Всякий раз, когда известный бренд попадает в руки новых разработчиков и они начинают сотрясать воздух громогласными заявлениями, меня волей-неволей охватывает дрожь: что программисты там «наулучшают» и «привнесут нового»?! Хрестоматийный пример — ролевая Star Wars: Knights of the Old Republic: смена команды ее создателей привела к появлению невразумительной второй части и едва не похоронила серию.

Поэтому, когда я узнал, что Codemasters после скандального развода с Bohemia Interactive Studios решила делать продолжение легендарной Operation Flashpoint собственными силами, то испытал двойственные чувства. С одной стороны, «мастера кода» известны высочайшим качеством таких своих игр, как, например, Colin McRae Rally, Race Driver и The Lords of the Ring Online. С другой — у них нет никакого опыта в специфическом и сложном жанре «шутер класса А». Да-да, я не шучу: фактически новая Operation Flashpoint должна была стать дебютом англичан в премиум-классе!

Нужно признать, что разработчики, присвоив своему первенцу легендарное имя, сразу же подняли для себя планку на неимоверную высоту. Ведь теперь их детище — Operation Flashpoint: Dragon Rising — было обречено соперничать не только с играми вроде Ghost Recon и Brothers in Arms, но и с выходящей почти одновременно Armed Assault 2, созданной «отцами-основателями» из Bohemia Interactive. Какая из двух игр окажется настоящей преемницей старой доброй Flashpoint? Что же победит: задор дебютантов из Codemasters или опыт и скрупулезность чехов? Попробуем разобраться.

В эту ночь решили самураи перейти границу у реки…

Ну, не границу, а пролив, и не самураи, а китайцы.

Пожалуй, впервые на моей памяти Поднебесная выведена в игре как прямой военный противник США! До этого, конечно, были и триады в Hitman, и коррумпированные китайские генералы в Splinter Cell, и китайцы, замаскированные для приличия под корейцев, в обеих частях Crysis… Но чтобы вот так, в открытую, изобразить военный конфликт Америки и Китая, такого, как мне кажется, раньше не было.

Поначалу в игре все выглядит до того похожим на Armed Assault 2, что поневоле рука тянется протереть глаза и ущипнуть себя за ухо

Сюжет игры прост и незамысловат. Народно-освободительная армия Китая (НОАК) захватывает российский остров Скира. Зачем Китаю понадобился этот богом забытый клочок суши? Догадаться нетрудно: он под завязку набит нефтью. А что, вполне достойная причина! Англичане в этом вопросе крупные специалисты, ведь они уже лет сто лезут к нефти на Ближнем Востоке, причем то сами по себе, то на пару с американцами, так им ли не знать, как начинаются войны за ресурсы. Но то в реальности, а в компьютерных играх англосаксам отведена роль защитников Свободы (tm), Демократии (с) и Международного права (r). Правда, и здесь разработчики проявляют пугающую прямоту и откровенность: США решают силой удалить китайские войска с острова не по каким-то там возвышенным мотивам, а просто для того, чтобы «не допустить усиления своего конкурента». Да, вот прямо так и говорится во вступительном ролике, и никаких тебе ссылок на ООН, мировые институты и прогрессивную общественность! Сразу вспоминается старый анекдот: «С кем граничит Советский Союз? — С кем хочет, с тем и граничит!» Так же и тут: кого хотим, того и удаляем. Разбомбили Сербию, выпалили Ирак, почему бы теперь и с китайцами не повоевать? Главное — найти подходящий повод для драки.

Справедливости ради надо отметить: все же сюжет Dragon Rising на порядок лучше и реалистичнее того, что мы видели, скажем, в Call of Duty: Modern Warfare. Замените название «Скира» на «Спратли» — и вот уже получается вполне реальный конфликт, который завтра может обернуться «горячей» войной. А кого Америка первыми посылает на войну? Правильно, морских пехотинцев!

