Естественно, что в полной мере обещания обычно не сбываются. Как ни крути, а конечный продукт непременно окажется несколько отличным от того, что надеялась получить игровая общественность. Худшим? Лучшим? Это уж как сложится, но вот «другим» он будет обязательно.

Так же вышло и со Spore — новым творением Уилла Райта, отца игрового сериала The Sims. После чтения пресс-релизов Electronic Arts и просмотра видеороликов, полученных на многочисленных игровых выставках, состоявшихся до выхода игры, сложилось впечатление, будто появится на свет что-то исключительно внушительное. Конечно, впечатляюща уже сама идея имитатора эволюции, от мельчайших микроорганизмов до расы покорителей космоса. А если к ней добавить невероятное количество путей ее реализации, а также побочный продукт оной в виде миллионов самых фантастических существ, ставших доступными заблаговременно благодаря специальному редактору, выпущенному EA в авангарде игры, то есть все основания для того, чтобы представить стратегию воистину вселенского масштаба.

Игрокам, ожидающим появления Spore, грезились увесистые тома руководств и энциклопедий, необходимых для первых шагов в роли глобального творца. Многим казалось, что сама игра будет чем-то невероятно увлекательным, несмотря на неизбежную сложность и всеохватность. На практике же все оказалось не так, как предполагало страждущее большинство. Вполне вероятно, что истинное обличье Spore способно разочаровать особо нетерпеливых поклонников продуктов тов. Райта, а вот для других, тех, кто о новинке и слыхом не слыхивал, оно окажется удивительным сюрпризом.

Теперь перейдем к главному. Итак, вскрытие не показало никаких следов суровой научной «зауми», столь привлекательной для «хардкорных» игроков энциклопедий на 999 страницах, и прочих опасных для неокрепшего детского мозга токсинов. Уфф… На этом перечень недостатков игры можно наконец завершить и смело переходить к перечислению достоинств и демонстрации особенностей.

Если уж разработчики обратились к эволюции, то неплохо было бы начать с самых первых ее шагов — зарисовок из жизни одноклеточных. Впрочем, во имя научной достоверности следовало бы сперва доверить игроку управлять всем спектром процессов, которые привели в итоге к появлению первых сгустков органики на мертвой планете. Однако «злодеи» из EA этой возможностью (по счастью) постыдно пренебрегли, и потому приступим к игре в роли маленькой, но вполне живой клетки.

Потребности нашей героини на данном этапе более чем скромны: питаться самой, не оказаться пищей для кого-либо другого и расти, расти, расти. И разумеется, не забывать при этом качественно развиваться. Если игроку будет по силам удовлетворить этот нехитрый набор требований, то скоро он станет опекуном уже вполне сформировавшегося создания, способного отрастить массу занимательных приспособлений для самообороны и жаждущего пройти новые этапы своего развития.

Как всем нам известно из учебника биологии, для того чтобы продолжить приключения, существу следует выбираться на сушу. И вот наш подопечный, обзаведясь определенным количеством пригодных для такого путешествия конечностей, покидает свою морскую колыбель. Мир за пределами океана встречает его не особо гостеприимно — насыщенность событий на планете (не в пример спокойным морским глубинам) просто поражает. Здесь придется на своей шкуре (в буквальном смысле) отработать технику самых разнообразных коммуникаций, от боев «не на живот, а насмерть», до романтических брачных игр.

Кстати, не лишним будет обратить внимание на заведомое отсутствие «заморочек» и позитивное отображение происходящего. Забавно и привлекательно выглядит абсолютно все — от гротескных потасовок, напоминающих своим стилем («полетят клочки по закоулочкам») ранние творения студии Hanna Barbera, до бенефиса нашего героя, весело отплясывающего на яркой фантастической лужайке в компании диковинных соплеменников.

Однако пляски плясками, а будущее расы требует новых витков развития. Поскольку теперь появился целый вид разумных существ с вполне устоявшимися (и отныне неизменными) признаками, самое время закладывать первый кирпич в фундамент будущего социума.

Жизнь общины — это не удовлетворение шкурного интереса отдельной особи. Чтобы племя процветало и развивалось, требуется позаботиться не только о пропитании и победе в мелких стычках с враждебной фауной. Теперь игроку предстоит освоить азы хозяйственной деятельности и дипломатии. Да-да, именно азы, поскольку в Spore при продвижении игрока к звездам процесс игры не становится сложнее. Управление деревенькой с веселыми «чудиками» осуществляется так, что не возникает даже подозрений, будто продукт претендует на лавры продолжателя традиций Sim City. Дипломатические же действия ограничиваются забавными междоусобицами да гастрольными турами по окрестным племенам. Цель обеих этих стратегий одна — склонить соседние племена к сотрудничеству любым способом, будь то грубая сила или добродушные заигрывания. Чтобы построить цивилизацию на планете, требуется объединить соседей под своим руководством, и тогда начнется новая эра.

Естественно, путь к единому государству состоит из многих шагов. В определенный момент герой может оказаться во главе одной из населяющих планету группировок, и тогда его задачей станет подчинение соседей. Глобальные планы изменят лишь масштабы действия, но не их сложность. На данном этапе Spore представляет собой комбинацию из упрощенных вариаций на тему стратегий с военным и экономическим уклоном. Простота, конечно же, по вкусу далеко не каждому игроку, однако в данном случае из множества несложных компонентов складывается многообразное и увлекательное целое.

Общий принцип действа — увеличивать масштабы, а не сложность — прослеживается и в финальной главе эволюции по Райту. Безбрежные космические просторы, ожидающие колонизации планеты, враги, союзники и проч. кажутся довольно унылыми, если их просто перечислять, а вот на практике применять это совсем несложно и на редкость увлекательно.

Пытаться охватить в небольшой статье все многообразие игр, подобных Spore, — занятие малоперспективное. Новому творению EA можно дать лишь субъективную оценку, однако оно наводит на определенные размышления общего плана. К примеру, представляется, что работа над рассмотренной игрой Spore, которая кажется многообразной и масштабной, еще не завершена. Об умении EA расширять и дополнять свои продукты легко судить по серии The Sims. Так что скорее всего и для Spore стоит ожидать доброго десятка дополнительных коробок на витрине. О масштабах грядущей «вселенной» можно пока только гадать. Не вызывает сомнений лишь одно — налицо залог для эволюции.


Spore

Cистемные требования
Pentium 4-2000, 512-Мбайт ОЗУ, видеоадаптер со 128-Мбайт памяти и поддержкой пиксельных шейдеров версии 2.0, 8Х-дисковод DVD, наличие не менее 6 Гбайт свободного дискового пространства, звуковая плата, мышь, требуется соединение с Интернетом. Программа работает в среде Windows XP/Vista, Mac OS X 10.5.3 Leopard (и более современных).
Разработка и издание Electronic Arts