В начале этого года в непрекращающейся войне за право называться форматом следующего поколения для DVD появилась новая тенденция. Накануне ежегодной выставки бытовой электроники CES студия Warner Bros., крупнейший в Голливуде продавец DVD (20 % видеорынка США), объявила, что будет поддерживать исключительно диски Blu-ray. Это означает, что от 70 до 80 % голливудского контента теперь будет выпускаться в этом формате, что может предвещать закат для его соперника HD DVD.

Множество производителей бытовой техники, включая Panasonic, Pioneer и Sony, также поддерживают Blu-ray, вдобавок большинство киностудий приняли решение выпускать контент в этом новом формате. В их числе Disney, Lionsgate, MGM, Sony Pictures и Twentieth Century Fox. Значительно меньше производителей, главные среди которых Dream Works Animation SKG, Microsoft, Paramount Pictures, Toshiba и Universal Studios, пока остаются лояльными к HD DVD. Накануне вышеупомянутого объявления Warner была последней студией, выпускавшей фильмы в обоих форматах.

Незадолго до решения Warner

Прошлой осенью студия Warner сообщила, что произвела переоценку своей стратегии поддержки двух форматов. В конце 2007 г. были обнародованы цифры продаж.

Согласно данным фирмы Home Media Research, в США фильмов на Blu-ray продавалось почти в два раза больше, чем на HD DVD. Более того, в случае выпуска какого-то фильма в двух форматах продажи дисков Blu-ray по объемам часто значительно превосходили реализацию аналогов на HD DVD.

Но цифры продаж дисков в высоком разрешении еще не дают полной картины. Warner, как и другие студии, увидела зловещее предзнаменование относительно судьбы обычных DVD. Согласно предварительным данным фирмы Home Media Research, валовой доход касс по продаже театральных билетов для самой продаваемой двадцатки спектаклей вырос на 18 % по сравнению с 2006 г. В то же время продажи фильмов на DVD в США в четвертом квартале уменьшились на 2 %. Снижение вроде бы и невелико, но фирма Home Media Research и специалисты в индустрии склонны придавать данным о росте выручки театральных касс большее значение, чем праздничным продажам DVD-дисков. Эти продажи могут не соответствовать ожиданиям, поскольку по крайней мере некоторые пользователи воздерживаются от покупки дисков до тех пор, пока война форматов не закончится. «[Warner] хочет компенсировать падение рынка DVD доходами от дисков высокого разрешения, но планы по этому рынку пока не претворились в жизнь в той же степени, как для DVD [из-за наличия двух форматов]», — отметил аналитик фирмы IDC Вольфганг Шлихтинг (W. Schlichting).

А что впереди?

Заявление Warner определенно повлияло на тех, кто поддерживает HD DVD. Toshiba ответила, «срубив» цены на плееры: самый дешевый Toshiba HD-A3 теперь стоит 150 долл. Хотя цены на Blu-ray-проигрыватели производители будут снижать и дальше, они не в состоянии делать это так же стремительно, как на проигрыватели HD DVD. Тем не менее, говорит Шлихтинг, Blu-ray должен продолжать свою агрессивную ценовую политику. Кроме цены большую роль в будущем Blu-ray сыграют возможности, предоставляемые Сетью (в форме грядущего сервиса BD Live, который обеспечит функции, аналогичные тем, что уже сейчас предлагает HD DVD).

С присоединением Warner лагерь Blu-ray получит определенные преимущества в виде разнообразного контента. Но это еще не конец для сторонников HD DVD. Компании, поддерживающие этот формат, в ближайшее время не перестанут бороться за его сохранение, даже Warner продолжит выпуск HD DVD до середины 2008 г. Производители плееров LG и Samsung намерены предлагать двухформатные устройства до конца этого года. Вдобавок к падающим ценам Toshiba продемонстрировала новые возможности HD DVD.

Несмотря на это, отметил аналитик Т. Кофлин (T. Coughlin) из Coughlin Associates, перемещение Warner в группу поддержки Blu-ray «может быть главным событием, которое изменит ход войны форматов. Оно существенно трансформирует правила и само игровое поле».

Шлихтинг из IDC верит, что у HD DVD будущее все-таки есть: «Логичным путем выживания HD DVD мог бы стать выпуск продуктов, поддерживающих оба формата». Но цены на подобные проигрыватели, которые продают LG и Samsung, составляющие сейчас примерно 800 долл., должны быстро снижаться. В противном случае, объясняет он, перспективы у HD DVD довольно мрачные.


Melissa J. Perenson. The End of High-Def DVD Format War? PC World, март 2008 г., с. 22.