Квартет для «дубленых загривков»

Поначалу все выглядит до того похожим на Armed Assault 2, что поневоле рука тянется протереть глаза и ущипнуть себя за ухо. Та же четверка морпехов-разведчиков, то же задание в стиле «найди и уничтожь», те же «русские» пейзажи вокруг… А чтобы вы в еще большей степени прониклись сходством, замечу, что в ArmА2 разведгруппа называется «Лезвие», а в Dragon Rising — «Клинок». Не иначе, и английские, и чешские разработчики «кормились» у одного и того же консультанта — большого любителя колюще-режущего оружия…

Противники под управлением компьютера довольно умело выбирают укрытия и иногда неприятно удивляют меткой стрельбой

Впрочем, стоит только пройти хотя бы первую миссию — и впечатление о похожести игр улетучивается как дым. Забудьте о свободе и выборе: Dragon Rising фактически держит игрока на коротком поводке. Порядок выполнения заданий при прохождении каждой главы заранее жестко определен. А чтобы игрок не стал сильно мудрить и тянуть время, ему регулярно устраивают стресс-тесты в стиле «Подбить 5 танков за 5 минут» или «Подорвать все зенитные установки за 3 минуты». Если же он не успеет, вражья сила намотает на гусеницы Очень Важный Конвой или устроит подлетающим вертушкам кровавую баню, после чего последует неминуемый Mission Failed с последующим QuickLoad.

Дополняет все это великолепие «единственно верный» маршрут для каждой миссии. По моим ощущениям, отклониться от него можно максимум на 300 м. Все попытки закладывать по карте немыслимые крюки в стиле ArmA2 жестко пресекаются дизайнерами уровней: на вашем пути будут вставать непреодолимые скалы, непереходимые водоемы, а в разведмиссиях — китайские патрули, которые нельзя уничтожить, без того чтобы не поднялась тревога, и невозможно обойти — настолько умело они натыканы в соответствующих местах карты. Ну, и не забывайте про тикающий таймер: в некоторых случаях у вас просто не будет другого выбора, кроме как идти напролом, надеясь на собственную меткость и поддержку товарищей.

В общем, поднаторевшие в «шутерах» игроки уже сделали правильный вывод из двух предыдущих абзацев. А для людей не столь проницательных могу сказать: Dragon Rising — это скорее Call of Duty, чем классический Operation Flashpoint или Armed Assault 2, т.е. не «игра про войну», а «игра, похожая на голливудский боевик про войну». Все здесь подчинено зрелищности и динамике происходящего, пусть даже и с некоторым ущербом для реализма. Сходство с кино усиливает и то, что действия вашей группы всегда самые важные и решающие для успеха операции. В общем, все как обычно: Супергерои сменили костюмы из комиксов на камуфляж US Marines и в очередной раз отправились спасать мир.

Заметных отличий Dragon Rising от Call of Duty — не считая чуть большей свободы перемещений — по сути, всего два. Первое: здешние враги умнее, чем в CoD. Конечно, глупо надеяться, что искусственный интеллект поразит внезапным фланговым маневром, но вот вовремя вызвать подкрепления, дождаться их и только потом перейти в атаку — это да, на такое его вполне хватает. Да, имейте в виду, что китайцы под управлением компьютера довольно умело выбирают укрытия и иногда неприятно удивляют меткой стрельбой. Так что забудьте совсем уж бесшабашные атаки в стиле Call of Duty, воюйте чуть более осмысленно.

Второе существенное отличие — к игре прикрутили командование отрядом. Как говорится, название обязывает, иначе какая это была бы Operation Flashpoint! Управление командой реализовано с помощью так называемой системы контекстно-зависимых приказов, а исполнение сразу же вызывает в памяти Brothers in Arms или даже Star Wars: Republic Commando. Есть ли прок от возни с сотоварищами в игре, сделанной по образу и подобию CoD? Ну, мне «командирская рация» пару раз пригодилась, хотя некоторые говорят, что прошли игру, не отдав ни одного приказа своим подчиненным. Так что сами пробуйте и смотрите.

Сделайте нам красиво!

Вот за что Codemasters можно поставить твердую пятерку, так это за графическое исполнение игры. Здесь англичане даже превзошли конкурентов: вроде бы все то же самое, что и в ArmA2, но выглядит гораздо красивее и эффектнее! Залог успеха — грамотная работа художников и дизайнеров уровней. Первые не только рисуют прекрасные пейзажи, но и наводят на них лоск: в одних местах подсветят величественные скалы заходящим солнцем, в других — погрузят ночной лес в таинственную дымку и т.д. и т.п. А вторые заботливо прокладывают дорогу игрока к цели таким образом, чтобы попутно он мог непременно насладиться всеми красотами.

