Производство

Вместо обычных 40 минут обратный путь в аэропорт растянулся на 2 часа, причем разок дорога просто закончилась, и местному водителю пришлось возвращаться и искать пропущенный поворот. Что случилось бы с непосвященным, нетрудно догадаться. Так что здесь даже погода на службе у контрразведки.

Завод в Сучжоу оказался целым комплексом, в который наряду с производственным зданием входит еще и несколько корпусов общежития. Кстати, несмотря на «советский» внешний вид строений, обстановка в комнатах вполне соответствовала 4-звездочной гостинице. Правда, я думаю, что нас скорее всего поселили в общежитии для менеджеров верхнего звена. Оно показалось малонаселенным. Странно: путь из жилых кварталов города на работу неблизкий, даже в хорошую погоду добираться на автобусе придется довольно долго, поскольку город раскинулся на большой территории. Во время поездки перед глазами долго мелькали незастроенные территории, чередующиеся с заводами, расположенными строго в квадратно-гнездовом порядке — просто-таки техноград, возведенный в чистом поле.

На китайском заводе A-Data все показалось мне удивительно знакомым. Примерно так же выглядела фабрика, производящая системные платы, которую я посетил лет шесть назад. Вот только крупных элементов на модулях оперативной памяти нет, поэтому здесь персоналу отведены в основном контролирующие функции. Конвейерные линии похожи на увиденные мною ранее: автоматы на плату устанавливают элементы, а потом припаивают их. Однако на производстве модулей ОЗУ осуществляются еще две операции: в конце линии проводится разрезание большой платы на готовые планки памяти и лазером наносится маркировка на микросхемы.

В общем, если подытожить впечатления о заводе, то новым для меня стало лишь наличие общежитий на его территории. Кроме того, отмечу, что здесь же у нас состоялась встреча с Саймоном Ченом, президентом A-Data, — компания не оставляет без личного присмотра такую важную часть бизнеса. Как нам сообщили, рабочие на заводе все местные, а вот в качестве специалистов верхнего звена работают, как правило, выходцы с Тайваня.

Штаб-квартира

Раз в Китае не нашлось ничего особенного, то почему же A-Data занимает первое место в мире по поставкам модулей памяти? Давайте попробуем это выяснить, вернувшись назад — в день нашей поездки, когда мы посетили офис компании на Тайване.

Не сумев выбраться на Computex-2009, я скучал по Тайбэю. Для меня именно этот город — витрина Азии, он мне нравится сочетанием восточного колорита и западной бизнес-хваткой. И потому я был рад, что теперь не нужно дожидаться следующей выставки, чтобы посетить его. Город выглядел безлюдным по меркам дней Computex, а заметнее всего было необычайно малое количество растяжек с рекламой выставки (но кое-где уже висели). А в павильонах около башни «101» шла очередная выставка, просто-таки вызывая «дежавю» по ежегодным дням ИТ-безумия в Тайбэе.

В отличие от фабрики в Китае на офисе A-Data в Тайбэе даже не было вывески, поскольку ту высотку, где он расположен, занимают несколько компаний. Тем не менее на некоторых этажах этого здания разместилось столько же линий монтажа элементов, сколько находится сейчас в Поднебесной, — восемь. Мы выяснили, что на континентальной части производится больше DRAM-модулей (4 млн. в месяц против 2,4 млн. на острове), также там сосредоточен выпуск SSD, а производство флэш-памяти распределено примерно поровну. Интересные цифры приводятся и по капитальным затратам: на запуск завода в Сучжоу ушло 40 млн. долл., и на нем уже трудятся 850 человек. В Тайбэе же потрачено на производство 56 млн. долл., но здесь насчитывается 650 сотрудников и изготовляется несколько меньший объем продукции. Конечно, на таких показателях сказывается общемировая конъюнктура — строить в Китае дешевле. Неудивительно, что и в дальнейшем планируется расширять фабрику на континенте. Кроме осваиваемого сейчас участка в 120 тыс. м2 фирма уже купила землю площадью 92 тыс. м2.

