Предприниматели и программисты, воодушевленные успехом больших сетевых сервисов, бросаются создавать сайты сообществ и социальные сети, разрабатывать проекты, основанные на краудсорсинге. Но схемы быстрого обогащения здесь нет. Даже если удастся найти свежую тему, все равно придется немало потрудиться, прежде чем интерес пользователей обратится в деньги.

Заработок на сетевых проектах — тема всевозможных форумов, конференций, круглых столов. Недавно в Москве прошла первая конференция SocialExperience 2008, на которой владельцы и создатели успешных проектов делились опытом с разработчиками интернет-стартапов — проектов, запущенных «с нуля» (англ. start-up — новая или недавно созданная фирма, компания).

Эксперты утверждают, что получать прибыль можно на любом интернет-проекте, неважно, собственный ли это блог или же развитый сервис, в разработку которого было вложено немало денег.

Осторожно, утконос!

Краудсорсинг (англ. crowdsourcing, crowd - «толпа» и sourcing - «подбор ресурсов») - термин, впервые введенный писателем Джеффом Хауи (Jeff Howe) и редактором журнала Wired Марком Робинсоном (Mark Robinson). Привлечение добровольцев для решения каких-либо задач. Так, в интернет-проектах на основе краудсорсинга пользователи создают контент, проводят исследования, участвуют в разработке. Примеры: «ХабраХабр», «Википедия».

Самый простой и не требующий вложений способ поживиться — «монетизация» собственного блога. Но большой прибыли это не принесет — хорошо, если денег хватит на оплату услуг интернет-провайдера. Хотя есть примеры, когда особо успешные владельцы блогов получали до нескольких тысяч долларов в месяц.

При этом придется учесть несколько важных моментов.

  1. Блог должен быть узкоспециальным. Хотите писать об автомобилях — создайте блог для владельцев машин определенной марки. Любите готовить — найдите единомышленников, которые, допустим, предпочитают блюда из овощей. Можно охватить и более глобальные вопросы, организовав, например, сообщество работающих мам.
  2. Не увлекайтесь — тема должна быть узка ровно настолько, чтобы аудитория была интересна потенциальному рекламодателю. Чересчур узкая тема блога или сообщества не соберет большого числа подписчиков.
  3. Относитесь к рекламе с осторожностью. Скорее всего читатели негативно воспримут появление на сайте баннеров, решив, что владелец блога зарабатывает на их интересах, — так можно потерять часть аудитории.
Сколько пользователей нужно для привлечения рекламодателя? Все зависит от темы.
Для завода по изготовлению мормышек вполне достаточно будет нескольких сотен участников в сообществе любителей подледной рыбалки.
Блог «Сорок пять - баба ягодка опять» привлечет мирового производителя косметики, имея не менее нескольких тысяч подписчиков.

Самый действенный способ монетизации блога — публикация сообщений о товарах рекламодателя. Одобрительные отзывы, опыт собственного использования, ненавязчивые вопросы или сравнения с конкурентами — все это создаст положительный образ нужного товара или услуги. Конечно, при условии, что блог не будет пестреть откровенно рекламными текстами.

Теоретически можно заработать и на чужих блогах. Тема «вирусного маркетинга» всегда была популярна в самых разных компаниях. Многие фирмы нанимают сотрудников, в чьи задачи входит ежедневное посещение нужных форумов, блогов и сообществ и размещение в них информации о товарах или услугах нанимателя. Но подходить к этому нужно с особой тщательностью: искушенные блоггеры запросто вычислят рекламные сообщения, что вызовет негативное отношение к заказавшей их компании. Так, около года назад сеть магазинов «Утконос» пыталась продвинуть этим способом свои услуги. Намерения ее были раскрыты, но сама компания и, очевидно, нанятые ею блоггеры успели подзаработать. Именно с тех пор распространителей проплаченных сообщений в блогосфере называют не иначе, как утконосами.

Ловим сетью

Гораздо больше возможностей для заработка предоставляют социальные сети.

Существуют два пути: можно изначально строить стартап для последующей продажи или привлечения инвесторов, или же развивать проект, интересный самому себе, а потом, со временем, начать зарабатывать на рекламе и предоставлении платных услуг.

Вывести проект на тот уровень, когда он будет приносить реальный доход, можно и не имея серьезного стартового капитала.

Все на продажу

К созданию проектов для последующей продажи придется основательно подготовиться. Вот несколько шагов, которые обязательно нужно пройти, прежде чем браться за разработку.

  1. Посмотрите вокруг. Проанализируйте интернет-рынок, ориентируясь на интересы крупных игроков.
  2. Изучите зарубежные ресурсы. Возможно, нужная идея уже реализована на Западе, но пока еще не дошла до России.
  3. Проработайте технологическую основу. Старайтесь избегать «доморощенных» программных средств и разработок — в будущем это облегчит развитие сервиса и его интеграцию с другими ресурсами.
  4. Не забывайте о пользователях. Удобство интерфейса, кросс-браузерность — это то, что поможет привлечь посетителей.

Создать социальную сеть можно и без серьезных капиталовложений. Аналогично площадкам для создания блогов в Интернете есть и площадки для организации социальных сетей. Оригинальная идея такого сервиса была реализована в США — это сайт ning.com, предоставляющий пользователю необходимый инструментарий для создания сети и управления ею.
Недавно похожий сервис появился и в России. Портал vsevteme.ru предлагает такие же возможности русскоязычным пользователям. Зарегистрировавшись на сайте, можно создать свою социальную сеть, приглашать пользователей, обмениваться мнениями, организовывать мероприятия и многое другое.

Сервис должен быть не только интересен и полезен, но и удобен в использовании. Тогда его раскрутка не потребует больших денег и громких заявлений.

