В г. Переславль-Залесский состоялась третья конференция «Свободное программное обеспечение (СПО) в высшей школе». Ее организаторами выступили НОУ «ИПС-Университет г. Переславля», ИПС РАН им. А.К. Айламазяна, Факультет ВМК МГУ им. М.В. Ломоносова, Удмуртский ГУ, Институт логики и компания ALT Linux.

Традиционно на данной конференции рассматривались в основном методические вопросы использования ОС Linux и приложений для образовательных целей. В этом году также обсуждались проблемы, связанные с проектами внедрения СПО в школы в рамках ФЦП «Образование», в том числе с поставками дистрибутивов ряда компаний, в частности ALT Linux и Mandriva.

На конференции выступил профессор УГУ Н.Н. Непейвода, как обычно, весьма эмоционально прочитавший доклад на тему «Логика как средство моделирования эффектов больших и средних систем в процессе обучения». В нем шла речь о том, что студентов следует готовить не только на учебных примерах, но и на задачах более высокого уровня, например связанных с эффектами моделирования реальных систем, включая программные. Так, Н.Н. Непейвода предлагает вырабатывать у студентов понимание невозможности автоматической формализации постановки задачи по содержательному описанию и формировать стойкую неприязнь к попыткам осмысления текста по ключевым словам. Опираясь на логику, Н.Н. Непейвода снижает сложность задач, на которых можно демонстрировать системные эффекты, с помощью следующих приемов: использования естественного языка, обычно служащего для привлечения большого контекста; отказа от наивной аксиомы преподавания, утверждающей, что задача должна быть замкнута внутри читаемого курса; нарушения аксиомы, в соответствии с которой задача должна быть поставлена точно, чтобы не возникло конфликта образования с жизнью; быстрого логического достижения высот абстракции (степени общности), к которым приводит математика.

Многие в своей педагогической практике могут поискать замену логики другими дисциплинами, обеспечивающими не менее эффективное приближение обучения к реальной жизни.

О создании открытой образовательной среды на основе открытых проектов рассказали сотрудники ИСП РАН А.К. Петренко, О.Л. Петренко и В.В. Рубанов. Основными принципами такого образования, по их мнению, следует считать индивидуальное обучение, ответственность обучающихся за собственные успехи, сотрудничество в ходе обучения и направленность на непрерывное образование. Использование ПО с открытым кодом служит приемлемой основой для подобных образовательных сред, что обусловлено удобством подготовки в них учебных курсов. Так, в последние годы на кафедрах системного программирования МФТИ и МГУ проекты по разработке свободного ПО стали важнейшей частью учебного процесса, реализованного на базе ИСП РАН, в ходе которого студенты участвуют в научных исследованиях, а их опыт используется как педагогический инструмент при изучении курса программной инженерии.

Ряд выступлений на конференции был посвящен конкретным примерам применения свободного ПО при решении образовательных проблем. Например, в Димитровграде оно применялось для управления информационными ресурсами школ, организации электронного обучения и лабораторных работ, автоматизированного построения сетевого графика проекта и проч.

Кроме того, в отдельных докладах рассматривалось создание для детей обучающего курса на базе Linux.

Было затронуто также использование СПО и Linux в практике преподавания математических дисциплин, информатики и школьной арифметики. В докладе К.А. Маслинского был представлен опыт компании ALT Linux по применению списков рассылки как образовательной среды. Г.В. Курячий, руководитель проекта «Школа Linux для преподавателей: компьютерный класс под управлением ОС GNU/Linux» из той же компании, подвел итоги работы над ним.

В заключение конференции А.Е. Новодворский, генеральный директор ALT Linux, рассказал об участии своей фирмы в оснащении школ ОС Linux, проводимом в нескольких регионах РФ в ходе осуществления приоритетного национального проекта «Образование».