Альтернативная история. В реальном мире она пока, увы, невозможна, а в виртуальном — все, что пожелаете. И вот уже могучие сыны Эллады давят, как жалких червей, римских легионеров, славные наследники финикийцев Карфагена открывают Америку, а великие воины Египта купают своих боевых слонов в водах «ревущих сороковых».

Переписать историю по-своему, сделать так, как хотелось бы, а не так, как было на самом деле, создать могучую империю там, где в течение долгих веков были лишь тлен и разрушение, — теперь такую возможность предоставляет игрокам компания Paradox Interactive, которая стараниями фирмы «1С» выпустила на российский рынок игру «Европа. Древний Рим» (ЕДР).

Исторические предпосылки

«Европа. Древний Рим» — это стратегическая игра, разворачивающаяся в античном Средиземноморье и в прилегающих к нему областях Европы, Африки и Ближнего Востока. Ее сюжет охватывает период почти в три столетия — с 278 г. по 25 г. до н.э. Создатели игры стремились как можно правдоподобнее отразить в ЕДР экономические, военные, политические и дипломатические реалии жизни того времени.

Действо начинается в 278 г. до н.э., сразу после заключения третьего мирного договора между Римом и Карфагеном, который в реальности когда-то привел к началу Первой Пунической войны. В это время Римская республика также находилась в состоянии войны с Тарентом (Великая Греция) и его союзником Эпиром. Царь последнего — небезызвестный Пирр, чье имя стало нарицательным, — только что одержал еще одну дорогостоящую победу над республиканскими легионами. То, что римляне, несмотря на понесенные поражения, сломали хребет его эллинистической фаланги, доказало все возрастающую мощь Рима и в значительной степени обеспечило независимость республики. В исторической реальности начиналась «эпоха Рима».

Разработчики решили предоставить пользователям возможность начать игру именно в этот момент потому, что тогда власть Рима над Средиземноморьем еще не была предопределена. Каждая из пяти великих держав того исторического периода — Египет, Карфаген, Македония, Рим и государство Селевкидов — имела предпосылки, чтобы достичь успеха, который в конечном счете оказался римским.

Нельзя также сбрасывать со счетов и объединенный потенциал кельтских племен. Если бы тогда в среде галлов появился яркий и талантливый вождь, который мечом и словом сумел бы объединить этот многочисленный народ, то история человечества могла бы сложиться совершенно иначе.

Игра заканчивается в 25 г. до н. э., когда в реальной истории, после подчинения Сената императору, Римская республика прекратила свое существование. Хотя в то время Рим и не находился еще в зените своей мощи, его границы начали принимать окончательный вид. Империя включила в себя все Средиземноморье, а также территории современной Франции, части Германии и ряда других стран. Реальных конкурентов Риму в борьбе за мировое господство не осталось.

Вследствие этого ситуация радикально изменилась. Дипломатия и почти не прекращающиеся международные войны, на которых сфокусирована игра, уступили место внутриимперской политике и разборкам между членами ведущих римских семей. Стала также иной сама структура государства и общества в целом. Поэтому данный момент и оказался подходящим для завершения игры.

Начало

Прежде чем начать игру, полезно запустить режим обучения. В демонстрационных роликах содержится много полезной информации по интерфейсам и управлению провинциями, являющимися основными структурными единицами карты.

Запустив ЕДР, пользователь волен сам выбирать и момент своего выхода на историческую арену, и знамя той державы, чей цвет он будет защищать. По сути отправной точкой игры может стать любой день в период указанных трехсот лет, и начальная ситуация будет исторически точно соответствовать реальности. Однако с этого момента на историю начнут влиять действия игрока. Другие же страны (под управлением компьютера) станут адекватно реагировать на них. Поэтому для каждой новой игры отклонения от истории будут уникальными, но достаточно реалистичными.

Наряду с одиночным режимом игры в ЕДР предусмотрен и сетевой. Здесь можно помериться силами с друзьями или попытаться совместными усилиями разгромить признанных в то время лидеров Средиземноморья.

