Эти продукты стали продолжением известной серии «Электронная библиотека». Если вы уже видели хотя бы один входящий в нее продукт, то соответствующая оболочка скорее всего на вашем ПК еще осталась, а значит, никаких проблем с использованием программы не возникнет.

Вставляете, скажем, диск «История инквизиции» (с него, пожалуй, и начнем), и все пять тысяч с лишним страниц перед вами. Вряд ли кто, находясь в здравом уме, станет восхвалять времена инквизиции. Охота на ведьм, сжигание заживо на костре… Жуть! Данное издание не изменит это негативное отношение к инквизиции, но, возможно, заставит взглянуть на нее немного иначе, не так однобоко. Вы будете удивлены, узнав, что жестокий «розыск» (именно так переводится с латинского слово inquisitio) был вполне здоровой реакцией на «нездоровую» ересь.

Стараниями нашей системы образования понятие «ересь» применительно к тем временам ассоциируется с чем-то «прогрессивным». Ярчайший тому пример -- Джордано Бруно. Однако были и «нездоровые» ереси, например катары. Их учение «отрицало весь церковный строй как нечто бесполезное; в глазах его Римско-католическая церковь была обителью Сатаны, спасение в которой немыслимо… Верование катаров предполагало предельный аскетизм: запрет на употребление пищи животного происхождения, запрет на любые физические контакты между представителями различных полов и прочие из этого же ряда. И потому «гнев церкви против этой секты был оправдан, так как, распространись это верование по всей Европе, то через каких-нибудь несколько десятков лет вся территория превратилась бы в пустыню». Помимо исторической справки-- «Создание, развитие и конец системы инквизиции» -- вы найдете на диске материалы следствия над Джордано Бруно, протоколы обвинительного процесса Жанны д'Арк, документы из истории инквизиции…

Отдельно стоит упомянуть «Молот ведьм» -- книгу Якова Шпренгера и Генриха Инститориса, ставшую во времена инквизиции чуть ли не практическим руководством. Являясь по сути кучей цитат из Аристотеля, Бонавентуры, Иоанна Златоуста и других великих и величайших, она каждой страницей, каждой строкой призывала: «Внемлите, смертные, божественной мудрости, и вы окажетесь достойными, правоверными сынами нашей бессмертной церкви». Как уже было сказано, данный диск вряд ли изменит ваше негативное отношение к инквизиции, но даст «информацию к размышлению». Тот же «Молот ведьм» прекрасно демонстрирует, к чему приводит «правильный» подбор цитат.

Об этом же, но по-своему, рассказывает и кандидатская диссертация Александра Зиновьева., текст которой приведен в издании «Современная российская философия». Тем, кто родился в перестройку, имя этого советского, а с некоторых пор антисоветского философа и писателя (кстати, участника Великой Отечественной войны, а с 1953 по 1976 гг. -- даже члена КПСС), вряд ли что скажет. Они не зачитывались такими произведениями, как «Зияющие высоты», «Гомо советикус», «Коммунизм как реальность» В лучшем случае, они перепутают его с другим Зиновьевым, Григорием Евсеевичем (его настоящая фамилия Радомысльский, в молодости по матери -- Апфельбаум) -- советским политическим и государственным деятелем, революционером.

Между тем, Александр Зиновьев, будучи еще студентом, стал по сути учителем для таких «китов» отечественной философии, как Борис Грушин (один из «отцов-основателей» советской (и российской) социологии), Мераб Мамардашвили, Георгий Щедровицкий и др.

Кандидатская А. Зиновьева (написанная в 1954 г.!) носила вполне ортодоксальное название: «Диалектика абстрактного и конкретного в «Капитале» К. Маркса». Подкачало ее содержание. Автор текста «Вместо предисловия» к «бумажному» изданию диссертации А. Зиновьева (2002 г.), российский философ и искусствовед Карл Кантор, в частности, вспоминал: «...он говорил мне в 48-м, примерно, году, что первым вульгаризатором марксизма был Энгельс. Я отвечал: «Саша, побойся Бога, как так? Вот Энгельс сделал то-то, то-то…». Все это правильно, продолжал он, но ты почитай его «Диалектику природы», -- ведь это совершенный бред, вся диалектика природы надуманна, ты что-нибудь подобное у Маркса найдешь?»… Презирал работу Ленина «Материализм и эмпириокритицизм»… «Ты пробовал, -- он меня спрашивает, -- когда-нибудь читать Маха и Авенариуса?». Я говорю -- «не пробовал». Он говорит: «Попробуй. Они на десять голов выше Ленина, который их критикует. Критикует он Богданова. «Ты читал Богданова?»… Он привлекал неожиданностью, своим углом зрения на изучаемые предметы…»

Стоит ли удивляться, что А. Зиновьев защитился только с третьего раза? Впрочем, его кандидатская -- лишь одна из 110 работ, представленных на диске «Современная российская философия». Остальные на том же уровне: привлекают «неожиданностью, своим углом зрения»… В общем, читайте! Да, для тех, кто, возможно, впервые сталкивается с оболочкой «Электронная библиотека», несколько разъяснений. Оная позволяет печатать, копировать нужный текст, а четыре разноцветных маркера разрешают делать выделения по интересующим темам (а заодно и комментировать эти выделения).


История инквизиции. Современная российская философия. Издания Института философии РАН

Системные требования: Intel 486, видеосистема, поддерживающая разрешение 800х600 точек при отображении 65 536 цветов, 16-Мбайт ОЗУ, 4Х-дисковод DVD, звуковая плата, мышь. Программа работает в среде Windows 98/Mе/NT/XP/2000/
Разработка: «Директмедиа Паблишинг»
Издание: «Новый Диск»

544