Применение в ЖК-мониторах подсветки из флуоресцентных ламп (CCFL) позволило дисплеям достигнуть высокой яркости. Однако спектральный состав их излучения, комбинирующий пики паров ртути и пологие участки люминофоров (рис. 1,а), не позволял создавать одновременно и сочный цвет, и высокую яркость. А вот современные технологии производства светодиодов (LED) делают возможным излучение "ровного" спектра (рис. 1,б), т.е. из него удобнее вырезать базовые цвета для формирования картинки.

 

Рис. 1а,б Спектральное распределение энергии подсветки. Данные получены с помощью спектрофотометра Eye-One Pro компании X-Rite и програмного комплекса Argyll CMC. Рис 1а. Флуоресценнтная подсветка(Acer AL2423W)1а   Рис. 1а,б Спектральное распределение энергии подсветки. Данные получены с помощью спектрофотометра Eye-One Pro компании X-Rite и програмного комплекса Argyll CMC. Рисунок 1б. Светодиодная подсветка (Samsung SyncMaster XL24)

В экране со светодиодной подсветкой цветовым фильтрам матрицы приходится отражать меньше света обратно внутрь монитора, вследствие чего снижается нагрев деталей и повышается стабильность характеристик. Если в обзоре профессиональных мониторов, опубликованном в «Мире ПК», №5/07, мы сетовали, что ЖК-дисплеям требуется от 0,5 до 2 ч для входа в рабочий режим, то рассматриваемые здесь модели стабилизируются за считаные минуты.

Среди заявляемых производителями преимуществ также необходимо отметить более высокую равномерность подсветки. Действительно, если посмотреть на экран с черной заливкой у рядового ЖК-монитора, в глаза наверняка бросится хаотическая картина, состоящая из светлых и темных участков. Это объясняется тем, что свет от нескольких ламп должен распределяться по всей площади экрана. А вот светодиоды можно контролировать даже каждый по отдельности.

Участники тестирования

Хотя новые технологии обычно обкатываются на продуктах высшего уровня, мониторы, похоже, стали исключением. Причем имеется в виду не какая-то необыкновенная функциональность, а принципиально важная вещь: тип установленной ЖК-матрицы, определяющий качество изображения и цену. О последней производители не забывают сообщить, о типе матрицы предпочитают умалчивать, и это неспроста.

Компания ViewSonic открыла новую эпоху моделью на TN-матрице. Панели такого вида самые дешевые, и у них самые малые углы обзора. Поэтому их целевая аудитория — домашние пользователи, которым важнее всего сочные цвета в играх и фильмах. Тому же соответствует и наличие «антипрофессиональной» функции: снижение яркости подсветки в темных сценах для достижения высокой динамической контрастности. И цена мониторов вполне демократичная — 17 тыс. руб.

Модель SyncMaster XL20, первенец компании Samsung, базировалась на матрице типа A-MVA. Представленный на тестирование монитор XL24 имеет матрицу S-PVA. Вместе с MVA они, хотя и стоят в плане цветопередачи на ступеньку ниже IPS, зато демонстрируют лучшее время отклика. Пусть вас не обольщает заявленный угол обзора 178°. Такая величина отражает лишь сохранение приемлемого контраста, но при этом не учитываются серьезные искажения насыщенности и даже цветового тона, особенно в вертикальной плоскости. Несмотря на то что этот вариант и можно считать компромиссным для игр, фильмов и офисных задач, производитель позиционирует серию XL как профессиональную, предназначенную для работы с графикой. И подтверждение тому — стандартная комплектация средствами аппаратной калибровки и светозащитным козырьком. Если цену модели XL20 еще как-то можно было назвать приемлемой — 22—25 тыс. руб., то про новую, XL24, так не скажешь, ожидается 45—50 тыс. руб.

Как видите, цены пока кусаются. Даже самая простая модель, которая в обычном варианте не стоила бы и половины той суммы, что просят за устройство со светодиодной подсветкой, оказывается дороже обычных мониторов на IPS-матрице. Давайте попробуем решить, стоит ли оно того.

