Если бы только родители
могли себе представить,
как они надоедают своим детям!

Бернард Шоу

Каждый дошкольник должен уметь делать три вещи: самостоятельно прочитать слово «мама», нарисовать яблоко и сосчитать до десяти. Современные технологии позволяют развить и закрепить эти навыки с помощью простых и доступных компьютерных программ. На рынке существует множество приложений типа «играй и учись», но в Интернете вы можете совершенно бесплатно загрузить несколько замечательных развивающих игр, разрабатываемых энтузиастами движения Open Source и доступных на самых разных операционных системах.

Играем и учим алфавит

В GCompris есть все — от клавиатурного тренажера до желтой подводной лодкиПожалуй, самым «продвинутым» из открытых и бесплатных приложений для детей от трех до десяти лет я назвал бы GCompris. Эта программа доступна для платформ Linux и Windows, а также распространяется в виде LiveCD-дистрибутива.

GCompris предназначена для того, чтобы предоставить свободную альтернативу популярному проприетарному развивающему ПО. Видимо, поэтому версия GCompris для Windows существенно урезана функционально — в ней доступны 25 из более чем 80 игр. Полноценную версию для Windows авторы предлагают за гонорар, определяемый по договоренности. Тем не менее это единственная из открытых программ такого рода, практически полностью переведенная на русский язык. В версии для Windows есть несколько игр для отработки навыков работы с мышью и клавиатурой, задания по арифметике, изучению алфавита и чтению. Имеются также несколько головоломок, а для деток постарше, интересующихся физикой, предложены даже имитаторы речного шлюза и подводной лодки типа «Малышок»! Однако наибольшее количество игр и упражнений вы найдете именно в Linux-версии GCompris. В стандартную поставку входят около 80 игр, а еще больше находятся в разработке. Если вы хотите использовать полную версию данной программы, но не собираетесь ради этого устанавливать Linux на жесткий диск, попробуйте GCompris LiveCD  — он содержит базовую версию свободной операционной системы Linux и полный комплект игр GCompris.

Развиваем память и учим английский

«Звериный алфавит» — лучшая из 14 развивающих игр комплекта ChildsplayВ программе Childsplay под одной обложкой собрано полтора десятка обучающих игр — самое то, чтобы минимум на полчаса нейтрализовать своего ребенка. Наиболее простые из них предназначены для детей от трех до семи лет. Они развивают память, логику и умение концентрироваться. Игры посложнее, предусмотренные для детей постарше, помогут ребенку освоить чтение и устный счет.

Программа не блещет современными эффектами. Графика местами выглядит топорно, но дети не обращают внимания на такие мелочи, когда в их распоряжение попадает целый зоопарк в виде озвученных фотографий. Азбука животных, пожалуй, лучшая из «фишек», имеющихся в этой программе. Например, мой сын благодаря ей выучил около полусотни англоязычных названий животных и все буквы английского алфавита.

В этой игре ребенку демонстрируются одна из букв и животное, название которого начинается на эту букву. Как только животное появляется, оно сразу же издает свойственный ему звук, а голос за кадром на великолепном английском произносит название этой зверушки. Озвучивание, в отличие от графического оформления, выполнено вполне профессионально, поэтому ребенок хорошо запоминает произношение букв и слов на чужом языке. Однако в последней версии все снимки животных вытравлены, т.е. показаны без фона. С одной стороны, ребенок видит только зверушку и не отвлекается на другие объекты на фотографии, с другой  — отдельные карточки выглядят менее живописно, чем ранее, и малыш не может представить себе среду обитания того или иного представителя фауны.

Другие игры в Childsplay сделаны немного проще, но все равно увлекательны. Моему ребенку, к примеру, нравятся упражнения на слуховую память. Одно из них просто показывает, какие звуки издают разные музыкальные инструменты, а также машины, паровозы и самолеты. В другом уже нужно угадать, какому из представленных объектов соответствует звук. В третьем показан ряд кнопок: нажимая на одну, нужно найти пару, звучащую одинаково.

Простые логические игры в Childsplay вполне по силам ребенку четырех—пяти лет. Это несложная картинка, состоявшая из изображений пингвина, автобуса, утенка, а также лабиринт, в котором нужно одну за другой найти буквы и сложить в слово. Арифметический модуль представляет пингвина, выполненного в стиле сеятеля и задающего ребенку стандартные задачки типа 2+2=?.

В общем, Childsplay достойна внимания вашего ребенка не меньше, чем GCompris. Местами программа выглядит любительской поделкой, но приятное озвучивание и простота использования привлекают ребенка. Одни игры здесь более интересны, чем другие, но безусловный хит — «Звериный алфавит». Поверьте, его одного достаточно, чтобы сделать выбор в пользу этой замечательной программы.