Выглядит все в Dragon Rising красиво и эффектно! Залог успеха — грамотная работа художников и дизайнеров уровней

И что особенно важно: все это великолепие на практике гораздо меньше нагружает компьютер, чем та же самая Armed Assault 2. Если там игра могла тормозить даже на машинах выше рекомендованной конфигурации — в зависимости от модели видеоплаты, версии драйверов видео и т.п., то в случае с Dragon Rising законные 50—60 кадр/с будут гарантированы, лишь бы только «железо» соответствовало. Про такие вещи, как подвисания, вылеты и неработающие скрипты, чем сильно грешила ArmA2 сразу после выхода, и говорить не стоит — в DR такого просто нет!

Итак, вот наше резюме: в плане графики и технического исполнения новинка также оказалась скорее Call of Duty, чем Operation Flashpoint. Замечу, что Dragon Rising за подобный «плагиат» можно только похвалить. Ведь очевидно, что все любят красивые и «безглючные» игры — иначе просто быть не может, да и не должно!

В 6 часов вечера после войны…

Что же в итоге получилось у английских «мастеров кода»? А получилась у них чуть более реалистичная Call of Duty: Modern Warfare, только с вменяемым сюжетом, избавленным от карикатурных русских националистов и арабских террористов. Причем все составляющие успеха «игр про войну в Голливуд-стиле»: бешеная динамика, зрелищность, красота «декораций» — остались на своих местах. Да, не стоит забывать, что работает это надежно, как швейцарские часы, так что вам не придется, возмущаясь, судорожно жать ++ и думать, каким бы еще «исправлением» вылечить непослушную игру.

Так неужели у Dragon Rising вовсе нет минусов? Конечно есть, например, слишком короткая кампания. Не успеешь оглянуться — а уже половина игры позади, два вечера посидел — и вот Скира освобождена от злобных китайцев. Кстати, разработчики все это прекрасно понимают: показав товар лицом в основной игре, они теперь планируют выпускать загружаемые дополнения (DLC) с новыми миссиями, оружием и техникой едва ли не еженедельно. А там, глядишь, и полноценное дополнение созреет.

И все же главный недостаток Dragon Rising следует искать не в концепции или геймплее, не в мегабайтах программы и гигабайтах текстур. Также бесполезно проводить часы, сравнивая домики из игры с фотографиями их реальных прототипов или раз за разом прослушивая озвучивание М-16, чтобы уловить разницу между виртуальной стрельбой и реальным выстрелом. Все эти попытки, как говорится, не попадут в цель… Просто эту игру не надо было называть Operation Flashpoint, поскольку легендарное имя вызывает у игроков соответствующие ожидания и мешает оценить продукт сам по себе. Хотя если я сумел справиться со своей предвзятостью и оценить творение Codemasters по достоинству, то и у вас это, вполне вероятно, тоже получится. А уж Operation Flashpoint: Dragon Rising не разочарует — это гарантированно!


Operation Flashpoint: Dragon Rising

Системные требования: Pentium 4-2600 или аналогичный Athlon 64, 1-Гбайт ОЗУ (желательно 2-Гбайт), 3D-видеоадаптер с памятью 256 Мбайт, совместимый с DirectX 9.0c (желательно — 3D-видеоадаптер с памятью 512 Мбайт), 5 Гбайт свободного дискового пространства, звуковое устройство, совместимое с DirectX 9.0с, 4Х-дисковод DVD. Программа работает в среде Windows XP SP2/Vista.
Разработка: Codemasters
Издание: «Новый Диск»


Главный недостаток Dragon Rising следует искать не в концепции или геймплее, не в мегабайтах программы и гигабайтах текстур… Просто эту игру не надо было называть Operation Flashpoint, поскольку легендарное имя вызывает у игроков соответствующие ожидания и мешает оценить продукт сам по себе.

1161