Июнь 1942-го. Красная Армия готовится к последнему сражению на Восточном фронте. Захватив в ходе зимнего наступления плацдармы на Одере, советские войска были вынуждены остановиться буквально в одном шаге от Берлина — фронты выдохлись, тылы растянулись, да и весенняя распутица не способствовала проведению крупномасштабных сухопутных операций. Но теперь, после почти трехмесячной передышки, использованной для восстановления и накопления сил, а также для их перегруппировки, ничто уже, кажется, не сможет помешать Красной Армии взять «логово зверя»…

…А на другом конце света цепь поражений союзников продолжается. После сокрушительного разгрома у атолла Мидуэй американцы теряют и сам остров: теперь на нем хозяйничают японцы. Базируясь там, подводные лодки императорского флота начинают блокаду главной тихоокеанской военно-морской базы США, размещенной на Гавайях. Несомненно, это ведется подготовка к захвату островов, после чего у японцев остается только одна цель — Западное побережье США. Зловещая тень «восходящего солнца» все сильнее накрывает Великий океан…

«Стойте, стойте! — остановите меня вы. — Что это?! Альтернативная история или бред сумасшедшего? И какое отношение все это имеет к компьютерным играм?!»

Что же, искушенные игроки уже догадались, о чем пойдет речь. Ну а все остальные готовьтесь к встрече с Hearts of Iron 3, или в русском варианте с «Днем Победы 3».

Мы метим все в Наполеоны…

Если вкратце, то игры из серии ДП предназначены для тех, кто в детстве на уроках истории представлял себя на месте Сталина, Черчилля, Рузвельта или, может быть, даже — тсс! — Гитлера. Разумеется, никто не позволит игроку устроить Холокост для вдохновения нации — только большая политика и большая стратегия. Но вот, скажем, при игре за Германию ничто не мешает «задружиться» с СССР и вместе воевать против «столпов демократии» — было бы желание! Что же касается альтернатив для нашей родной «одной шестой» — смотрите первый абзац статьи про взятие Берлина в 42-м, он написан «по мотивам» кампании за Советский Союз. Я уже не говорю про такой волнующий для любого игрока-»стратега» вызов, как спасти Францию в 1940-м или привести императорскую Японию к победе в войне.

Реализовывать все эти исторические (и не очень!) альтернативы в ДП3 еще интереснее, чем в предыдущих играх серии. Почему? А потому, что теперь игрока не гонят по «сюжету» 30–40-х гг. ХХ в. с помощью жестко привязанных ко времени «исторических событий». Вместо этого, создав те или иные политические, экономические или военные предпосылки, вы получаете право принять так называемое «решение» (decisions). Если выполнили определенные условия — пожалуйста, подписывайте пакт Молотова — Риббентропа не 23 августа 1939 г., а, скажем, 23 мая. Не хотите? Да ради бога, расплата за «неисторичность» не будет такой жестокой, как в ДП2. И такая свобода выбора будет сопровождать вас на протяжении всей игры.

А чтобы вы окончательно прониклись возможностями и масштабами «Дня Победы», предусмотрено и такое: одним щелчком мыши можно выбрать любую страну мира и сыграть за нее партию. Вот так просто и со вкусом, перефразируя поэта: «Все державы хороши, выбирай на вкус!»

Тяжела ты, шапка Мономаха…

Однако независимо от того, играете ли вы за супергиганта вроде США или за заштатную Бангладеш, нужно еще научиться пользоваться всеми «инструментами», чтобы вести выбранное вами государство от победы к победе. Не скрою: люди, запускающие «День Победы» первый раз в жизни, будут буквально раздавлены кажущейся неподъемностью и сложностью игры. Промышленность, наука, внутренняя и внешняя политика, международная торговля — вот далеко не полный список того, чем придется заниматься начинающему стратегу. Проверено: поначалу игроку кажется, что игра в буквальном смысле утекает у него сквозь пальцы!

И вот тут сразу бросается в глаза заметное отличие ДП3 от предшественников: в любой момент можно «поделиться властью» с искусственным интеллектом. Скажем, если дипломатические интриги вам претят — отдаете дипломатию на откуп компьютеру и вмешиваетесь только тогда, когда надо принять какое-то совсем уж судьбоносное решение. Удобно, особенно для тех, кто только-только начал осваивать «День Победы».

Само собой, чем сильнее вы будете углубляться в игру, тем больше управления вам захочется взять в свои руки. Путь от «Я ничего тут не могу понять!» до «Да тут все просто!» короче, чем кажется на первый взгляд. Одна-две недели вдумчивого неспешного изучения методом проб и ошибок — и вот уже вчерашний адепт танковых ратей и вездесущей «резиновой рамки» управляется с ДП3 с необыкновенной легкостью. Здесь-то и открывается истинная глубина игры!

