И не случайно именно в декабрьских номерах компьютерных журналов всегда есть обзоры ускорителей — см., например, «Мир ПК» №12 за все последние годы. Не будем нарушать традицию и на этот раз, правда, с оглядкой на финансовый кризис. Итак, для новогоднего теста мы отобрали 11 акселераторов ценой не дороже 3000 руб., и в эти бюджетные рамки попало много интересных решений.

S3 Chrome 440 GTX (Chrome 400)

Ровно три года назад мы тестировали две видеоплаты Chrome S27, которые работали в связке MultiChrome — а-ля NVIDIA SLI. Те ускорители были сделаны по 90-нм технологии на заводе компании Fujitsu, имели четыре вершинных и восемь пиксельных конвейеров и использовали 128-бит интерфейс шины памяти DDR1/2/3.

Современное семейство S3 Chrome 400-й серии делается на той же фабрике Fujitsu, но уже с применением 65-нм техпроцесса. Графическое ядро Chrome 400 использует в работе 32 унифицированных процессора, способных просчитывать как пиксельные, так и вершинные шейдеры. Помимо поддержки набора графических библиотек DirectX 10.1, «хромовый» акселератор работает с интерфейсом PCI-Express 2.0. И важно, что S3 Chrome 440 GTX — это недорогая плата с пакетом энергопотребления всего 14 Вт, и зачем на ее радиаторе нужен вентилятор, остается только догадываться.

Купить S3 Chrome 440 GTX можно прямо у производителя. По адресу https://s3gstore.s3graphics.com есть фирменный интернет-магазин GStore, принимающий заказы на всю линейку S3: Chrome 440 GTX и Chrome 430 GT, отличающуюся пониженными рабочими частотами. В начале следующего года в этом магазине должны появиться платы Chrome 530 и Chrome 540, а во второй половине — решения Chrome E1 и Chrome E2, поддерживающие будущий API DirectX 11.

BFG GeForce 9600GT OCX TI (GeForce 9600 GT)

После неторопливой платы S3 Chrome 440 GTX тестировать ускоритель BFG GeForce 9600GT — удовольствие. Игры запускаются одна за другой, и даже в таких тяжелых приложениях, как Crysis и Crysis Warhead, на экране видны «играбельные» значения кадров в секунду, что неудивительно.

Графический процессор NVIDIA G94, лежащий в основе решения GeForce 9600 GT, представляет собой упрощенный вариант производительного кристалла G92, у которого вдвое меньше унифицированных процессоров. К тому же по сравнению с эталонной платой NVIDIA GeForce 9600 GT решение инженеров BFG отличается завышенными частотами работы ядра — 725 МГц против стандартных 650. «Паровозиком» подросла и рабочая частота шейдерных блоков — с 1625 МГц до 1850, да и эффективную частоту видеопамяти GDDR3 не оставили типичной, подтянув ее с 1800 МГц до 1950.

Добавим еще, что фирменная система охлаждения Thermo Intelligence, с зеленой подсветкой вентилятора, выполнена из меди с никелированным покрытием, препятствующим окислению. А сама плата BFG GeForce 9600GT OCX TI требует дополнительного питания через привычный разъем 6-pin.

XFX GeForce 9600 GSO Overclocked XXX Edition (GeForce 9600 GSO)

О новинках NVIDIA и ATI первыми узнают журналисты и дистрибьюторы. Когда анонсировался NVIDIA GeForce 9600 GSO, мы спросили у двух российских партнеров XFX, что будет быстрее — 9600 GT или 9600 GSO? Скорее всего версия GT, ведь GS и GSO всегда были «обрезками», услышали мы в ответ.

И судя по всему, маркетологи NVIDIA окончательно запутали в своих суффиксах не только покупателей, но и профессиональных менеджеров, принимающих решения о поставках тех или иных плат в Россию. По крайней мере, по результатам игровых тестов в противостоянии GeForce 9600 GT и GeForce 9600 GSO впереди оказался именно «обрезок». В современных играх в популярных разрешениях с отключенным антиалиасингом для пользователя лучше большее количество вычислительных блоков и суженная шина видеопамяти, чем 64 унифицированных процессора и 256-бит доступ к GDDR3, как у GeForce 9600 GT.

