Получилась аркада? Ну и замечательно, публика будет в восторге! Откинуться в кресле на пару часов и почувствовать себя немножечко киногероем — не это ли нужно абсолютному большинству играющих? Главное, правильно выбрать декорации, в которых наш персонаж будет вершить судьбы мира.

Так уж получилось, что самой впечатляющей военно-исторической «декорацией» является тихоокеанское дерби «Америка — Япония» времен Второй мировой. Там все можно найти: и ожесточенные воздушные сражения с участием сотен самолетов, и стальные громады линкоров, яростно поливающие друг друга «гостинцами» массой в добрую тонну, и кровавые схватки на безумно красивых тропических островах… В общем, есть где развернуться разработчику, особенно если он хорошо знает толк в деле.

Наших нынешних «героев», ребят из студии Eidos Hungary, к халтурщикам не отнесешь. Тем более что в их активе уже есть одна игра про войну на Тихом океане — Battlestations: Midway (в дальнейшем — BSM). Не вдаваясь в подробности, замечу: версия BSM для «персоналок» осталась во многом недооцененной, потерявшись на фоне «настоящих» имитаторов и стратегий. Зато не избалованные подобными вещами «консольщики» приняли игру на ура.

Вот почему, когда в прошлом году было анонсировано продолжение серии — Battlestations: Pacific (в дальнейшем BSP), было очень интересно узнать, как в Eidos проведут «работу над ошибками». Станет ли BSP привлекательнее для искушенной ПК-публики? Удастся ли при этом удержать популярность на приставках? Что вообще новенького придумают и добавят в игру разработчики?

Стратегия и тактика

Оценивая геймплей игры в целом, почему-то сразу вспоминаешь крылатое английское: The More, The Same. Так же как и в BSM, вы можете изображать из себя стратега и «рулить» войной на карте, а можете плюнуть на штабную работу и лично встать к орудиям или прыгнуть в кабину самолета. Что делать в данный момент времени — решать вам, но советую уделять больше внимания морским боям. С авиацией «искусственный идиот» худо-бедно справится и без вашего участия — только успевай раздавать приказы, а вот с посудинами лучше все-таки управляться самому. Так что осваивайте военно-морскую тактику, благо есть возможность потренироваться в специальных «учебных» заданиях.

Приятный сюрприз поджидает нас сразу же, в главном меню. Да, теперь можно сыграть полноценную кампанию за японцев! Начав с традиционного разгрома Перл-Харбора, вы продолжите, проводя сражения в южных морях, и даже получите возможность изменить ход войны, «переиграв» битву у Мидуэя в пользу Страны восходящего солнца. Нереалистично?!! Разумеется! Интересно и завлекательно? Да, и еще как! Привыкайте, здесь вам не занудная интерактивная иллюстрация к учебнику истории, а боевик про войну с вами в главной роли.

Что касается американской сюжетной линии — все до банальности просто. Мидуэй, далее везде, вплоть до Окинавы. Разумеется, традиционный звездно-полосатый пафос присутствует в полном объеме, но — вот странно — сильного раздражения это не вызывает. Не иначе, сказываются талант и чувство меры разработчиков, другого объяснения я не вижу.

Интерес к основной кампании поддерживается с помощью необязательных и «скрытых» заданий. Утопили вражескую эскадру без потерь, нашли и пустили на дно «секретный» конвой, перебили бомбардировщики противника за установленное время — получайте плюшки: увеличение дальности или точности стрельбы орудий, возможность в любой момент вызвать налет камикадзе или даже экспериментальную модель истребителя. Вроде бы подход не новый, даже избитый, а вот поди же ты, работает, здорово усиливая интерес! Ведь как хочется играя, к примеру, за японцев, получить в конце войны чудо японского авиапрома — J7W Shinden. Так что мой вам совет: не пренебрегайте необязательными миссиями, не обедняйте свои впечатления от игры.

Как не испортить кашу маслом

Как написал кто-то из рецензировавших BSM, «Eidos изобрела новый жанр — имитатор войны на море». Подобные заявления не следует принимать близко к сердцу: никаким имитатором здесь и не пахнет. Линкоры, перестреливающиеся с 1—2 километров, авианосцы, сражающиеся на дистанциях 10—15 километров, самолеты, закладывающие немыслимые виражи в духе «Звездных войн», — здесь все в порядке вещей! Значит, ни о какой «абсолютной достоверности» и «исторической точности» не приходится говорить. А венчает весь этот пир духа… миссия за японских камикадзе ближе к концу игры. Что, не получилось врезаться в американский авианосец с первого раза? Забудьте про рестарт и Save/Load, ведь у вас есть еще две «жизни»! Вот такой, с позволения сказать, «реализьм»...

Впрочем, уже ко второй миссии наметанный глаз замечает перемены к лучшему. Возьмем, к примеру, корабли. Как происходил морской бой в BSM? «Водоплавающие» до посинения поливали друг друга снарядами, и так до тех пор, пока у кого-то не обнулится лайфбар. Очень, очень реалистично… А в BSP не так: теперь у кораблей противника помимо «общих» повреждений есть и уязвимые зоны — «двигатели», «топливо», «боеприпасы» и т.п. Замечу, что это не только делает сражения достовернее, ближе к реальности, но и, опять-таки, работает на повышение зрелищности процесса! Не верите? Попробуйте в бою сконцентрировать огонь своих орудий на вражеских артиллерийских погребах или топливных цистернах — в случае удачи великолепный фейерверк гарантирован!

Надоела качка и просоленный морской воздух, решили пересесть в кабину самолета? Что же, мужайтесь, полной халявы не будет и здесь. Скупая мужская слеза скатилась по моей щеке, когда я заложил на торпедоносце вираж с креном 45o, и… игра не дала мне сбросить торпеду — не положено! Да, суровый реализм прокладывает себе дорогу в массы… Интересно, что на эту тему скажут «консольщики» и завзятые «казуалы»?

