Тот факт, что компания «1С» уделяет значительное внимание образовательным ИТ, означает не только бизнес-интерес к данному сегменту рынка, но озабоченность подготовкой нужных для ведения бизнеса специалистов. Причем она простирается и на корпоративную сферу деятельности компании, и на образовательную систему в целом. Так, внутри структуры компании «1С» имеются подразделения, занятые организационно-методической деятельностью и непосредственным созданием продуктов и технологий, поддерживающих в той или иной мере образовательные процессы.

Работа конференции в течение двух дней предусматривала пленарные доклады, секционную работу, смотр дипломных работ студентов с целью отбора в программу «У.М.Н.И.К.» («Участник молодежного научно-инновационного конкурса»), поддерживаемую Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, а также мастер-классы, на которых проводилось тестирование участников с помощью продукта «1С: Профессионал» для получения сертификации.

Конференцию приветствовали видные деятели сферы образования и представители государственных учреждений, но наибольший интерес на пленарном заседании вызвал доклад Бориса Нуралиева (на фото), генерального директора компании «1С», представившего проблемы развития ИТ-индустрии и задачи подготовки специалистов по ИТ.

Оценив негативное влияние кризиса на отрасль в целом, Б. Нуралиев тем не менее выразил надежду на сохранение потенциала роста ИТ-индустрии в России. Он связал это с тем, что ИТ находится в центре внимания у руководства страны и государство делает значимые шаги для улучшения положения с подготовкой кадров в области ИТ, в частности, предполагается значительно увеличить прием обучаемых на ИТ-специализации.

Он отметил, что и в кризис сообщество «1С» — сама компания и компании-партнеры, входящие с ней в тесные корпоративные отношения, — выстояло и продолжило развивать бизнес, полагаясь на флагманскую технологию и одноименный проект «1С:Предприятие 8», применяя его и для создания образовательных программных продуктов и технологий, а также организуя обучение работе с ними. При этом осуществляется выпуск продуктов на рынок, включая обеспечение их поставок в образовательную сферу в рамках различных программ совершенствования национального образования.

Б. Нуралиев рассказал об участии компании в работе по созданию стандартов, определяющих качество подготовки ИТ-специалистов и учащихся ГОУ. Так, были разработаны требования по подготовке системных и прикладных программистов в образовательных учреждениях, которые должны гарантировать их качественный уровень.

Несомненный интерес вызвало и его заявление о поддержке вузов, в частности, путем создания кафедр, где проводятся научные исследования и готовятся специалисты, необходимые для совершенствования бизнеса компании «1С», а также организуются студенческие олимпиады по ИТ.

Ю.Ф. Тельнов, проректор МЭСИ, осветил в своем докладе проблемы развития образовательных программ и научных исследований в области информационно-коммуникационных технологий и прикладной информатики, учитывающих интеграцию вуза с предприятием ИТ-отрасли. Он обратил внимание на полезность сотрудничества вузов с АПКИТ и создание компаниями специализированных кафедр в ведущих вузах страны, а также на организацию практики студентов и участие бизнеса в распределении выпускников.

С.М. Диго и М.Е. Правдина объяснили, как организованы отношения между желающими обучаться и компанией «1С» . Так, они рассказали о ежегодном цикле мероприятий компании «1С» для студентов, помогающем выстраивать отношения между компанией и учащимися на протяжении определенного отрезка времени, начиная с первого курса и заканчивая трудоустройством выпускников на работу или организацией ими собственного бизнеса в области ИТ. В число таких проектов входят участие в днях «1С:Карьера» и «1С:Соревнование», проводимых для получения дополнительных знаний по платформе «1С:Предприятие», а также выполнение дипломных проектов на базе той же платформы. Именно на таких смотрах и выдвигаются участники программы «У.М.Н.И.К.», помогающей реализовывать начальные бизнес-шаги.