И все-таки, несмотря на очевидное стремление A-Data расширить присутствие в Китае, мне показалось, что своим первым местом в мире по продажам модулей памяти (по данным аналитической фирмы iSupply) компания обязана тайваньскому офису. Не зря же он обошелся фирме дороже, чем больший по площади и численности сотрудников китайский. Ведь производство модулей памяти на континентальной части наладили все конкуренты, но главное — суметь их продать. А разработчики и, что немаловажно, продавцы трудятся именно на Тайване и в локальных офисах.


Китайские мотивы

Полагаю, впечатления от Китая не были бы полными без посещения местного электронного рынка. В отделах ноутбуков и камер не предлагали ничего особенного, но вот в секции сотовых телефонов глаза разбегались, а «извилины заплетались». Только представьте себе — мы увидели самые разнообразные сотовые телефоны… и все по 100 долл. Конечно, такими ценами мог похвастаться не любой магазин в городе, просто нас отвезли в хорошо известный местным «притон» моделей а-ля Nokia и Snoy Erikson.

Правда, все увиденные нами модели базировались на некоей местной платформе NMT, так что в функциональности они существенно уступали фирменным смартфонам. Однако у них были и свои «фишки»: за вышеозначенную сумму можно было получить, например, телефон, похожий «до степени смешения» на iPhone, но красный и с двумя SIM-картами. К сожалению, купить такой образец не удалось. Когда торговцы заметили зеркальную камеру у одного из коллег, все они сбежались, чтобы потребовать от него стереть кадры. Нам быстро дали понять, что наше присутствие здесь больше нежелательно, а напоследок долго пытались убедить, что мы работаем на Nokia, — знают китайцы, чье мясо съели. Впрочем, это лирическое отступление, не имеющее никакого отношения к компании A-Data.

Ударные направления A-Data

Компания A-Data какая-то нетипичная для тайваньской — она не кичится новыми технологиями, а уж если речь о них заходит, то не называет главным достижением пресловутый дизайн. Вместе с тем набрался целый список ее инноваций. Вот основные.

    

  • Одна из современных тенденций — изготовление производительной памяти для игровых ноутбуков. Особенность ее в том, что нельзя просто нацепить на модуль радиатор, чтобы повысить его рабочие частоты. В результате A-Data сотрудничает с ASUSTeK, Acer и другими компаниями, чтобы совместно разрабатывать дизайн ноутбуков, позволяющий снизить общую температуру системы. Если систему «уговорить» остынуть на 10 °С, то за счет разгона ОЗУ и других компонентов ее производительность можно поднять на 10%.
  • Развивается направле ние предустановки ПО на флэш- накопителях. По замыслу A-Data, оно привлечет пользователей нетбуков. Данные устройства не имеют дисководов, из-за чего установка программ на них затруднена. Большинство ПО на флэшках поставляется с 60-дневным периодом бесплатного применения.
  • Использование нестандартных продуктов, в частности корпуса для двух SSD-дисков (на фото вверху). Толщина их меньше, чем у типового жесткого диска, а в таком переходнике они как раз встают на то место, которое обычно выделяется для накопителя. Поддерживается их организация в RAID 0 или 1. Главное, чтобы денег хватило сразу на пару SSD.

На CeBIT-2010 будут представлены первые устройства с интерфейсом USB 3.0: внешний жесткий диск NH01 и флэш-накопитель N002 Combo Flash Drive (на фото) — он также имеет SATA2-порт.

Сотрудники компании отметили, что, по данным представителей A-Data, в России популярны экстремальные продукты, например внешний жесткий диск SH93 в резиновой водонепроницаемой оболочке.

компания фокусируется на устройствах хранения. Сейчас и на ближайшее время главный сектор рынка для нее — оперативная память, однако возрастает и доля флэш-накопителей, особенно SSD.

При создании внешних дисков используются накопители всех производителей: Seagate, WD, Toshiba, Samsung.

В настоящее время самые популярные SSD — модели емкостью 64 Гбайт. Но есть надежда, что в этом году лидерство перейдет к 128-Гбайт устройствам. Среди флэш-карт наиболее распространенными являются 2- и 4-Гбайт, но сейчас также ожидается удвоение объема этих более всего востребованных продуктов.

Одна из задач А-Data в России — обеспечить удобный сервис: чтобы неисправный товар можно было обменять в том же магазине, где он был куплен.