Возьмем, например, полностью переработанную научную и технологическую систему. Теперь игрок не просто разрабатывает «Средний танк» или «Базовый перехватчик», но и усовершенствования для них, в частности 30-мм броню для танков вместо 15-мм или 1500-сильный двигатель для истребителей вместо 1200-сильного. Модернизация по мере возможностей промышленности проводится и в войсках, что, конечно же, весьма способствует повышению их боевой мощи.

Наиболее прозорливые уже догадались, какую еще возможность дает новое «устройство» науки: теперь допустимо «лепить» технику с такими характеристиками, которые наилучшим образом соответствуют выбранной вами стратегии.

Наиболее прозорливые уже догадались, какую еще возможность дает новое «устройство» науки: теперь допустимо «лепить» технику с такими характеристиками, которые наилучшим образом соответствуют выбранной вами стратегии. Нужны танки для блицкригов? Нет проблем, напираем на мощь моторов, повышение надежности — и дело в шляпе! Пришло время обороняться от полчищ вражеских бронированных машин, как это было у немцев в конце войны? Да ради бога, вкладываемся в ускоренное развитие брони и мощных орудий– и получаем в свое распоряжение те самые «королевские Тигры» или ИС-3.

Вообще, тщательность разработчиков проявляется даже в незначительных, казалось бы, мелочах. Вот, скажем, по поводу ДП2 все знающие люди очень веселились, потому что единственным «топливным» ресурсом там была нефть. Ну да, танки не заправляются у нефтяных вышек, но, положа руку на сердце, есть ведь стратегии с претензией, в которых условностей и того больше! И это не мешает им завоевывать бешеную популярность у игроков.

Но казуальные упрощения не в чести у студии Paradox. Поэтому в ДП3 в дополнение к сырой нефти появляется новый ресурс — «топливо», под которым понимаются и бензин, и керосин, и другая продукция нефтеперерабатывающей промышленности. И здесь же имеются отдельные технологические ветки для усовершенствования переработки нефти и выработки синтетического горючего. Венчает все это совершенно не обязательная, но оттого вдвойне приятная «вишенка на торте»: оккупировав вражескую страну, вы можете захватить ее топливные запасы. Как писал Сун Цзы, «на войне один фунт снаряжения, захваченный у врага, равен десяти своим…»

Пример с введением в игру топлива очень хорошо характеризует подход шведов к разработке глобальных стратегий. Мало того что во всем заметно бескомпромиссное стремление к «правде жизни», так еще и нововведения умело вплетаются в ткань игры, делая ее более глубокой, более продуманной, более связной. Как имеющий стаж поклонник серии «День Победы», возьму на себя смелость утверждать: никогда еще «управлять» государством не было так интересно и так удобно, как в ДП3.

Война… есть путь существования и гибели государства

Каким бы прожженным политиком вы ни были, как бы альтернативно ни развивался исторический сюжет в вашей кампании, а воевать рано или поздно придется. От древних римлян пришло выражение: «Хочешь мира — готовься к войне!» Что же нового приготовили «парадоксы» для любителей передвигать солдатиков по карте мира?

Первый сюрприз поджидает нас в меню производства войск: теперь мы не просто заказываем дивизии, но и решаем, из каких именно полков она будет состоять. Сколько танковых полков лучше иметь в танковой дивизии — два или три? А мотопехотных — один или два? И какую бригаду придать дивизии: артиллерийскую или инженерную? Ответы на эти вопросы зависят от того, какой вы представляете будущую войну. Пробуйте, ищите оптимальную структуру, благо разработчики вас в этом ничем не ограничивают.

Что касается самих боевых действий — War never changes, как говорилось в другой очень популярной игре. Концентрация сил, стремительные прорывы в глубину вражеских боевых порядков, окружение войск противника с последующим их уничтожением в «котлах» — все эти известные рецепты успеха отлично работают в ДП3.

«Принцип конструктора» возобладал и в строительстве кораблей. Вы еще не забыли, что мы теперь изобретаем отдельные узлы и улучшения к вооружению? Так вот, разработав, например, 380-мм линкорные орудия, вы, как и раньше, сможете устанавливать на ваши дредноуты предыдущие модели пушек. Естественно, это уменьшит огневую мощь посудин, но ведь и стоимость такого линкора будет ниже! Что лучше: два боевых корабля помощнее или три послабее? Вопрос опять-таки риторический, все зависит от выбранной военно-морской стратегии.

