Игры по лицензии издательств и кинокомпаний — традиция длиной в добрых три десятилетия. Первые супергерои от Marvel или DC Comics появились на аркадных автоматах еще в конце 70-х. Увы, мало кто из компаний-разработчиков устоял перед соблазном откровенно схалтурить, прикрывшись брендом Человека-Паука или Бэтмена. В результате мал-мала качественные игрушки на сюжеты кинофильмов и по комикс-лицензиям легко пересчитать по пальцам. Сам же факт заимствования протагониста «из телевизора» стал своего рода «знаком дурного качества». Вполне логично, что выхода очередных похождений виртуального Бэтмена с нетерпением ожидали лишь любители разгромных рецензий да продавцы в магазинах. Однако на сей раз, думается мне, критики в кои-то веки останутся несолоно хлебавши.

Уже после первого взгляда на Batman: Arkham Asylum создается впечатление, будто разработчики в качестве основной своей задачи поставили избавление игровой репрезентации Бэтмена от штампов и клише, тянущихся за ней с ранних 80-х. Экшн с видом от третьего лица и летучей мышью на обложке фактически обязан продолжить дурную традицию переносить плоские аркадные «убей-их-всех» в трехмерный антураж. Но не тут-то было! Светлые головы то ли в Rocksteady, то ли в Eidos решили не устраивать Бэтмену преждевременных похорон и творчески переосмыслили концепцию игры. Над сюжетом, где Джокер с подручными захватывают многострадальную психушку, поработал ветеран «Бэтменианы» Пол Дини. Вместо линейного блицкрига с шашкой наголо нас ждет изрядная порция «пряток» в духе Splinter Sell или Metal Gear Solid. Развитый ИИ превратил вчерашних обезличенных «болванов» в настоящих людей и людишек. С эмоциями, разнообразным поведением и подчас неочевидными поступками.

Впрочем, элементы аркадного антуража сохранились в платформенных вкраплениях, в системе комбиударов, в здоровенных увальнях-боссах наконец. Впрочем, на этом сходство с классикой совершенно заканчивается. В основе игры лежит Unreal Engine 3, и он, похоже, попал в хорошие руки. Антураж больницы-вертепа, где персонал «шизее» самих пациентов, передан в мельчайших деталях. Добавьте сюда вечно находящегося поблизости Джокера в исполнении Марка Хэммила, и картинка получится поистине «клинической», но оттого не менее завораживающей.

Атмосфера игры вдохновлена фильмами Нолана, но она куда мрачнее и тревожнее. Персонаж Бэтмена похож на кого угодно, только не на положительного героя. Сколь бы ни твердило о том игроку железобетонное знание, вместо переодетого Брюса Уэйна так и видится «Чужой» Ридли Скотта. Единственное, что продолжает указывать на положительный вектор «Темного Рыцаря», — нелюбовь к убийствам. Подручные Джокера и К° получают все возможные виды тумаков и увечий, и это — основная кара.

Виртуозная раздача на орехи повышает уровень опыта, открывая доступ к достаточно богатым возможностям развития персонажа и покупки всевозможных гаджетов. Добавляют очков «экспы» и многочисленные мини-задачи, поставленные еще одним известным персонажем комиксов DC со звучным именем Эдвард Нигма.

Batman: Arkham Asylum вышла как для консолей (PS3, XBox 360), так и для ПК, причем с разрывом буквально в месяц. Традиционно самой удачной по соотношению динамика/зрелищность является версия для PlayStation 3. Разработчики изначально планировали в качестве основного управление посредством игрового планшета. Великолепная «физика», демонстрирующая в PS3-версии потенциал процессора Cell BE, в варианте для Windows реализуется с помощью технологии nVidia PhysX, что, увы, оставляет «за бортом» всех пользователей продукции AMD/ATI. Обладателям GeForce, впрочем, также не стоит спешить радоваться: для приемлемой скорости игры с включенными PhysX-эффектами требуется видеоплата, близкая к категории хай-энд. Неплохим бонусом для пользователей ПК будет отличная масштабируемость настроек игры, типичная для Unreal Engine 3. Благодаря этому даже обладатели относительно слабых ПК смогут получить приемлемую скорость.

В последние годы Бэтмену исключительно везет. Сначала Кристофер Нолан сумел вытащить киноэпопею из пропасти, где та оказалась в 90-е. А теперь еще разработчики Rocksteady сумели доказать, что игры, выпущенные «вдогонку» успешным фильмам, могут иметь вполне самостоятельную ценность. Причем немалую.


Batman: Arkham Asylum

Системные требования: Pentium 4-3000 или аналогичный Athlon 64, 1-Гбайт ОЗУ (2 Гбайт для Windows Vista), 3D-видеоадаптер с памятью 256 Мбайт (GeForce 6600 или Radeon X1300), 4Х-дисковод DVD, 9 Гбайт свободного дискового пространства, DirectX 9.0с-совместимая звуковая плата, мышь. Программа работает в среде Windows XP SP3/Vista SP1.
Разработка: Rocksteady Studios
Издание: «Новый Диск»

694