В первую очередь следует отдать должное бойцам-связистам, поддерживавшим безопасную связь в войсках на всех уровнях — от окопов до руководства Ставкой Верховного Главнокомандования, инженерам и рабочим, создававшим технологии и производившим оборудование для обеспечения связи в самых разных условиях, в том числе боевых. Не забудем и о советских ученых, занимавшихся в лихие военные годы исследованиями с целью создания новейшего оборудования для связи. Эта огромная работа выполнялась наряду с важными практическими разработками: большой объем вычислений обеспечивал эффективность боевых действий и решение задач криптографической службы. Вторая большая группа наших сооте­чественников внесла значительный вклад в разработку и изготовление различного вооружения, в котором для повышения эффективности уже осуществлялась автоматизированная обработка информации.

Просто воины

Прежде всего уделим внимание советским ИТ-специалистам, принимавшим непосредственное участие в боевых действиях. Конечно, они тогда еще не знали, что их область деятельности позже назовут информационными технологиями, но вспомним несколько имен тех, кто определил в послевоенное время развитие отечественной науки и техники.

Тамара Миновна Александриди поступила в МЭИ в 1941 г. и сразу же в июле добровольно ушла в армию, где была зачислена в штат авиационной фронтовой радиостанции. Она участвовала в обороне Крыма, в Керченской операции, в защите Сталинграда и дошла до Берлина. А после войны в составе группы сотрудников Исаака Семеновича Брука она активно участвовала в разработке ЭВМ М-1.

Тамара Миновна Александриди (в центре)

Николай Петрович БрусенцовНиколая Петровича Брусенцова в 1943 г. направили радистом в артиллерийский полк, в отделение разведки. Он был награжден медалью «За отвагу» и Орденом Красной Звезды. В 1948 г. молодой боец поступил в МЭИ на радиотехнический факультет. Учась на последнем курсе, Николай Петрович составил таблицы дифракции на эллиптическом цилиндре, ставшие известными как таблицы Брусенцова. В 1956—1958 гг. с группой единомышленников он создал в НИВЦ МГУ единственную в мире ЭВМ на троичной системе счисления — «Сетунь».

Башир Искандерович Рамеев — разработчик первых советских ЭВМ — родился 1 мая 1918 г. в местечке Баймак в Башкирии (сейчас — Республика Башкортостан) в семье горного инженера. Сдав экстерном школьные экзамены, Башир Рамеев поступил в МЭИ, но в 1938 г., после ареста отца, его отчислили из института. Он долго оставался без работы и лишь в 1940 г. устроился техником в ЦНИИ связи. Несмотря на освобождение от призыва по состоянию здоровья, он ушел добровольцем в отдельный батальон связи № 771 по обслуживанию Генштаба и Ставки Верховного главнокомандования. Там Б. И. Рамеев разработал специальное шифровальное устройство, внедренное в массовом порядке в частях 1-го Украинского фронта. Он участвовал в форсировании Днепра и освобождении Киева. А в 1944 г. Б. Рамеев был направлен в ЦНИИ № 108, разрабатывавший радиолокационное оборудование под руководством Акселя Ивановича Берга. В конце 1948 г. Башир Искандерович вместе с И. С. Бруком получил первое Авторское свидетельство за №10475 на «Автоматическую цифровую электронную машину».

Оно стало документальным подтверждением начала развития отечественной вычислительной техники. В нем были описаны принципиальная схема машины (с общей шиной), арифметические операции в двоичной системе счисления, управление работой машины путем считывания перфоленты главным программным датчиком; выдача данных обеспечивалась также на перфоленте. Но самым замечательным достижением Б. И. Рамеева стали разработка и промышленный выпуск ЭЦВМ «Урал-1», положившей начало серии одной из популярнейших оте­чественных вычислительных машин.

Олег Константинович Щербаков, в послевоенное время работавший в ИТМиВТ, принял активное участие в создании БЭСМ, М-20, АС‑6, «Эльбруса» и процессоров кругового обзора ПИКО, а также первой китайской ЭЦВМ БЭСМ-К. В войне он принял участие вскоре после ее начала, служил радистом на Северном флоте в частях СНИС (Служба наблюдения и связи) — ходил на тральщиках, очищал фарватер от мин, участвовал в десантировании войск и сопровождении судов.

Среди специалистов, использовавших профессиональные знания вычислителей для выполнения боевых заданий, нужно отметить сотрудников Математического института АН СССР Израиля Яковлевича Акушского и Лазаря Ароновича Люстерника, выполнивших большое количество расчетов для ДБА (Дальней бомбардировочной авиации). Это позволило штурманам не только прокладывать маршруты, но и производить прицельное бомбометание. После войны оба ученых стали членами-корреспондентами АН СССР. И. Акушский разработал и внедрил вычислительную машину с арифметикой в остаточных классах, а Л. Люстерник внес большой вклад в создание вычислительной математики, с его именем связывают даже сам термин «вычислительная математика».