Общие особенности

Яркость. Для обеих протестированных моделей, Samsung XL24 и ViewSonic VLED221wm, заявлена яркость 250 кд/м2, и реальные показатели вполне соответствуют спецификации (в пределах допустимой погрешности). Вопреки моде на запредельные характеристики, нам это представляется более чем достаточным, поскольку работу при яркости выше 150 кд/м2 трудно назвать эргономичной даже в солнечный день. А что касается профессионального графического применения (дизайн и допечатная подготовка), то приемлемый диапазон лежит еще ниже, на уровне 80—100 кд/м2.

Контраст. У обоих устройств одинаков и заявленный коэффициент контраста — 1000:1. Собственно, черный оказывается настолько густым, что измерительные приборы начинают путаться в показаниях. Для игроков и киноманов это большое подспорье, но при работе с графикой все же уместнее 250—300:1 или даже 100:1, если эмулируется вывод на печать.

Регулировка яркости. В разное время много было сказано по поводу неинтуитивности органов настройки яркости и контраста ЖК-мониторов. Проведенная серия измерений в произвольных режимах модели Samsung позволила убедиться, что это отчасти верно и для случая со светодиодной подсветкой. Если регулятор «Контраст» вывести на отрезок 81—100, то картинка уже не улучшается, лишь возникают градационные искажения, приводящие к потере деталей. Аналогично работает и поканальная регулировка цветового баланса: на отрезке 51—100 она превращается в гамма-коррекцию, а не дает ожидаемый эффект. Чтобы не ошибиться при выборе настроек, рекомендуется вывести на экран изображение с градиентами и деталями в светах и тенях.

Равномерность. Как уже говорилось, среди ожидаемых преимуществ светодиодных «задников» не последнее место занимает более однородное распределение света по всей площади экрана. Однако результаты тестов, приведенные в табл. 1, показывают лишь количественный, но не качественный сдвиг в данном направлении. Определенно, LED лучше CCFL, но идеал еще не достигнут. Даже если отложить в сторону приборы и просто посмотреть на экран с черной заливкой, предварительно приглушив освещение в комнате, легко увидеть неоднородности. Впрочем, если на экране также присутствуют яркие объекты, то из-за высокого контраста все эти огрехи не заметны.

Таблица 1. Равномерность подсветки экрана. Для сравнения с классической технологией подсветки на флуоресцентных лампах приведены результаты хит-о-смотра профессиональных мониторов в «Мире ПК», №5/07. Демонстрируется возможный диапазон от лучшего до худшего, от 20-дюймовой диагонали до 26-дюймовой. Значения ∆E не совпадают с ранее опубликованными, поскольку были рассчитаны по иной методике. Мера цветового различия DeltaE-2000 (∆E00) характеризует степень несовпадения цветов с учетом светлоты, насыщенности и цветового тона. Единичное значение примерно соответствует нижнему порогу различения. Стандарт ISO 12646, регламентирующий одновременное цветопробное сравнение отпечатка с монитором, допускает 15%-ную неравномерность даже для самых ответственных работ. Измерения проводились при тестовой яркости 125 кд/м2, как того требует эргономический стандарт TCO’03.

Цветовой охват. Несомненно, самым привлекательным свойством светодиодов является высокая насыщенность цветов и, как следствие, широкий цветовой охват, т.е. множество всех зрительных ощущений, которые способен сформировать монитор. За счет узкополосного спектра создается высоконасыщенный цвет, недостижимый на обычных дисплеях (рис. 2). Впрочем, при всем богатстве красного и зеленого новые мониторы могут уступать старым в области синих оттенков. Причина тому — меньший спектральный охват коротких длин волн и зелено-голубая примесь (см. рис. 1). С одной стороны, примесь увеличивает яркость луча, но в то же время снижает его чистоту. За появление этой примеси надо благодарить ЖК-матрицы. Видимо, специально для новой подсветки их никто не адаптировал, и пропускающая способность светофильтров RGB осталась такой же, как для флуоресцентных ламп.

Рис. 2. Хроматический охватБыло бы некорректно оценивать охват только по треугольнику на диаграмме цветности, однако рассматривать трехмерные фигуры в рамках статьи несколько затруднительно, и потому перейдем к числам. Производители мониторов традиционно отмеряют цветовой охват в процентах от некоего эталона, которым чаще всего выступает NTSC — цветовое пространство, принятое в американском аналоговом телевидении. Стоит ли говорить, что для нашего человека это пустой звук? К компьютерным дисплеям не имеет никакого отношения, да и реальное устройство, способное отобразить все цвета NTSC, в магазине вряд ли можно встретить. Так что мы выбрали более «осязаемые» эталоны для сравнения — sRGB и Adobe RGB.

