Даже забываешь о том, какой сплав технологий потребовался, чтобы человек был способен справиться с тысячью лошадей.

В последнее десятилетие лучше всех управлять таким табуном удавалось «Скудерии» — команде Ferrari, которая с 1999 г. всего дважды уступила Кубок конструкторов и еще шесть раз ее гонщики побеждали в индивидуальном зачете. Наверно, помогал символ команды — гарцующий жеребец. Однако кнутом и пряником в подобных соревнованиях не обойдешься — требуется мощная ИТ-поддержка, причем не только при разработке машины, но и во время каждой гонки и после нее. С 2002 г. компания AMD обеспечивает под-держку итальянской «конюшни» вычислительными ресурсами.

Задолго до гонки

Визуализация аэродинамических расчетовПожалуй, наиболее предсказуемое использование процессоров AMD — расчет аэродинамических характеристик и параметров работы двигателя. С 2004 г. на фабрике Ferrari в Маранелло установлен вычислительный центр на базе ЦП этой американской компании. Первоначальная конфигурация насчитывала 400 «узлов» на процессорах Opteron. К сожалению, подробности технического оснащения скрыты за семью печатями (см. врезку «Взгляд в сторону считается попыткой…»), но скорее всего под «узлом» подразумевается сервер с одним-двумя процессорами. Конечно, новые модели создавались и до сотрудничества с AMD, но мощные 64-разрядные процессоры позволяют быстрее проводить расчеты новых модификаций, а также сокращать время на разработку финальных конфигураций. Кстати, бесперебойность питания обеспечивает еще один известный ИТ-бренд — АРС поставила свою систему InfrastruXure.

Работа вычислительного центра идет под управлением ОС Linux, а для моделирования используется программное обеспечение Fluent. Мало просто рассчитать оптимальную форму болида и аэродинамических элементов. Приходится учитывать различные погодные условия, дабы случайный дождь не похоронил надежды в отдельной гонке. Исходя из возможностей программ Fluent, можно предположить, что процессоры AMD также используются для оптимизации двигателей болидов.

Круг за кругом

Впрочем, созданием контуров машины дело не ограничивается. Затем следует продув в аэротрубе (считай не считай, а жизнь вносит в теорию свои коррективы), и в результате инженеры получают новую кипу данных, которые надо обработать, чтобы выжать из болида еще немножко скорости.

Пилоты свое отработали, теперь дело за AMD: ее процессоры рассчитают, как можно улучшить работу болидов FerrariСтарт — и гоночные машины несутся, нарезая круги. Рано или поздно топливо заканчивается, и пилоты заруливают в боксы. Во время остановки не только наполняются топливом баки. Инженеры получают с помощью «черного ящика» болида массу данных, быстрый анализ которых позволяет оценить параметры работы двигателя, решить, стоит ли тратить время на смену резины или она продержится до следующего пит-стопа. Инженеры получают эти сведения с помощью ноутбуков серии Acer Ferrari на базе мобильных процессоров AMD.

После окончания заездов всю информацию внимательно анализируют, чтобы оптимизировать характеристики болидов к следующим соревнованиям. Конечно, команда не полагается только на компьютерную мощь. Хороший пилот, как говорится, пятой точкой чувствует, какие компоненты гоночной машины нуждаются в настройке, но электронные системы детализируют требуемое вмешательство.

* * *

Выражение «быстрый процессор» приобрело еще один смысл. Такой процессор AMD разгоняет болиды «Формулы-1» до победных скоростей.


Взгляд в сторону считается попыткой…

Пожалуй, впервые на моей памяти производитель, пригласивший журналистов, чтобы познакомить их с решениями на основе своей продукции, не смог ее продемонстрировать. Видите ли, в тот момент шли какие-то расчеты, и, похоже, итальянцы опасались, как бы российские специалисты по шуму работающих серверов не догадались о типе решаемой задачи и ключевых параметрах будущих болидов.