Связисты

Несомненно, в условиях войны важно было поддерживать работу по разным каналам связи как с точки зрения частотных диапазонов, так и амплитуды сигнала. Особенно возросли требования к качеству, устойчивости и надежности связи, поскольку это повышало эффективность боевых действий на суше, на море и в воздухе. Тогда и появился один из первых технических критериев качества связи — превышение мощности сигнала над мощностью помех. В дальнейшем он активно использовался в теории информации и на практике. В частности, сразу после войны это привело к разработке В. А. Котельниковым теории потенциальной помехоустойчивости, которая, как и теория информации Клода Шеннона, стала обобщением работ, выполненных во время войны.

В ходе Великой Отечественной войны в нашей стране были созданы не только организационные структуры в системе связи, поддерживающие войсковые подразделения и Ставку, но и шифровальные и дешифровальные службы различных уровней. Однако степень автоматизации их работы все же уступала той, что была свойственна устройствам и у противников, и у союзников. Увы, аналогов шифровальной машины типа «Энигма» и дешифровальной машины типа «Колосс» так и не появилось, зато началась серьезная подготовка кадров в Высшей школе МГБ.

Вооруженцы

Хотя они тогда еще и не назывались специалистами по ИТ, но уже были таковыми по сути, поскольку делали устройства управления, повышающие эффективность (действенность) систем вооружения. В их число входили Андроник Гевондович Иосифьян, Сергей Алексеевич Лебедев, Исаак Семенович Брук, которые были до вой­ны сотрудниками ВЭИ, а впоследствии стали академиками АН СССР. Они внесли существенный вклад в разработку систем вооружения для флота, авиации, танков, артиллерии и инженерных частей.

В Электромашинной лаборатории ВЭИ были созданы сельсины (индукционные электрические двигатели) для реализации следящих систем, используемых для повышения эффективности стрельбы из орудия. Эти системы позволяли вести огонь, не останавливая танка, выполнять прицельную стрельбу из летящего самолета, осуществлять сброс торпед, управляя их движением на основе данных о положении атакуемого судна и о его тепловом излучении.

А. Г. Иосифьян еще до войны разработал образец дистанционно управляемой танкетки для подрыва танков и дзотов противника. При обороне Москвы такие устройства применил батальон А. Казанцева, будущего известного писателя-фантаста. На созданном в конце первого года войны заводе № 627 под руководством А. Г. Иосифьяна выпускали также специальную военную технику для партизан: подрывные машинки, прыгающие и магнитные мины, источники питания для радиостанций, используемых в сложных условиях боевой деятельности за линией фронта. Для подводного флота были изготовлены биротативные двигатели для торпед, благодаря которым в 1944 г. был потоплен крупный транспорт противника. С помощью высокоточных бесконтактных сельсинов удалось повысить эффективность стрельбы из зенитных артиллерийских орудий. За эту работу А. Г. Иосифьян был награжден в 1942 г. Орденом Ленина. Другие работы по созданию образцов вооружения были удостоены Сталинских премий.

Вклад вычислителей

«Сетунь»Значительная вычислительная работа по составлению таблиц выполнения прицельного бомбометания проводилась для того, чтобы обеспечить вылеты ДБА, а также дальние перелеты транспортной авиации и перегоны боевых самолетов через Аляску, что требовало прокладки сложных маршрутов. Например, только И. Я. Акушскому пришлось рассчитать 50 вариантов маршрута перелета советской делегации на Тегеранскую конференцию.

Было создано множество поправочных таблиц для ведения огня из артиллерийских орудий всевозможных типов при различных условиях стрельбы. А сколько было выполнено расчетов при конструктивных доработках существующих и создании новых образцов танков и самолетов, просто не сосчитать.

Ученые – фронту

Советские ученые выполнили для фронта много работ, но здесь будут представлены лишь несколько из них. Так, академик Андрей Николаевич Колмогоров разработал и математически обосновал методику эффективной организации ведения заградительного огня зенитной артиллерией с наименьшим расходом снарядов.

Академик Михаил Алексеевич Лаврентьев рассчитал конструкцию кумулятивных снарядов для противотанковых орудий.

Игорь Васильевич Курчатов и Анатолий Петрович Александров провели анализ и практически осуществили размагничивание корпусов кораблей, что способствовало их защите от магнитных мин.

Многие ученые приняли активное участие в подготовке специалистов для фронта, а в НИИ в условиях острого дефицита кадров, например А.Г. Иосифьян, предложил эффективную организацию работ, в частности распараллеливание выполняемых заданий, позволявшее сокращать сроки выполнения работы в целом. Это на десятилетия вперед предвосхитило многие современные новации в менеджменте.

Восстановление разрушенного войной народного хозяйства

Еще в ходе войны в стране приступили к переводу народного хозяйства на мирные рельсы путем восстановления разрушенного. И одним из первых шагов стало возвращение с фронта нужных специалистов. Было понятно, что для восстановления необходим переход экономики на новый технологический уровень. В частности, война показала, что эффективные технические средства должны удовлетворять высокому уровню автоматизации работы их компонентов. В результате наряду с разработкой образцов вооружения с высокой степенью автоматизации стали создавать и производственные технологии, отвечающие таким требованиям

А начавшиеся атомный и ракетный проекты в последующее десятилетие привели героев статьи и многих других специалистов к непосредственному участию в серьезных исследовательских и производственных работах по построению новых отраслей экономики и науки.