Запустив ЕДР, пользователь волен сам выбирать и момент своего выхода на историческую арену, и знамя той державы, чей цвет он будет защищать. По сути отправной точкой игры может стать любой день в период указанных трехсот лет, и начальная ситуация будет исторически точно соответствовать реальности. Однако с этого момента на историю начнут влиять действия игрока. Другие же страны (под управлением компьютера) станут адекватно реагировать на них. Поэтому для каждой новой игры отклонения от истории будут уникальными, но достаточно реалистичными. Что же касается боевых действий, то их в ЕДР не очень много. Отправленная на войну армия долго и нудно, протирая подметки сапог, топчется на месте (в своей провинции). Затем внезапно вступает в бой, после чего можно вызвать небольшой экран, где отображается ход сражения. Однако ни тактическое расположение полков на поле боя, ни уровень боевой морали, ни что другое изменить нельзя. Допустимо лишь созерцать процесс… да еще убегать.

После старта игра переходит в режим паузы, в котором легко просмотреть все параметры государственного устройства. Таковых в ЕДР много. Здесь есть не только традиционные для большинства стратегических игр «Экономика», «Технологии» и «Дипломатия», но и такие характеристики, как «Религия», «Династия» и др.

Когда будут проведены нужные переговоры, установлены необходимые торговые пути и, наконец, назначены все важные персоналии, можно выходить из паузы и пускаться в опасное плавание по неспокойному «морю» античности.

Сюжет

Действие в игре в основном сводится к запуску времени и к ожиданию каких-либо событий, сообщения о которых будут выводиться на небольшой экран. Если правильно настроить панель сообщений, то одновременно с появлением этого окна игра перейдет в режим паузы. Затем нужно произвести какое-нибудь действие и снова ждать, следя за тем, как изменяются параметры государства.

Как и в других подобных играх здесь одним из важнейших параметров является золото. Оно требуется при наборе и содержании войск, строительстве флота, улучшениях в провинциях, а также для осуществления дипломатических действий. Причем его нужно иметь как можно больше. Чтобы определять размер бюджета страны, предусмотрено окно «Экономика». В нем (значок с монетами в информационной панели) находятся сведения об экономическом положении страны. Показатели доходов расположены слева, расходов — справа.

В колонке доходов приведены все суммы, поступающие в виде налогов, от торговли и в качестве дани с вассалов. Добыча, получаемая в результате блокады вражеских берегов, отображается внутри торгового дохода. В колонке расходов показано, сколько тратится в месяц на содержание армии и флота, на выплату дани другим странам и на остальные нужды. Внизу колонок представлен баланс между этими суммами. Цифра будет зеленой, если он положительный, и красной, если имеется дефицит бюджета, недопустимый в течение длительного времени.

Еще один важный параметр — уровень научных исследований по пяти основным направлениям. Увы, в отличие от других стратегий, в ЕДР не предусмотрена возможность перераспределять единицы исследований между технологическими направлениями. Подобная регулировка может осуществиться лишь одним способом — назначением более талантливого человека на должность главы особо нужного направления.

По мнению разработчиков, дополнительный интерес игре должна придать концентрация сил на моделировании отношений между многочисленными персонажами. Это суждение спорно, поскольку, во-первых, ЕДР все-таки позиционируется как стратегия, а не как симулятор межличностных отношений типа «Симсов», во-вторых, влияние этого фактора на события в игре не так уж и сильно.


Европа. Древний Рим.
Системные требования:
процессор с тактовой частотой не ниже 2,8 ГГц, 512-Мбайт ОЗУ, видеоплата класса NVIDIA GeForce 6800 GT, ATI 1300XT или выше, DirectX-совместимая аудиоподсистема, не менее 1,2 Гбайт свободного дискового пространства, 8Х-дисковод CD-ROM, мышь. Программа работает в среде Windows XP SP2.
Разработка: Paradox Interactive
Издание: «1C»

Игра оставляет двоякое впечатление. С одной стороны, представленный в ней один из переломных периодов развития человеческой цивилизации чрезвычайно интересен. С другой — по качеству исполнения она явно проигрывает отражающей примерно тот же исторический отрезок времени Rome. Total war, в которой почти такие же свойства государств, а персонажи реализованы на гораздо более высоком графическом и игровом уровне.

Купить номер с этой статьей в PDF
666