Напомним, что ГП GeForce 9600 GSO построен на кристалле NVIDIA G92 с уменьшенным числом потоковых процессоров (96 вместо 128) и урезанной шириной шины памяти (192 бит, а не 256). Кстати, последнее обстоятельство сказалось и на объеме видеоОЗУ — 384 Мбайт. И по сути получается тот же GeForce 8800 GS, только с новыми индексом и суффиксом — 9600 GSO.

ZOTAC GeForce 9500GT AMP! (GeForce 9500 GT)

По техническим характеристикам ускоритель GeForce 9500 GT с кристаллом NVIDIA G96 на борту мало чем отличается от GeForce 8600 GT на базе G84 — то же число унифицированных процессоров, текстурников и блоков растеризации. И тем не менее не стоит забывать о преимуществах техпроцесса в производстве именно графического ядра G96 — 65 нм против 80 нм.

Что касаемо модели ZOTAC, то надпись AMP! Edition подчеркивает экстремальность частотной формулы по сравнению с референсным решением GeForce 9500 GT. Увеличены физические частоты ядра с 550 до 650 МГц и шейдерных блоков с 1400 до 1652 МГц. Эффективная частота памяти GDDR3 стала заметно больше — 1800 вместо 1600 МГц.

PALIT GeForce 8500GT Super+1GB (GeForce 8500 GT)

Если провести конкурс на самое бестолковое решение среди недорогих ускорителей NVIDIA, то скорее всего выиграла бы плата GeForce 8500GT Super+1GB. И речь тут не столько о низкой производительности, схожей с показателем S3 Chrome 440 GTX, сколько о большом объеме видеопамяти, установленном на борту PALIT.

Разумеется, цены на микросхемы DDR2 низки, но чем рекомендованные 256 Мбайт видеопамяти для GeForce 8500 GT не устроили инженеров PALIT? Даже сложно представить игровое приложение, довольствующееся вычислительным потенциалом 16 унифицированных процессоров и требующее при этом 1 Гбайт видеопамяти.

Кстати, помимо активной системы охлаждения на графическом процессоре с обратной стороны модели Super+1GB установлено еще и четыре пассивных радиатора.

SAPPHIRE HD4830 (Radeon HD 4830)

Многие специалисты уверяют: чтобы видеоплаты раскупались как горячие пирожки, требуется соблюдение двух условий. Во-первых, продукт должен стоить не более 150 долл., а во-вторых, решение должно «брендироваться» верхним индексом. И в этих рамках плату Radeon HD 4830 ждут радужные перспективы.

До появления Radeon HD 4830 рыночная ниша от 100 до 150 долл. была заполнена «устаревшими» моделями HD 3850 и HD 3870. И маркетологи AMD-ATI могли пойти по пути NVIDIA, переименовав, скажем, Radeon HD 3850 в Radeon HD 4830. Но радуйтесь, акселератор AMD Radeon HD 4830 — самый близкий родственник именно AMD Radeon HD 4850.

У новинки упала тактовая частота (примерно на 10%), сократилось до 640 число потоковых процессоров, уменьшилось до 32 количество текстурных блоков. Разумеется, все это привело к падению производительности по сравнению с Radeon HD 4850, но не стоит забывать, что кристалл AMD-ATI RV770 хорошо «разгоняется».

SAPPHIRE HD4670 (Radeon HD 4670)

В основе плат AMD-ATI серии 46хх лежит принципиально новый графический процессор RV730 — наследник архитектуры RV770 для серии 48хх. Увы, с меньшим числом функциональных блоков и с урезанной шиной доступа к видеоОЗУ, но в плане архитектурных особенностей — почти тот же AMD-ATI RV770.