Следует заметить, что производители, заявляя «123% NTSC», не уточняют, о какой именно величине идет речь. Можно предположить, что имеется в виду все-таки не площадь треугольника цветности, а полный объем охвата в единицах цветовой различимости DeltaE. Но здесь хитрость заключается в том, что систему цветовых координат можно задавать различную и для разных режимов работы монитора — абсолютные значения будут то больше, то меньше, и даже соотношение между ними не всегда окажется постоянной величиной. (Кстати, о режимах работы: увеличение яркости выше некоторого порога обычно приводит к «обрезанию» спектральных верхушек RGB-излучения, что снижает насыщенность; это верно и для флуоресцентной подсветки.) По нашей методике охват модели Samsung составляет 106% NTSC, а модели ViewSonic — 98%, что «слегка» не похоже на заявленные показатели 114 и 118% соответственно. Так что мы решили снова ориентироваться на более привычный эталон — sRGB.

В конце концов, величина охвата, как абсолютная, так и относительная, — только полдела. Если мы сравниваем цветовые возможности устройства с неким эталоном, то важнее не соотношение их охватов, а степень перекрытия эталонного охвата тестируемым устройством. Можно иметь сколь угодно широкий охват, например, за счет увеличения красной и зеленой областей, но отставать от эталона в синих тонах. В таком случае и говорить нечего о достоверной цветопередаче всех цветов эталонного пространства. Поэтому в табл. 2 сделан акцент не на относительном или абсолютном объеме, а именно на покрытии эталонных охватов.

Таблица 2. Цветовой охват. Для сравнения: модель NEC олицетворяет профессиональный монитор для графического дизайна, модель Acer — качественный монитор для офиса и дома. Пространство sRGB, моделирующее среднестатистический ЭЛТ-дисплей, принято по умолчанию в Windows, Mac OS и в Интернете. Пространство Adobe RGB, имеющее охват 145% sRGB и перекрывающее его на 99%, используется в профессиональной фотографии. Система американского телевидения NTSC просто является эталоном очень большого охвата, 156% sRGB (при покрытии 94%). Измерения проводились при тестовой яркости 125 кд/м2 и цветовой температуре 6500 К.

С точки зрения графического дизайна серьезной претензией к RGB-устройствам отображения является невозможность воспроизвести цвета насыщенных голубых и желтых CMYK-красок. Поскольку модель Samsung явно претендует на роль профессионального инструмента, мы проверили, насколько ее охват при цветовой температуре 5000 К и яркости 80 кд/м2 перекрывает среднестатистические типографские требования. Эталоном послужил профиль офсетной печати ISO coated v2 (ECI). Доля воспроизводимых цветов составила 99,93%, неохваченным оказался лишь крохотный кончик голубой области. Для сравнения заметим, что фавориту «обычных» моделей, NEC MultiSync LCD2690WUXi, не даются целых 1,25% печатных цветов: помимо голубого еще и значительная часть желтых тонов. Возможно, когда производители исправят этот недостаток синего светофильтра матрицы, то новые мониторы просто не будут иметь себе равных.

Стабильность. Даже при работе в режиме максимальной яркости у экранов со светодиодной подсветкой не наблюдается такого существенного изменения характеристик по мере прогрева, как у мониторов с флуоресцентной подсветкой. Им достаточно проработать буквально 5—10 мин, чтобы свойства изображения стали почти статическими. Пока трудно делать долгосрочные прогнозы относительно срока жизни светодиодов, но производители заверяют, что он как минимум не меньше, чем у флуоресцентных ламп.

ViewSonic VLED221wm

Несмотря на то что экран монитора имеет антибликовое покрытие, весь корпус целиком, включая подставку, представлен в глянцевом исполнении. Поэтому следует ожидать неприятных бликов в солнечную погоду, что особенно обидно при столь низком уровне светимости черного экрана. К тому же блики усиливаются из-за реализованной в нем технологии динамического контраста, уменьшающей интенсивность подсветки при отображении темных сцен. Вообще, логика применения данной функции может поставить в тупик. Казалось бы, если эпизод фильма или игры и без того темный, то хочется увеличить яркость, но происходит все наоборот. Хорошо еще, что эту функцию можно выключить, однако есть ли какой-либо прок от технологии динамического контраста, кроме возможности заявить в спецификации умопомрачительную величину 12000:1? Все равно она одновременно недостижима, и динамический диапазон зрения не позволяет воспринимать много более 1000:1.

