школьной программе.

Справочник школьника. Физика

Системные требования: Pentium III-500, 256-Мбайт ОЗУ, видеосистема, поддерживающая разрешение 1024×768 точек при отображении 65 536 цветов, 8Х-дисковод CD-ROM, мышь. Программа работает в среде Windows 2000/XP.

Разработка : О. В. Смолянский, «Издательство» (ИДДК)

Издание: «Издательство» (ИДДК)

Купить номер с этой статьей в PDF
1602