Да, в кристалле RV730 функционирует аж 320 потоковых процессоров, но важно и другое. В предыдущем поколении недорогих плат Radeon присутствовало лишь четыре блока растеризации и платам серии 36хх не хватало текстурной производительности во многих игровых эпизодах в экранных режимах с включенным антиалиасингом. А у поколения Radeon HD 46хх восемь ROP-блоков, и каждый из них может без потери скорости обрабатывать пикселы в режимах сглаживания MSAA 2X и даже 4X — теоретически графический процессор здесь вообще не «проседает». Однако активация MSAA сказывается на загрузке видеопамяти, и на практике чудесная эффективность блоков растеризации может быть резко ограничена пропускной способностью памяти и объемом.

По рабочим частотам ускоритель SAPPHIRE HD4670 представляет собой эталонное решение Radeon HD 4670 с небольшим энергопотреблением, укладывающимся в термопакет 75 Вт. Именно поэтому SAPPHIRE не требует внешнего питания и имеет очень тихую систему охлаждения.

SAPPHIRE HD4650 OC (Radeon HD 4650)

Видеоплата Radeon HD 4650 отличается от Radeon HD 4670 лишь рабочей частотой графического кристалла. При этом инженеры SAPPHIRE «разогнали» свое решение, и в плане производительности модель HD4650 OC выглядит предпочтительней эталонного акселератора AMD-ATI Radeon HD 4670.

Помимо яркой надписи OverClock на упаковочной коробке SAPPHIRE имеется галочка в поддержку DirectX 10.1. Да, фанаты NVIDIA скажут: «Этот DirectX 10.1 — чистый маркетинг», — однако с появлением соответствующего обновления для Assassin's Creed в игре выросла производительность у плат, поддерживающих Direct 3D 10.1. И по данным разработчиков, FPS-показатели в популярной «бродилке» подтянулись за счет процедуры отложенных вычислений при включенном антиалиасинге. А в ближайшее время соответствующие оптимизации игровых кодов под DirectX 10.1 планируют провести такие компании, как Electronic Arts, Blizzard Entertainment, SEGA.

SAPPHIRE HD4550 OC (Radeon HD 4550)

В основе этой платы SAPPHIRE лежит графический процессор Radeon HD 4550, пришедший на смену линейке HD 34хх. И тут спрашивается: почему именно 4550, а не 4450? Дело в том, что цифра 44 у обычного жителя Китая вызывает нехорошие ассоциации, связанные со смертью, и маркетологи AMD-ATI решили не испытывать судьбу, перепрыгнув «несчастливый» индекс.

По сравнению с Radeon HD 4650 у кристалла Radeon HD 4550 заметно меньше унифицированных процессоров (80 против 320), текстурников (8 против 32) и ROP-блоков (4 против 8). К тому же инженеры AMD-ATI не забыли вдвое урезать и шину памяти — у RV710 она стала 64-битовой.

AMD-ATI Radeon HD 4550 (Radeon HD 4550)

Покупая видеоплаты в OEM-пакетах, будьте внимательны –- порой можно приобрести нечто с неопределенными характеристиками, а иногда — достойный адаптер вроде этого. Radeon HD 4550 имеет пакет энергопотребления ниже 25 Вт, и в этом плане пассивная система охлаждения для ГП RV710 оказалась к месту. Получилась абсолютно бесшумная плата с поддержкой Direct 3D 10, и ее хватает для работы в ОС Windows Vista, да еще с поддержкой HDMI и DisplayPort.

На борту платы AMD-ATI Radeon HD 4550 установлены модули памяти GDDR3 (Samsung K4W1G1646D-EC12), рассчитанные на рабочую частоту 833 МГц (эффективная — 1666 МГц). И в небольшом «разгонном» тесте на основе драйвера Catalyst 8.10 частоту видеопамяти удалось поднять примерно на 20%, а ядра — на 15%. Неплохие показатели для выполнения каких-либо мультимедийных задач, но для увлечения играми этого все равно мало.

GIGABYTE GV-RX345256H (Radeon HD 3450)

Не удивляйтесь, в этом обзоре вы увидели устаревшую плату Radeon HD 3450 вовсе не случайно. Во-первых, на рынке это самое дешевое решение для базовой поддержки DirectX 10. А во-вторых, мы откроем вам страшную тайну: технология Hybrid CrossFireX несовместима с видеоплатами серий 45хх и 46хх.

