Приведенный выше диалог из ролика Get a Mac как нельзя лучше отражает два подхода к реализации программного продукта: либо тщательно отладить свое творение, чтобы отзывы пользователей стали лучшей рекламой новинки, либо распространить сырую недоделку, но применить агрессивный маркетинг.

Похоже, фирма GSC Game World достаточно хорошо проанализировала рыночную судьбу своей «Тени Чернобыля» и сделала весьма оригинальный, но вряд ли правильный вывод. Поскольку, по ее мнению, сочетание откровенно недоработанной, хотя и довольно любопытной игры с масштабной рекламной кампанией обеспечило отличные продажи, то можно не доводить следующую часть до ума, а все вложить в рекламу.

То что приквел к «Сталкеру» получится слабее оригинала, было понятно. Студия так и не сумела в течение продолжительного периода разработки создать законченный продукт из «Тени Чернобыля» и не оставила надежды, что сможет качественно выполнить работу за короткий (по меркам GSC) период в полтора года. Однако все ожидания померкли перед лицом суровой реальности «Чистого неба». Несомненно, проект можно было бы хоронить уже в зародыше, если бы альфа-версия первого «Сталкера» получилась бы такого качества. Но как можно было допустить столь откровенную халтуру в продолжении? Видимо, кто-то из разработчиков имеет весьма специфичное чувство юмора, не иначе. Ладно бы, продукт отличался только слабым сюжетом (к нему мы еще вернемся) и различными недоработками игрового процесса, но вот такое скопище чисто технических «багов» просто ошарашивает.

Со дня появления релиза и до начала написания данной статьи успело выйти шесть «заплаток» к игре, которые зачастую либо ничего не исправляют, либо одно лечат, а другое калечат. Пожалуй, этот продукт предоставляет лишь одну возможность — попытаться заставить его более-менее корректно функционировать. И было бы ради чего мучиться! Бродивший по ЧАЭС первой части незримый призрак интриги в «Чистом небе» окончательно рассеялся. Видимо, волшебники из GSC, отчаявшись побороть капризный игровой баланс и не справившись с нелинейностью, решили попросту привести все «упрямые» компоненты игрового процесса к общему знаменателю.

Чтобы кардинально улучшить инвентарь и арсенал, не имеет смысла выполнять тысячу и один квест — ассортимент «апов», доступных для непосредственной покупки, покроет потребности самой жестокой резни. А такого добра в игре более чем достаточно. Вместо усложнения сюжета, ожидаемого отдельными обладателями розовых очков, получилась «модернизация» по формуле «больше вражин на квадратный метр игрового мира». Кстати, чем ближе к финалу, тем сильнее новый «Сталкер» напоминает аркадный тир со скверной динамикой средненькой графики. Высосанная из пальца идея противоборствующих группировок способна добавить «мяса», но отнюдь не разнообразия. Следует особо отметить и на редкость напоминающую «Мир Смерти» Гарри Гаррисона идею о том, что, дескать, Зона реагирует на агрессию людей и начинает противостоять им с большим ожесточением.

Скучно, господа. Позор!


S.T.A.L.K.E.R Чистое небо

Системные требования: Pentium 4-2000, 512-Мбайт ОЗУ, 3D-ускоритель со 128 Мбайт памяти, 10 Гбайт свободного дискового пространства, 8Х-дисковод DVD, звуковая плата. Программа работает в среде Windows XP/Vista.
Разработка: GSC Game World
Издание: «1C»

586