Так было в известной многопользовательской ролевой онлайновой игре Anarchy Online (см. www.osp.ru/pcworld/2004/09/168792/ и http://winntmag.ru/pcworld/2003/05/165749/), так остается в новом проекте этой компании -- Age of Conan («Эпоха Конана»). В основу его сюжета положены произведения Роберта Эрвина Говарда, американского писателя-фантаста, создавшего мир человеческой протоцивилизации Гиперборейской эры и образ самого харизматичного киммерийца того времени -- Конана. Мир Говарда (а, стало быть, и мир игры Age of Conan) населяют жестокие люди, духи и привидения, там правит варварский кодекс чести, опирающийся на грубую силу. На сайте разработчика даже вывешен специальный предупреждающий значок возрастного ограничения: «18+».

Гиперборейская жизнь геймера начинается с того, что персонаж игры неожиданно освобождается от рабства на галерах после крушения судна. Ситуация осложнена тем, что попавшему в плен герою в ходе жестокого ритуала заблокировали память. Но постепенно он начинает вспоминать подробности своей жизни после освобождения и понимает, что его судьба тесно связана с жизнью правителя Конана, аквилонский трон которого расшатывают силы зла, угрожая ввергнуть его страну во мрак хаоса. Чтобы исправить положение, нужно действовать решительно, опираясь на собственную силу и волю.

В проекте Age of Conan компания Funcom отказалась от испытанной в Anarchy Online схемы распределения игроков по серверам. Теперь многое зависит от того, в каком регионе мира куплен дистрибутив игры. Так, отныне европейцам будет сложно подключиться к североамериканским серверам, и наоборот. Кроме того, при старте необходимо учитывать, что серверы специализированы по типу игры. Такая специализация позволяет геймерам познакомиться с миром Age of Conan, не изменяя своим стилевым предпочтениям. Как сообщают специалисты Funcom, на серверах типа PvE (игрок против окружения) действуют стандартные наборы правил, в то время как на серверах типа PvP (игрок против игрока) приветствуются сражения участников друг с другом, и биться в них сложнее, особенно новичкам. Серверы типа RP/PvP (ролевые игры), в дополнение к возможностям серверов с режимами PvE и PvP, предоставляют условия, наиболее благоприятные для ролевой игры.

Первые 20 уровней (из 80 доступных) игроку предстоит просуществовать в режиме накопления опыта и освоения особенностей игры. На этом этапе следует выбрать свою расу (одну из трех) и внешний вид, а также определиться с архетипом и профессией (в целом на игровой образ влияют несколько десятков параметров). Имея одну учетную запись, легко использовать до восьми разных персонажей и поселить их на восьми серверах.

При инсталляции игроку предлагается один из языков интерфейса: английский, немецкий, французский или испанский. С 20 февраля для российских игроков, наконец-то (после более чем трехмесячной задержки), стараниями компании "1С" был запущен русскоязычный сервер, что для данной игры, безусловно, огромное достижение. Дело тут вот в чем. Помимо того, что этот онлайновый проект ориентирован на активное языковое общение игроков, он еще имеет и явно выраженную сюжетную основу, привязанную к литературному первоисточнику. Это обусловливает развитую диалоговую составляющую игрового процесса, благодаря которой геймер направляется по сюжетной линии. Диалоги представлены в текстовом виде и озвучены актерами. Естественно, без хорошего знания выбранного при старте языка нельзя понять, что происходит и что требуется делать. Стоит надеяться, что локализация приблизит время наступления «Эпохи Конана» в русскоговорящем мире.

Как и другие проекты Funcom, игру Age of Conan отличает великолепное музыкальное оформление. Композитор Кнут Авенстроп Хауген (Knut Avenstroup Haugen), написавший для нее саундтрек, был удостоен награды «За лучшую музыку к видеоигре» на церемонии IFMCA в 2008 г. (IFMCA -- Интернациональная ассоциация музыкальных критиков, ежегодно присуждающая премии авторам киномузыки за вклад в музыкальную индустрию). На высоте находится и выполненное профессиональными актерами озвучивание ролей (правда, автору статьи удалось во время тестирования опробовать только англоязычный (британский) вариант озвучивания).