Но вообще не следует, конечно же, преувеличивать значение нововведений: как была игра «аркадой с элементами имитатора в историческом антураже», так ею и осталась с выходом продолжения. На легком уровне ее за пять минут освоят даже те, кто никогда ничего не слышал о войне на Тихом океане и не разбирается в отличиях торпедоносца от пикировщика и крейсера от эсминца. Хорошо это или плохо? На мой взгляд — хорошо, ведь никто и не обещал еще один «Ил-2» или «Морской охотник». Так что, если хотите устроить развеселые авиационно-корабельные «пострелушки» — милости прошу к шалашу Eidos, получите море удовольствия!

На сетевых просторах

По-настоящему BSP раскрывается в онлайновом режиме. Добавив возможность высаживать морской и воздушный десант, разработчики создали великолепный сетевой режим — Capture the Island. Ближайший аналог — Conquest из Battlefield 2, только здесь вместо «флагов» будут доки и аэродромы, которые после захвата используются для заказа новых подразделений. Сражения в Capture the Island действительно напоминают настоящую высадку: сначала захватывается господство в воздухе, потом топится вражеский флот, следом линкоры и крейсеры обрабатывают «центры сопротивления» на берегу и уже только в конце бравые десантники идут на штурм клочка земли, затерянного где-то в океане. Все, как в «текущей реальности», но с поправкой на общую аркадность игры, конечно же!

Оставшиеся режимы мультиплеера — традиционный deathmatch, «сопровождение», «осада» и «охота на ботов» — не представляют собой ничего особенного. Единственное их «преимущество» по сравнению с Capture the Island — более короткий раунд, так что в качестве аперитива, разминки перед основным блюдом как раз сойдет. Используйте их для тренировки и побыстрее переходите к «Захвату».

Двуликий Янус

Техническое исполнение игры… ну, скажем так, оставляет двойственное впечатление. С одной стороны, BSP великолепно выглядит в динамике: еще больше самолетов в воздухе, еще красивее морские сражения, а уж когда взрываются артиллерийские погреба — это вообще надо видеть, так было только у Айвазовского, ну, может быть, еще у пары-тройки художников-маринистов. Оборотная сторона медали — попадающиеся то тут то там жуткие, откровенно «недорисованные» задники, корявые модели некоторых кораблей и другие огрехи. В общем, картина типичная для игр, ориентированных на консоли, так что просто расслабьтесь и получайте удовольствие от того, что есть.

Зато звук удался без всяких оговорок. Во время боя линкоров выкрутите громкость на максимум и добавьте «басов» — впечатляет, не правда ли?!! Сразу совет тем, кто до сих пор довольствуется встроенным звуком и колонками-«пищалками»: не экономьте на себе, потратьтесь на хорошую звуковую плату и приличную акустику. Не знаю, заметите ли вы разницу при прослушивании любимой музыки, но впечатления от BSP изменятся радикально, разумеется, в лучшую сторону.

Что касается системных требований, то они по нынешним временам вполне демократичные. Взгляните на пункт «Рекомендованные» — на таком «железе» игра свободно полетит с самыми высокими настройками качества в разрешении 1280×1024 точки. А дальше уже смотрите сами, соотносите мощность своего «железного коня» с указанной конфигурацией и делайте выводы — «иметь или не иметь».

Акт о безоговорочной капитуляции игроков

Американцы прошли путь от Мидуэя до Окинавы за три с небольшим года. Eidos Hungary понадобилось ровно на год меньше, чтобы перейти от Battlestations: Midway к Battlestations: Pacific. Результат, как говорится, превосходит все ожидания. Как соблазнительно было бы для разработчиков пойти на поводу у любителей «хардкора» и сделать в BSP больше реализма или, наоборот, прислушаться к «консольщикам» и превратить игру в бессмысленный и беспощадный военно-морской тир «по мотивам»… Но вместо этого мы видим идеальный, на мой взгляд, баланс между сложностью и зрелищностью игры. Интересно, появится ли третья часть Battlestations, и если да, какие еще высоты покорятся разработчикам из Eidos?

А пока нам остается оценивать нынешнее творение венгров. До «категории А» BSP, увы, недотянула — графика подставила подножку, по нынешним временам такая картинка на ПК все же считается средней. Зато во всем остальном новинка выше всяких похвал! Игра увлекает с первых же минут, а когда наскучит сюжетная кампания, всегда можно развлечься сетевыми баталиями. Главное — найти сервер с большим количеством игроков, но это, как показывает опыт, проблема незначительная.


Итоговая оценка? Твердая четверка с маленьким плюсом! Даже меня, циничного «имитаторщика» со стажем, BSP поймала в свои сети на пару вечеров, а это о чем-то да говорит! Не проходите мимо, уверен, что работа Eidos Hungary и вас не оставит равнодушными. Ведь вы наверняка мечтали о Call of Duty с кораблями и самолетами вместо пехотинцев, разве нет?


Battlestations: Pacific

Системные требования: Pentium 4/Athlon XP-3000 (рекомендуемый — Core 2 Duo2200/Athlon 64 X2 4400+), 1-Гбайт ОЗУ (2-Гбайт ОЗУ), 3D-видеоадаптер с памятью 256 Мбайт — GeForce 6800 GT/Radeon 1800XT (GeForce 9800 GTX/Radeon HD4800), 8 Гбайт свободного дискового пространства, звуковая плата, мышь, наличие доступа в Интернет (для активации игры). Программа работает в среде Windows XP (SP2)/Vista (SP1).
Разработка: Eidos Hungary KFT
Издание: «Новый Диск»

1098