Острая проблема Рунета

. В связи с многоликостью опасностей поисками решений занимаются как отдельные специалисты, так и международные организации. Так, корпорация Microsoft выпустила специальную брошюру «Безопасность детей в Интернете», где разъясняются отдельные аспекты этой проблемы. А когда речь идет о технологиях и продуктах самой компании, то даются рекомендации, реализующие некоторые возможности родительского контроля их использования детьми.

Следует заметить, что данное пособие и сопутствующий ему диск «Основы безопасности детей и молодежи в Интернете», выпущенный той же корпорацией, позволяют приступить лишь к осмыслению проблемы, тогда как она требует более глубокого осмысления решений. Microsoft предлагает традиционный программно-технологический подход, при котором системная модель весьма далека от реальности. Так, в модели ребенка-пользователя отсутствуют физические, физиологические, психические и многие другие показатели, необходимые для оценки безопасности при выходе в информационное пространство. Причем для каждого ребенка следует учитывать именно количественные значения этих показателей. Поэтому представим вниманию читателей системный взгляд на проблему детской безопасности в Сети.

Система как краеугольное понятие в мире ИТ

Практически любое обращение к ИТ приводит к необходимости рассматривать ту или иную систему. Как понятие она издавна существует в научном обиходе, его употребляли еще древние философы. Миру ИТ это понятие перешло от кибернетики, а кроме того, оно привлекало пристальное внимание математиков и физиков, занимающихся развитием теории общих систем.

По Норберту Винеру, под системой следует понимать объект, который можно описать так:

он образован из n частей — V1, …, Vn;

каждая часть содержит Eij элементов, i = 1,…, n и j = 1,…, mi;

каждый элемент Eij, в свою очередь, может принимать tij состояний — Stij, t=1,…, kij;

при функционировании системы переход из состояния Srpq в Suzl задается, вообще говоря, своей функцией f(Srpq,Suzl).

Таким образом, формальное описание системы выполняется с помощью набора из четырех множеств {Vi), {Eij}, {Stij} и {f(Srpq,Suzl)}. Обычно детализированное описание этих множеств для конкретной системы называют ее моделью.

Системы в Рунете

Здесь будут обсуждаться лишь те системы, которые допустимо использовать детям, к примеру, большинство из специализирующихся на простейшей обработке, передаче и хранении информации, а также выполнении справочных функций.

Обычно их называют информационными системами.

Другой значительный класс систем — образовательные.

Кроме того, имеются функциональные, реализующие широкий круг задач, в частности транспортные или коммуникационные, передающие значительные объемы информации и позволяющие устанавливать связь между пользователями.

В последнее время появились так называемые криминальные системы, ставящие противоправные цели, например вымогательство, финансовые преступления или кражу личных данных.

В настоящее время подавляющее большинство из перечисленных выше систем используют Рунет.

Модельное представление пользователя системы

Обычно совокупность пользователей представляют как часть системы, элементом которой является какой-либо один из них — конкретный пользователь, характеризуемый набором параметров, описывающих его состояния — физическое, физиологическое, психическое, психологическое, мотивационное, социальное, личностное, интеллектуальное и проч. Чем уже круг учитываемых параметров, тем примитивнее модель пользователя и, следовательно, реальной системы.

Поэтому очень важно выбрать необходимые и достаточные параметры для описания пользователя-ребенка при построении безопасной для него системы.

Что представляет собой Рунет в описании системы?

Обычно Рунет играет роль самостоятельной системы связи, с которой взаимодействует интересующая нас система, например информационная. Причем присущие Рунету ограничения и правила пользования нередко бывают определяющими при функционировании ИС.

Особенности использования систем ребенком

Как правило, в информационных системах на базе Рунета, употребляющегося в качестве системы связи, ребенок ищет разнообразную информацию на сетевых ресурсах, применяя поисковые механизмы.

Образовательные системы ребенок использует для получения знаний, полагаясь на ресурсную информацию и соответствующие программно-аппаратные продукты в Сети.

Функциональные системы служат для предоставления игровых ресурсов, для пользования электронной почтой и блогами, для реализации множества услуг оказываемых пользователям Рунета, вроде телефонной связи, получения банковского сервиса и проч. А вот криминальные системы дают ему возможность «постичь смысл игры» хищник — жертва.

О какой безопасности ребенка в Рунете может идти речь с системной точки зрения

Практически каждая из перечисленных выше систем в той или иной форме оказывает на ребенка-пользователя вредное воздействие. Поскольку в системной модели ребенок описывается набором параметров, то и опасность рассматриваемой системы можно определить как влияние на соответствующий параметр.

Системное понимание обеспечения безопасности

Поскольку на модельные параметры конкретного ребенка, пользующегося какой-либо системой на базе Рунета, накладываются ограничения, то при решении вопроса о безопасности для него этой системы следует проверить, согласуются ли они с обеспечиваемыми ею функциональными возможностями. Так, если информационный контент может навредить ребенку, то его допуск к такому контенту следует ограничивать, скажем, введением цензуры или посредством законодательных ограничений на такую услугу.

Выстраивание совокупности ограничений на модельные параметры ребенка-пользователя и приведение их в соответствие с эксплуатируемой системой (выяснение, попадает ли значение параметра в допустимый интервал) и выполнение количественной оценки такого соответствия на основе какого-либо критерия позволяют судить о том, насколько безопасна данная система в Рунете для этого ребенка.

В качестве критериев значимости безопасности могут выступать самые различные функционалы. Например, можно считать систему безопасной для ребенка, если выполнены определенные ограничения, т.е. функционал типа сравнения «факта» с «планом», или минимизация расходов на приведение аппаратной платформы пользователя в соответствие с необходимостью проводить больше времени в Рунете и т.п.

Но, пожалуй, основное достоинство системного подхода заключается в том, что можно добиваться количественной оценки безопасности.