Книги по менеджменту часто представляют собой скучные учебники, а потому малополезны. Мне, например, сложно читать то, что «не идет». Но оказалось, что бывают серьезные бизнес-книги, написанные на манер приключенческого романа, — речь идет о произведении «Приключения ИТ-лидера». Во-первых, оно интересно тем, что посвящено относительно молодому направлению в менеджменте — управлению информационными технологиями. Но уникальной, на мой взгляд, ее делает именно формат. «Приключения ИТ-лидера» — это коктейль из кейсов (бизнес-примеров. — Прим. ред.), очень удачно «завернутых» в обертку изложения в стиле художественной литературы.

Главный герой — свеже­испеченный ИТ-директор (CIO) Джим Бартон. Причем совершенно не отягощенный знаниями информационных технологий. Зато порядком искушенный непосредственно в менеджменте, так как считается одним из самых успешных менеджеров корпорации IVK, в которой работает. По ходу повествования он попадает в очень разные, но жизненные ситуации, возникающие в работе CIO. Делает в каждой из них свои выводы, что помогает развиваться ему в первую очередь как менеджеру. Ситуации, на мой взгляд, весьма актуальные: здесь главному герою необходимо общее понимание целей ИТ-менеджмента в компании, критериев успешности работы ИТ-подразделения, принципов бюджетирования расходов на ИТ и, что особенно важно, способов обеспечения информационной безопасности. Кроме того приходится разбираться в управлении талантами (специалистами, квалификацию которых оценить невозможно в силу собственной некомпетентности в вопросе) и даже знать политическую «кухню» CIO, как полноправного участника совета директоров компании.

Даже просто перечисление этих вопросов в общепринятом формате способно навести тоску на любого менеджера, несмотря на то, что с актуальностью этих вопросов он сталкивается ежедневно. Удивительно при этом, насколько удачен формат изложения «Приключений ИТ-лидера» -- полностью отсутствует «поучительный» тон, описание жизни героя настолько правдоподобное, что начинаешь сопереживать его проблемам и активно размышлять – а как же на самом деле можно помочь в сложившейся ситуации?

Однако и не сопереживание герою является главным преимуществом книги. В реальности, когда речь заходит об ИТ, технологическая составляющая обсуждения уверенно побеждает управленческую. Особую ценность книге придает то, что она именно о менеджменте, а не о технологиях. И «это не бага, это фича», если описать ситуацию языком самих ИТ-ишников. Обычно ИТ -- это удел фанатов технологий, порой занимающихся этим не ради работы, а практически как хобби. К сожалению, именно эта увлеченность делом часто мешает им отвлечься от текущих вопросов и взглянуть на вопрос «стратегически», расставить приоритеты и заняться именно управлением, а не выполнением рутинных задач.

Не стоит считать, что изложенное в книге дает рекомендации на все случаи жизни, например, в жизни главного героя совершенно отсутствует столь утомительная текучка, мелкие повседневные дела, съедающие время и нервы. Однако это лишь небольшое замечание, в целом мне кажется, что книга «Приключения ИТ-лидера» интересна не только для CIO. Я бы ее смело рекомендовала любому руководителю компании. И уверена, что «Приключения маркетинг-лидера» или «Приключения финансового лидера», написанные в подобном же ключе, оказались бы тоже очень востребованными как топ-менеджерами, так и руководителями среднего звена.

Приключения ИТ-лидера

Авторы: Роберт Д. Остин, Ричард Л. Нолан, Шаннон О’Доннелл
Переплет: твердый
Объем: 320 с.
ISBN: 978-5-904136-11-6
Дата выхода: 2010 г.
Издательство: «Аквамариновая книга», лицензия Harvard Business Press