Разрешение матрицы составляет 1680×1050 точек (формат 16:10). Производитель называет сие Super HD, но не следует путать это с высокой четкостью следующего поколения, так как даже нынешний стандарт Full HD предусматривает 1920×1200 точек. Имеется два видеовхода: цифровой DVI-D и аналоговый VGA. Встроенная акустическая стереосистема предлагает улучшение звука по методике SRS WOW, якобы восстанавливающей качество сжатой цифровой музыки (например, MP3) и создающей некое подобие объемного звучания. Вклад данной функции оценить сложно, поскольку она не отключается. Одно точно: когда динамики расположены почти впритык к центру монитора, то говорить о широкой стереобазе весьма сложно.

Вопреки откровенно любительскому назначению VLED221wm, в официальных материалах мы обнаружили ссылку на некую «Сертификацию профессионального цвета». Хотя ей и посвящен целый раздел сайта ViewSonic, там не сказано ни слова о том, что же конкретно она собой представляет. Заводской цветовой профиль, как и данные в памяти монитора (EDID), мало соответствуют реальным характеристикам. Предустановленный режим sRGB также имеет мало общего с тем, что полагается по стандарту, более того, регулятор яркости фиксируется на максимальном уровне.

Документация полностью переведена на русский, но иллюстрации с пунктами меню оставлены на английском — не ясно, зачем это сделано, ведь меню тоже русифицировано.

Samsung SyncMaster XL24

Будто намекая на то, что для FullHD-экрана аналоговые сигналы — вчерашний день, производитель оставил только два входа DVI; правда, один из них является комбинированным и поддерживает обычные VGA-сигналы через прилагаемый переходник. В отличие от модели ViewSonic, подставка которой позволяет лишь изменять наклон экрана, здесь предусмотрен полный набор эргономических настроек: и поворот, и регулировка высоты, и смена ориентации на книжную (портретную). Встроен концентратор USB 2.0 с четырьмя выходными портами. В комплекте поставки дается и козырек, прикрывающий экран от света, правда, его скромные размеры не позволяют назвать такую защиту серьезной, а угольно-черный цвет создает глубокие тени, сбивающие зрительную адаптацию.

Надпись на коробке «Color calibrator included (dedicated to LED BLU only)» дословно можно перевести так: «Колориметр Eye-One Display 2 фирмы X-Rite, входящий в стандартный набор поставки, предназначен только для балансировки подсветки». Согласитесь, довольно странно вкладывать в комплект прибор за 250 долл. только для того, чтобы улучшить равномерность подсветки экрана. Ирония состоит в том, что именно этой функции мы так и не обнаружили в фирменной программе Natural Color Expert, хотя документация и указывает на ее наличие. Увы, специалисты компании Samsung не смогли прокомментировать данную ситуацию.

В общем, использовать колориметр удалось только по его прямому назначению — для калибровки и создания цветового профиля. Применение собственной 10-бит таблицы цветокоррекции монитора позволяет достичь более ровных градационных переходов, чем обеспечивает видеокарта, и избавляет от необходимости загружать калибровочные данные при каждом включении компьютера. Но и здесь программа Natural Color Expert продемонстрировала некую оригинальность мышления. Тогда как любой калибратор определяет передаточную характеристику каждого RGB-канала, делая около десяти замеров в промежуточных градациях, утилита Samsung довольствуется парочкой серых оттенков. В результате гамма получается примерно на 0,2 больше, чем требуется. Приходится доводить с помощью родного программного обеспечения Eye-One Match (i1Match), бесплатно доступного на сайте xrite.com. Конечно, преимущество аппаратной калибровки при этом частично теряется, но все-таки дополнительная коррекция сводится к минимуму и касается только гаммы. (Следует оставить имеющуюся цветовую температуру и яркость, выбрав для них значения «Native / Don’t change».)