Напомним, что гибридный CrossFireX подразумевает совместную работу интегрированной и дискретной графики над визуализацией игровой картинки. Так, системная микросхема AMD 790GX имеет встроенное графическое ядро Radeon HD 3300, которое умеет «ладить» с отдельной платой Radeon HD 3450 в рамках CrossFire-тандема.

Получается, что GIGABYTE GV-RX345256H — разумный вариант модернизации графической подсистемы, интегрированной в материнскую плату. Хотя сама по себе плата GV-RX345256H для актуальных игр не подходит, увы.

Что показали тесты

Начнем с экзотики. Сейчас плата S3 Chrome 440 GTX является самой быстрой в линейке компании S3 Graphics, но на фоне современных решений NVIDIA и ATI она может быть к месту лишь в офисных компьютерах без игровых амбиций. К изгоям игровой индустрии отнесем и PALIT GeForce 8500GT Super+1GB, и SAPPHIRE HD4550, и GIGABYTE GV-RX345256H — обладателей минимального числа вычислительных блоков и «порезанных» шин.

Что касается видеоплаты SAPPHIRE HD4650 OC, ее можно порекомендовать владельцам TFT-«пятнашек». В разрешении 1024×768 она демонстрирует терпимые значения кадров в секунду, впрочем, как и ZOTAC GeForce 9500GT, с натяжкой.

А вот с платами BFG GeForce 9600GT, XFX GeForce 9600 GSO SAPPHIRE HD4670 и особенно SAPPHIRE HD4830 новогодние праздники пролетят как один день, правда, если запастись игровыми шедеврами вроде Fallout 3 или C&C: Red Alert 3.


Как мы тестировали

Все испытания проводились под управлением операционной системы Windows Vista Ultimate 64-bit (build 6.0.6000 + официальные обновления). Для работы с графическими подсистемами использовались видеодрайверы S3G ScreenToys версии 0248, ForceWare 64-bit версии 178.13 и Catalyst 64-bit версии 8.10.

Рабочее окно драйвера S3G ScreenToys

В качестве измерительного инструментария в ОС Windows Vista применялся сценарный тест SmartFPS.com 1.9 (www.smartfps.com) для автоматизированного определения производительности в игровых приложениях Crysis, Crysis Warhead, Battlefield 2, Serious Sam 2, Call Of Juarez, Unreal Tournament 3, Quake 4, Prey и The Chronicles of Riddick: EFBB.

Все запуски тестовых сценариев выполнялись с применением монитора Philips Brilliance 202P7 и при графических разрешениях 1024x768 и 1280x1024 точки с 32-разрядной глубиной цвета. При этом исследование 3D-производительности видеоплат проводилось с отключенными полноэкранным сглаживанием (AA:00) и анизотропной фильтрацией (AF:00). Настройки качества визуализации контролировались с помощью глобальных установок в соответствующих видеодрайверах S3 Graphics ScreenToys, NVIDIA ForceWare и AMD-ATI Catalyst.

Аппаратная конфигурация тестового стенда была следующей: ЦП Intel Core 2 Extreme X6800, системная плата ASUS P5K SE (P35 + ICH9), двухканальное ОЗУ на базе модулей Corsair XMS2-6400 CM2X1024-6400PRO (2x1 Гбайт, DDR2, 800 МГц, 5-5-5-15), жесткий диск WD Caviar SE16 WD5000KS (SATA 2, 7200 об/мин, 500 Гбайт), оптический DVD-привод TEAC DV-516, блок питания Hiper HPU-4M880-PE. Энергопотребление системного блока (без монитора) контролировалось сертифицированным прибором учета электроэнергии «Меркурий 200.02» (классы точности 1 и 2).


Сравнительные характеристики видеоадаптеров

Результаты игровых тестов DirectX 10, кадр/с

Результаты игровых тестов DirectX 9, кадр/с

Результаты игровых тестов OpenGL, кадр/с

Купить номер с этой статьей в PDF
970