Как бы ни было приятно играть в военно-прикладное «лего» и плодить бесчисленные дивизии, эскадрильи и флотилии, в итоге наступает время бросить всю эту армаду в бой. И здесь мы сталкиваемся с еще одним нововведением: в ДП3 дивизии должны быть организованы в корпуса, корпуса — в армии, а те, в свою очередь, — во фронты. Нет, чисто теоретически некая структура вооруженных сил всегда присутствовала в мозгу игрока, просто теперь она получила зримое — и исторически точное, замечу! — воплощение в игре. Кстати, введение командной структуры позволяет управлять войной так, как это было на самом деле, т.е. ставить задачи и отдавать приказы штабам, а не конкретным дивизиям. Как вы будете вести ваше воинство к победе — «по-старому» или «по-новому», решайте сами, благо переключиться между стилями командования можно буквально двумя-тремя нажатиями кнопок.

Что касается самих боевых действий — War never changes, как говорилось в другой очень популярной игре. Концентрация сил, стремительные прорывы в глубину вражеских боевых порядков, окружение войск противника с последующим их уничтожением в «котлах» — все эти известные рецепты успеха отлично работают в ДП3. И конечно же, не забывайте о превосходстве в воздухе!

Обязать начальника службы тыла…

Увы, желание напихать в игру всего и по максимуму вышло-таки разработчикам боком. Периодически «День Победы» сильно подтормаживает, и кажется, что ни до какой победы недотянуть, успеть бы вовремя сохраниться! Не бойтесь, немного мучений — и все само придет в норму, нужно лишь запастись терпением. Чего уж тут удивляться: «движок» новый, игра, не побоюсь этого определения, массивная… Давно известно, что продукты Paradox достигают зрелости ко второму-третьему исправлению. Кстати, второе уже выложено на сайте разработчиков, так что не забудьте сразу после установки обновить игру — это сильно добавит ей скорости и стабильности.

Veni, vidi, vici! (Пришел, увидел, победил !)

Про «День Победы 3» можно написать еще очень много — для этого не хватит не только статьи, но и целого журнала! Поэтому я ограничусь простой констатацией факта: ДП3 — лучшая в настоящее время стратегия про Вторую мировую войну. Абсолютно лучшая, ни с чем не сравнимая.

И для вас она станет такой же, если вы хотя бы немного приподниметесь над унылыми трехкнопочными RTS «по мотивам» и традиционными орками-гоблинами-эльфами. Потому что на самом деле нет ничего более интересного и захватывающего, чем игры в историю, никакое фэнтези и никакая фантастика с этим не сравнится…


Советы и рекомендации

  • Не забудьте произвести настройки для разных типов сообщений — будут ли они появляться по ходу игры или нет, и будет ли игра при этом вставать на паузу или нет.
  • Не пытайтесь исследовать все технологии сразу. Играя за СССР, бессмысленно браться за изучение авианосцев в 1936 г., а вот для США улучшение «плавучих аэродромов» жизненно необходимо. Всегда соотносите свое научное рвение с реальными потребностями страны.
  • Чтобы получить ядерную бомбу хотя бы к концу войны, начинайте соответствующие исследования не позднее 1939–1940 гг.
  • Помните, что после войны можно демобилизовать только те войска, которые изначально заказывались как резервные. Так что не забывайте включать функцию «Создавать как резервные» в меню производства войск.
  • Поскольку резервным дивизиям нужно время, чтобы восстановить полные численность и организацию, объявляйте мобилизацию заранее, за два-три месяца до предполагаемого начала войны.
  • Не забывайте пользоваться вкладкой «Законы» в меню «Политика». Это позволит, например, мобилизовывать производство, что заметно прибавляет вам очков промышленности.
  • Не пренебрегайте дипломатией. Сильные союзники всегда могут подкинуть вам ресурсы и технологии по льготной цене, а в особо тяжелых случаях помогут войсками.
  • Всегда ставьте вашим агентам, находящимся внутри страны, задание «Контрразведка». Компьютер обожает ставить палки в колеса вашему научно-техническому прогрессу, а вам это нужно?
  • Когда будете вести сухопутные операции, используйте бомбардировщики и штурмовики на направлениях главных ударов. Умелое применение ударной авиации часто означает разницу между победой и поражением.

День Победы 3

Системные требования: Pentium 4-2800, 1-Гбайт ОЗУ, 1,8 Гбайт свободного дискового пространства, видеоадаптер с памятью 128 Мбайт (nVidia GeForce 6800, ATI Radeon X850XT или аналогичные), совместимый с DirectX 9.0с, 4Х-дисковод DVD, звуковая плата, мышь. Программа работает в среде Windows XP SP2.
Разработка: Paradox Interactive
Издание: «1С», Snowball Studios

4927