Что же касается работы графических дизайнеров, то она не оставляет столь яркого впечатления, как звуковое оформление. Следует признать, что созданный художниками архаичный мир не выделяет игру из ряда конкурирующих проектов. Посмотрев на монитор играющего в Age of Conan, не сразу узнаешь мир Конана (кстати, в случае с Anarchy Online только совсем «зеленый» игрок может не понять, что он на планете RubiKa). Справедливости ради нужно сделать оговорку, касающуюся этих критических замечаний, -- автор добрался только до 24 уровня, и потому, возможно, что-то осталось вне поля его игрового опыта.

Из главных особенностей геймплея Age of Conan следует отметить активность фазы боя, позволяющую игрокам направлять атаки своих персонажей в наименее защищенные участки тела противника и изменять свою защиту. Впрочем, у геймплея, кроме того что он просто радует любителей динамичного прохождения эпизодов, есть и другая гораздо более ответственная задача -- реализация общей гармонии игрового процесса. Похоже, это у разработчиков Age of Conan вызвало проблемы, и первые шаги ее коммерческой версии явно не усыпаны розами.

Из главных особенностей геймплея Age of Conan следует отметить активную фазу боя, позволяющую игрокам направлять атаки своих персонажей в наименее защищенные участки тела противника и изменять свою защиту.К такому заключению пришел автор статьи, прежде всего исходя из своего личного опыта погружения в игровой мир. Сделанный им вывод подтверждает также внесение в игру каскада радикальных изменений, несмотря на длительное бета-тестирования. Совсем недавно, в феврале, гейм-директор игры Крейг Моррисон (Craig Morrison) сообщил об очередных существенных изменениях, влияющих в числе прочего и на базовые характеристики системы навыков персонажей. Хотя он и обещает, что развитие действующих лиц после нововведений станет «более интересным и увлекательным», продвинувшиеся в игре геймеры могут болезненно воспринимать новации, ведь им придется приспосабливаться к иным правилам и условиям игрового процесса.

Складывается впечатление, будто «Эпоха Конана», не успев распространиться по онлайновому игровому миру, готова уступить место другим более успешным виртуальным эпохам и героям. Исподволь об этом сигнализируют и сами представители Funcom. Так, Крейг Моррисон отметил, что в 2008 г. было зарегистрировано около 8 млн. оригинальных вхождений на сайт Age of Conan, однако он отказался сообщить число подписчиков игры на конец 2008 года.

Предположения о том, что Age of Conan не оправдывает надежд Funcom, подтверждаются также той поспешностью, с которой компания заявила о своем новом онлайновом проекте -- The Secret World. Даже если этот продукт и рассчитан на аудиторию с иными игровыми предпочтениями, он все равно создаст в компании Funcom внутреннюю конкуренцию проекту Конана, еще не успевшему завербовать всех потенциально возможных поклонников.

В одном из своих интервью Гауте Годагер (Gaute Godager), директор Age of Conan, определил жанр этой игры как pulp fantasy («дешевая фантастика»). Funcom явно преисполнена желанием сотворить с игрой нечто, похожее на то, что сумел сделать Квентин Тарантино с фильмом «Pulp Fiction»” («Криминальное чтиво»), подняв уровень кино «дешевого» жанра до кинопроизведения мирового уровня. Но, видимо, Funcom исправлять свои стартовые ошибки сейчас непросто.


Age of Conan

Системные требования: Pentium 4-3000, 1-Гбайт ОЗУ, видеоплата уровня NVIDIA GeForce 6600+ с 128Мбайт видеопамяти, 8Х-дисковод DVD, звуковая плата, мышь. Необходимо высокоскоростное соединение с Интернетом. Программа работает в среде Windows XP/Vista.
Разработка: Funcom
Издание: «1С»

630