Как правило, подобные новости сводятся к паре «более реалистичных» штрихов да одному дополнительному режиму при совершении третьестепенного маневра.

В рамках каждой из поддерживаемых Electronic Arts платформ список нововведений FIFA 10 вышел бы весьма скромным (по упомянутому перечню мы еще пробежимся), особенно в ПК-ипостаси игры, где есть пара-тройка примечательных строк.

Впрочем, в этой статье наряду с собственно футболом остановимся и на более агрессивных «видах спорта», например на классической схватке «Консоли vs ПК» c новомодным родом поединков «Игроки vs EA». Человек, далекий от мытарств серии FIFA, вряд ли представляет себе, в какой запутанный клубок превратилась за 15 прошедших лет ситуация с версиями для различных платформ.

Работавшая в самом начале века логика «где мегагерц больше, там и картинка сочнее» канула в Лету. Всегда державший руку на пульсе индустрии, Скрудж EA никогда не допустил бы утечки пары лишних центов. Как результат, версии для ПК, столь популярной на torrent-трекерах и в странах третьего мира, начали планомерно перекрывать кислород эдак года с 2006-го, когда пошли пересуды о напрочь устаревшем игровом движке и малоактуальной графике с «физикой». К нынешнему году они слились в сплошной гул, а воз и ныне там — основой для ПК-версии игры вновь становится не футбол, а «найди 10 отличий от предыдущей версии». Технологии, задействованные на Xbox 360 и PS3, до ПК так и не добрались. Фактически оценивать скопом версии для «персоналок» и для приставок текущего поколения — дело неблагодарное. Это просто разные игры, хотя и под одной торговой маркой.

Не станем присоединяться к хору обиженных и постараемся рассмотреть ситуацию с точки зрения интересов игрока. Для начала пару слов в пользу ПК-версии игры. В этом году EA наконец-то дополнила список национальных чемпионатов Российской футбольной премьер-лигой. Возможность официально сыграть в российский чемпионат пока остается эксклюзивной для ПК, PS2, PSP. По словам руководителя EA Russia Тони Уоткинса, до «больших» консолей РПЛ доберется несколько позже, возможно к следующему сезону.

FIFA 10 для ПК не только преподнесла приятный сюрприз российским игрокам, но и обзавелась сравнимой с консольными версиями свободой выбора направления. Данная возможность доступна, естественно, лишь при наличии игрового контроллера с аналоговым управлением. А вот заявленная для всех платформ «реалистичность поведения вратарей» в компьютерной версии выродилась в шарж. Страдавшие ранее злокачественной способностью брать даже самые «мертвые» мячи, киперы обзавелись фирменной системой «багов», приводящих к абсолютно предсказуемым ошибкам. Да, формально обещание выполнено, и теперь «вратари чаще ошибаются». На деле же ошибки эти легко прогнозируемы и ни капли реализма добавить не способны. Что характерно, версии игры для PS3 и Xbox 360 действительно демонстрируют весьма неординарные изменения в поведении вратарей: те нервничают и совершают иной раз опрометчивые, а зачастую и действительно «по-человечески» ошибочные маневры. В любом случае ощущения, будто случился сбой управляющего пластмассовым болванчиком скрипта, не создается.

Увы, на этом всякий позитив для ожидавших ПК-версию FIFA 10 завершается. Игра базируется на той же технологической базе, что и несколько ее предшественниц. И выглядит это пугающе, как призраки третьей мировой войны. Помимо совершенно неприемлемой для 2009 г. графики мы получаем еще и на редкость примитивную анимацию движений игроков, «фирменный» непропорциональных размеров мяч… В общем, список минусов можно продолжить.

Однако не стоит принимать все звучащее на многочисленных игровых форумах за истину и записывать EA во враги №1. Нет, действительно, ни вы, ни я, ни Питер Мур не сомневаемся в том, что вычислительная мощность самого-самого «топового» ПК в несколько раз превосходит таковую у Xbox 360. И выпущенная для подобного монстра спецверсия FIFA 10 смогла бы порадовать невероятной картинкой… всего несколько сотен (ну тысяч) обладателей подобного оборудования. Однако FIFA — это не Crysis, где весь бюджет складывается из оплаты труда программистов — авторов графического движка. Львиная доля затрат EA приходится на лицензирование прав. И заниматься благотворительностью в пользу агонизирующей платформы ПК она явно не станет.

На мой взгляд, единственное, чего действительно стоило бы ждать от EA в отношении FIFA для «персоналок», так это роли доктора Геворкяна. К примеру, мучения ПК-версии серии NHL уже прекращены. Так будет лучше и для разработчиков, оставленных в покое хоть частью недовольных, и для индустрии, которая избавится от очередного «инвалида», и для игроков, получающих возможность выбирать исключительно между достойными вариантами.


FIFA 10

Системные требования (минимальные) для ПК: Pentium 4-2400/Athlon 64-2400, 512-Мбайт ОЗУ, видеоплата с 128 Мбайт памяти и поддержкой Pixel Shader 2.0, 7 Гбайт свободного дискового пространства, звуковая плата, мышь. Программа работает в среде Windows XP/Vista.
Игровые платформы: ПК, NDS, Wii, Xbox 360, PS2, PS3, PSP
Разработка и издание: Electronic Arts