С конца октября прошлого года по конец января нынешнего в Государственной Третьяковской галерее проходила выставка, посвященная столетию «Русских сезонов» С.П. Дягилева в Париже. Специально для нее музей выпустил продукт «Сергей Дягилев. Жизнь в искусстве». Диск удался. Его разделы знакомят как с биографией этого незаурядного человека («О С. Дягилеве»), так и с его деятельностью («Выставки», «Балеты»).

Отдельно следует отметить раздел «Журнал», где помещена статья «Мир искусства» и представлена реакция современников на ее появление.Кроме того, что особенно приятно, вашему вниманию предлагается отсканированный экземпляр журнала «Мир искусства», № 5 за 1901 г. В него включены произведение Д. Мережковского, стихотворения Ф. Сологуба, З. Гиппиус, К. Бальмонта, а дополнено оно иллюстрациями, выполненными И. Билибиным, Л. Бакстом, А. Бенуа… Электронный журнал можно перелистывать или просматривать в режиме слайд-шоу, хотя последнее кажется излишеством.

Раздел «Выставки» состоит из трех основных подразделов: «Выставки «Мир искусства», 1899—1906», «Таврическая выставка, 1905», «Парижская выставка, 1906». В каждом из них приведены разнообразные статьи, в том числе самого С. Дягилева, отзывы современников, каталоги, альбом («Таврическая выставка»). Познакомиться более подробно с некоторыми из экспонировавшихся работ поможет слайд-шоу, просматривать которое можно и в автоматическом режиме, и «покартинно».

Впрочем, у большинства из нас имя Сергея Дягилева ассоциируется с балетом, с теми самыми «Русскими сезонами», столетию которых и были посвящены выставка в Третьяковке и, следовательно, данный диск. Не случайно и раздел «Балеты» получился самым информативным. В нем наряду с вводной статьей есть «Хронология балетов», карта гастролей, «обязательное» слайд-шоу и… (последнее оставим, пожалуй, на закуску). Назвав статью «Русские балетные труппы за рубежом» вводной, я невольно принизил ее. Да, формально она открывает раздел «Балеты» (как и аналогичные статьи других разделов), однако «служебными функциями» ее роль не ограничивается (сказанное справедливо и в отношении других статей).

Из «Русских балетных трупп» вы узнаете о «новом балете», с которым С. Дягилев и познакомил Запад, о его отличии от академической школы, о необыкновенной, по сути, сценографии, ведь вместо штатных декораторов императорских театров постановки оформляли выдающиеся художники-станковисты — Л. Бакст, А. Бенуа, К. Коровин… А еще вы узнаете, что С. Дягилев пошел на весьма рискованный эксперимент, когда включил в «Русский сезон» 1909 г. балеты, поскольку этот вид искусства не пользовался тогда большой популярностью. Однако новая сценография, хореография М. Фокина, мастерство А. Павловой, Т. Карсавиной и в первую очередь В. Нижинского произвели неизгладимое впечатление. Многие рецензенты указывали на превосходство русской школы танца перед французской и даже итальянской и одновременно обращали упреки труппе парижской Оперы, где мужской танец практически сошел на нет И уже в 1910 г. на гастроли выехали только балетные артисты.

Интерактивная карта гастролей русских балетных трупп позволит проследить по годам их маршруты (какие города в какой последовательности посещались). А щелкнув на названии города, можно полюбоваться его достопримечательностями.

«Хронология балетов» наряду с датами содержит фотографии, эскизы декораций (и те и другие можно увеличивать, как, впрочем, и все иллюстрации, сопровождающие статьи), а также аудиофрагменты. И хотя применительно к балету одной музыки мало (а видео по понятным причинам отсутствует), благодаря наличию аудиофрагментов общение с диском приносит еще большее удовольствие. Но самой приятной неожиданностью стало то, что оставлено на закуску: слайд-шоу с элементами анимации на основе эскизов и рисунков хореографии М. Ларионова для балета «Шут».

Мультик не мультик, шоу не шоу… Сюжета нет, но есть действие и есть настроение. (Хочется верить, что оно передает настроение самого балета.) Жаль только, что журнальные иллюстрации не в силах отразить это. Однако те, кому посчастливится работать с диском «Сергей Дягилев. Жизнь в искусстве», наверняка оценят такое нестандартное решение. Тем же, кто будет лишен такого удовольствия, остается одно: уповать на то, что Третьяковская галерея перестанет однажды заботиться лишь о посетителях своих выставок, а подумает обо всех любителях русского искусства. Благо их гораздо больше.
 


У большинства из нас имя Сергея Дягилева ассоциируется с балетом, с теми самыми «Русскими сезонами», столетию которых и были посвящены выставка в Третьяковке и, следовательно, данный диск. Не случайно и раздел «Балеты» получился самым информативным.

Сергей Дягилев. Жизнь в искусстве

Системные требования: Pentium III-1000, 512-Мбайт ОЗУ, видеосистема, поддерживающая разрешение 1024×768 точек при отображении 65 536 цветов, 8Х-дисковод CD-ROM, звуковая плата, мышь. Программа работает в среде Windows 2000/XP/Vista.
Разработка: «Директмедиа Паблишинг», Государственная Третьяковская галерея
Издание: Государственная Третьяковская галерея

Купить номер с этой статьей в PDF
1300