Для студентов предусматриваются следующие виды участия: для младшекурсников -- в дне «1С:Соревнование»,(не может быть одно и то же) для третьекурсников и старше -- в дне «1С:Карьера», олимпиаде по программированию, конкурсе по продукту «1С:Бухгалтерия 8», производственной практике на базе фирмы-партнера компании «1С». Учащиеся выпускного курса дополнительно могут пройти преддипломную практику на базе фирм-партнеров и участвовать в конкурсе дипломных проектов. А молодым дипломированным специалистам предлагаются «1С:Карьера», смотр лучших дипломных проектов и отбор в программу «У.М.Н.И.К.».

Среди представленных на конференции дипломных проектов следует отметить работу А .Пазия из Новосибирского ГУ: «Разработка пакета программ для решения задач математического программирования на платформе «1С:Предприятие 8». Это свидетельствует о возможности решать оптимизационные задачи на базе данной платформы, что в условиях кризиса весьма актуально.

 Основные итоги конференции «Новые информационные технологии в образовании» представлены в двухтомном сборнике, где собраны расширенные тезисы выступлений. Кроме того, для участников были предоставлены разнообразные информационные материалы, в частности каталог компьютерных программ для образования, выпускаемых фирмой «1С». А в завершении обсудим несколько программных продуктов.

В своем выступлении Е. Моисеенко из «1С» рассказала об учебно-методических изданиях фирмы по продукту «1С:Предприятие», предназначенных для того, чтобы поддержать наряду со всем прочим качественный уровень знаний по продуктам в образовательной среде. Так, к ним можно отнести программный продукт Hello, 1C для мастер-класса по программному комплексу «1С:Предприятие 8.2», являющийся примером быстрой разработки приложения на базе этого продукта, а также специальной версии для обучения программированию на базе того же продукта.

Что касается программных решений для образования, то на конференции и ее стендах были представлены на платформе «1С:Предприятие» комплексы, поддерживающие работу следующих специалистов: директора школы, заведующего учебной частью, секретаря-делопроизводителя, завхоза, библиотекаря, бухгалтера, диетолога, ответственного за питание, классного руководителя, преподавателя-предметника, методиста, психолога и даже сотрудника управления образования.

В рамках приоритетного национального проекта «Образование» был сформирован и поставлен в общеобразовательные учреждения РФ стандартный (базовый) пакет программного обеспечения (СБППО) «Первая Помощь 1.0», в который вошли программные комплексы «1С:Управление школой» и «1С:Предприятие 8. Версия для обучения программированию». Первый из них обеспечивает систематизацию данных о сотрудниках и учащихся, автоматизацию обработки процессов планирования и организации учебного процесса, управление финансово-административной и хозяйственной деятельностью, автоматизацию процессов работы библиотекаря и организацию учета в питании школьников.

В комплекс «1С:Управление школой» вошли платформа «1С:Предприятие 7.7» (сетевая версия) и набор конфигураций программных продуктов «1С:ХроноГраф Школа 2.5 ПРОФ», «1С:Школьное питание», «1С:Школьная библиотека», «1С:ХроноГраф Оплата труда», «1С:ХроноГраф Тарификация для бухгалтерии ПРОФ», «1С:Зарплата и кадры 7.7 ПРОФ» и «1С:Бухгалтерия для бюджетных учреждений», а также редактор расписания «ХроноГраф 3.0 Мастер» и электронный каталог для школьной библиотеки.

Программный продукт «1С:Предприятие 8.1. Версия для обучения программированию» дает возможность приобрести навыки по модификации  существующих и созданию новых приложений на платформе «1С:Предприятие 8.1».

Поставляются также такое интересное ПО, как, например, «1С: Школьная психодиагностика», предназначенная для психологов сферы образования, «1С:Образование 4. Школа 2.0» -- для организации и поддержки образовательного процесса, в частности для поддержки синхронизации работы с программой «1С:ХроноГраф Школа 2.5 ПРОФ». Имеются и другие образовательные комплексы, обеспечивающие информационную поддержку различных образовательных продуктов, в частности предназначенных для очного и онлайнового обучения, а также центров компетенции по образованию.

Купить номер с этой статьей в PDF
1626