Хотя есть в Рунете и совершенно противоположные примеры, например, top4top, известный больше по телевизионной рекламе и четырем миллионам долларов, потраченным на раскрутку. Само же назначение и содержание сайта для многих остается загадкой. Запущенный полгода назад, он до сих пор работает в тестовом режиме и для полнофункционального использования требует установки Flash-проигрывателя. В результате, несмотря на мощную рекламную кампанию, количество пользователей сайта крайне мало: число комментариев к большинству сообщений не превышает и десятка…

Без денег

Как правило, проекты без первичных финансовых вложений создаются на чистом энтузиазме маленькой группы разработчиков. Изначально такие сервисы делаются для себя, чтобы поделиться с общественностью своими интересами, достижениями, найти единомышленников. Так, например, появился на свет проект koolinar.ru — сообщество людей, увлеченных кулинарией и обменом рецептами. По словам Александра Бадерко, автора проекта, сервис изначально создавался для его жены. Ей нужен был удобный механизм для хранения рецептов, найденных в Интернете, а в koolinar.ru разработчики добавили специальную функцию — коллекцию рецептов. Но поскольку за плечами у Александра довольно серьезный опыт раскрутки интернет-стартапов, решено было вложить в проект некоторую сумму из личных средств. За год количество зарегистрированных пользователей сервиса достигло 67 тыс. человек, а финансовые вложения вернулись владельцам ресурса почти в пятикратном размере.

Любому проекту на начальном этапе нужна раскрутка, и вне зависимости от количества денег на нее придется потратить немало сил.

  1. Позаботьтесь о том, что обеспечит ресурсу публичность: о сильной пиар-поддержке, работе с прессой, сотрудничестве с блоггерами. При наличии капитала, который можно вложить в раскрутку, дело пойдет намного быстрее.
  2. Если средств на раскрутку нет, можно продвигать ресурс постепенно: объявить в собственном блоге, разослать сообщение по контакт-листу ICQ, распространить пресс-релизы по новостным ресурсам, разместить баннеры на сайтах друзей.
  3. Старайтесь поддерживать связь с пользователями. На этапе раскрутки их мнения и советы подчас бесценны.

Взимать с пользователей плату за пользование теми или иными функциями сервиса можно по-разному: с помощью электронных платежных систем, виртуальных кошельков и т.д. Но самый простой и оперативный способ — предложить пользователю отправить на нужный номер платное SMS-сообщение. Именно такой подход получил сейчас наибольшее распространение.
Даже при соблюдении всех условий (удачная идея, качественная реализация и грамотное продвижение) пройдет не меньше полугода, прежде чем стартап наберет обороты.

Понять, что сервис пользуется популярностью, будет несложно. Сначала адрес сайта станет известен за пределами «трех рукопожатий». Затем число пользователей начнет уверенно расти, посетителей можно будет разделить на несколько категорий, например, явно определить активных — тех, кто заводит много связей, пишет много сообщений, постоянно добавляет новую информацию в собственный профиль и т.д.

Вот тут и встает вопрос о возможности получения прибыли. Самый простой, но не самый эффективный в данном случае способ — это реклама. Есть и другие возможности, например введение платных услуг. Но прежде чем за это браться, следует провести тщательный анализ аудитории сервиса и потребностей каждой группы пользователей.

Так поступили в свое время владельцы англоязычного ресурса Linkedin.com (из российских проектов на него больше всех похож «Мой Круг»), предлагающего возможности создания профессиональных контактов и поиска работы. Поняв, что обычная реклама не приносит большого дохода, владельцы про-анализировали состав пользователей и их потребности и обнаружили, что 2% зарегистрированных участников — это специалисты по найму сотрудников. Они ежедневно рассылали сотни сообщений другим участникам сети, тогда как среднестатистический пользователь писал в день не более десятка посланий по своим контактам. Решение оказалось очень простым — ограничить число бесплатно рассылаемых сообщений, а за превышение лимита взимать плату. Большинство пользователей нововведения не заметили, а кадровики отнеслись к нему с пониманием — ведь они зарабатывают деньги, пользуясь возможностями LinkedIn, а потому делиться заработком с создателями ресурса было вполне логично.

Посмотрите внимательно на то, как участники проекта используют его возможности, и определите, какие услуги можно сделать платными.

Со временем платной можно сделать, например, услугу персонификации себя в блоге или социальной сети. Заплатив, пользователь получает расширенные возможности: больше пользовательских картинок, право изменить внешний вид своей страницы и т.д. Кстати, можно предложить пользователям за разум-ную плату ставить или, наоборот, убирать с их фотографий логотип сервиса.

Вместо заключения

Напоследок немного статистики. По данным небезызвестной российской компании SUP, купившей LiveJournal, за предыдущий год количество участников социальных сетей в Рунете увеличилось на 58%. При этом остальные сервисы выросли всего на треть. Более 65% российских интернет-пользователей являются участниками всевозможных онлайновых сообществ. Два сервиса — «Одноклассники» и «В контакте» — являются абсолютными лидерами, занимая по 30—40% рынка. Однако, по оценке той же SUP, наблюдается падение темпов роста аудитории и трафика в этих сетях. Так, в апреле этого года число пользователей увеличилось всего на 1—1,5% (в сравнении с 50—70% осенью 2007 г.), а число посещений и вовсе сократилось.

Конечно, даже в такой ситуации конкурировать с лидерами практически нереально, но это не значит, что шансов обрести популярность не осталось ни у кого. По прогнозам специалистов, в скором времени внимание пользователей переключится на узкотематические и нишевые социальные сети. Так что возможность вывести свой стартап «в люди» есть у каждого.

Купить номер с этой статьей в PDF
800