Хотя Natural Color Expert фактически выполняет лишь часть калибровки, и тут есть претензии к качеству работы. С одной стороны, программа настраивает не только точку белого, но и точку черного (включая цветовую температуру!), т.е. делает то, что не хотят делать многие традиционные продукты. С другой — она выполняет это весьма небрежно. Ведь изменение одного параметра, например баланса по красному, сразу же приводит к изменению яркости, требуя нескольких итераций для установки всех параметров. Но программисты Samsung считают, что им достаточно одной–двух итераций, поэтому, если запрошенная цветовая температура далека от 6500 К, итоговая яркость может получиться вовсе не 100 кд/м2, как вы указали программе, а, скажем, 90 кд/м2. То же самое и с точкой черного: вместо обещанных 0,4 кд/м2 вы можете получить 0,6 кд/м2.

Сгенерированный фирменной утилитой цветовой профиль, как нетрудно догадаться, годен лишь для мусорной корзины (но отказаться от его сохранения нельзя, поскольку тогда программа сбросит все внесенные изменения). Если же взять профиль, который построит i1Match после завершающей калибровки, то в нем отсутствует информация о точке черного — досадная неприятность, хотя многие программы все равно ее игнорируют. Чтобы создать полноценный профиль, придется прибегнуть к помощи сторонних средств.

В отличие от «обычных» мониторов новая серия XL имеет несколько ячеек памяти для хранения настроек, т.е. ручная регулировка — отдельно, аппаратная калибровка — отдельно, а переключение между ними — нажатием одной кнопки. Кроме того, есть еще три ячейки для эмуляции: sRGB, Adobe RGB и произвольно задаваемая.

Эмуляция здесь самая настоящая. В рядовых мониторах, к примеру в модели ViewSonic, режим sRGB — чистой воды профанация, потому что никакой настройкой или калибровкой нельзя учесть различия в цветности RGB-лучей. Обычно такую задачу выполняет программная система управления цветом, но только в профессиональных графических пакетах и только в отношении редактируемого изображения. Видеопроцессор в мониторе Samsung делает то же самое аппаратно в реальном времени для всего экрана, и качество ничуть не уступает программному методу. Правда, здесь также требуется доводка гаммы средствами i1Match. Небольшое опасение вызывает и то, что при указании некоторых произвольных эталонных профилей происходило неправильное определение цветовой температуры. Следовательно, надо быть начеку и всегда внимательно проверять параметры.

За исключением упомянутого выше быстрого переключения режимов, меню SyncMaster XL24 выглядит совсем как у рядовой модели. Впрочем, особой нужды что-то там менять и не возникает — программа калибровки все выполняет самостоятельно. А вот излишняя скромность документации откровенно раздосадовала, полагаем, для такого монитора следовало бы написать более детальное руководство.

В общем, с сожалением приходится констатировать, что колоссальный потенциал SyncMaster XL24, создаваемый большим цветовым охватом, аппаратной калибровкой и эмуляцией, а также входящим в комплект колориметром, на данный момент разбивается о недоработки ПО и документации.

Выводы

Тестирование первых доступных широкой потребительской аудитории моделей наглядно показывает, что даже простейшие ЖК-матрицы выигрывают от светодиодной подсветки. Помимо большого цветового охвата они могут похвастаться равномерностью на уровне лучших представителей традиционной технологии, а также превосходят последние по стабильности характеристик.

Вместе с тем «первый блин» получился не без изъянов: чтобы достичь максимума возможностей, для светодиодной подсветки потребуются адаптированные цветовые фильтры матриц. Сами матрицы, сейчас устанавливаемые в новых продуктах, относятся к разряду бюджетных и едва ли способны удовлетворить искушенных пользователей, а вот цена устройств заметно выше качественных моделей с обычной подсветкой.

Впрочем, несмотря на недоработки, мы настроены оптимистично и считаем, что за LED — будущее. Со временем ассортимент расширится и в сторону IPS-матриц, а цены снизятся. Это обеспечит ЖК-технологии долгую жизнь даже после появления органических дисплеев (OLED). Как бы то ни было, сейчас человечество получило неплохой подарок к столетию появления светодиодов и к полувековой истории их промышленного производства.

Редакция выражает благодарность за предоставленные образцы мониторов представительствам компаний Acer (www.acer.ru), Samsung Electronics (www.samsung.ru), ViewSonic (www.viewsonic.ru) и компании DISTI Group (www.disti.ru).

Купить номер с этой статьей в PDF
8624