Рисуем

В знаменитой программе TuxPaint продолжают появляться новые магические инструментыПрограмма TuxPaint, предназначенная для рисования и составления картинок из специальных заготовок, создана именно для детей и распространяется с открытым исходным текстом. Это наиболее известная из открытых программ для детей, получившая множество престижных наград в различных компьютерных изданиях (см. статью «Все лучшее детям»  — «Мир ПК», № 5/05). Она постоянно развивается, и за прошедшее время в ней появилось множество новых замечательных функций.

Самым значительным изменением в последних версиях TuxPaint стала поддержка высокого разрешения монитора, в том числе широкоформатного. Кроме того, добавлены поддержка ввода и отображения текста на русском языке, а также множество новых функций, особенно в разделе «Магия» (коллекция необычных кистей и способов заливки). Моему ребенку, к примеру, нравятся инструменты для ландшафтного дизайна -– трава и цветы. Причем именно эти кисти появились сравнительно недавно. В целом же инструменты раздела «Магия» стали не только более многочисленными, но и более «умными». Тот же пучок травы, будучи посаженным внизу экрана, выглядит больше, чем точно такой же, но расположенный ближе к верхнему краю. Это создает эффект перспективы на получившемся электронном лугу.

Масштабированию подлежат также изображения-штампы, устанавливающиеся отдельно. Я по-прежнему настоятельно рекомендую инсталлировать набор этих замечательных картинок. Более того, TuxPaint Stamps также претерпела значительные изменения, и потому рекомендуется обновить коллекцию, если у вас имеется одна из предыдущих версий. Набор теперь разбит на разделы, расширен и по большей части снабжен звуковым сопровождением. Кстати, в него даже включен весь зоопарк из Childsplay! Теперь в обеих программах мычит одна и та же корова!

Полезный совет

Способ сохранения файлов в TuxPaint способен обескуражить. Все рисунки записываются в формате PNG в специально отведенную папку. Текущий рисунок сохраняется при выходе из программы и появляется при последующем запуске. При сохранении рисунка не требуется давать наименование, а его открытие производится путем выбора из галереи миниатюр. В общем, непосредственно в программе вы не сможете дать своему рисунку имя и сохранить его в любом месте на диске.

Тем не менее вы сумеете найти сохраненный рисунок и даже открыть в TuxPaint любое изображение. По умолчанию Windows-версия TuxPaint хранит рисунки в папке Application Data пользователя (обычно это «C:Documents and Settings(имя пользователя)Application DataTuxPaintsaved»). Допустимо использовать эту папку для импорта изображений. Просто положите их туда, предварительно конвертировав в формат PNG. Кроме того, с помощью утилиты TuxPaint Config легко поменять папку для сохранения и загрузки картинок.

Также конвертировать и быстро импортировать рисунки позволяет утилита командной строки tuxpaint-import. Например, команда tuxpaint-import babushka.jpg конвертирует фотографию бабушки в формат PNG, подгоняет под размер окна TuxPaint и кладет файл с именем вроде 20080308123456.png в нужную папку. Вам остается только зайти в TuxPaint, и миниатюра с изображением бабушки будет доступна в диалоге «Открыть».

Водим машину!

Иногда хочется просто побаловать малыша, например, дать порулить гоночным автомобилем в программе RaceВы не поверите, но пятилетнему ребенку уже вполне можно доверить настоящий руль и педали. Конечно, если последние подключены к вашему компьютеру через USB. Есть несколько современных имитаторов автомобиля, поддерживающих устройства типа рулевого колеса. Пока это сугубо гоночные варианты, но они вполне подойдут и для отработки простых навыков. А поскольку такие игры имеют открытый текст, то на их основе вполне возможно создать программу для обучения Правилам дорожного движения. Просто пока еще никто не озаботился созданием виртуальных инструкторов и сотрудников ГИБДД.

Сейчас вам на выбор предлагаются три очень неплохие игры, не снабженные занудным голосом инструктора, впрочем, роль последнего вы можете выполнять сами. Итак, самая современная и динамично развивающаяся открытая автомобильная игра –- Racer, просто Racer. О ней я рассказывал в статье «Открытые игры в каждую ось — 2». По умолчанию она снабжена одним спортивным треком и одной машиной. Однако сообщество разработчиков породило уже несколько сотен очень реалистичных моделей машин и несколько десятков треков, где реально проходят автомобильные гонки. То же самое касается и поддержки рулей. Вам, вероятно, придется найти на сайте и переписать конфигурационный файл, необходимый для поддержки вашей модели, или создать его самому.

Немного проще с поддержкой руля у имитатора TORCS (The Open Source Racer Car Simulator). Если у вас не самая экзотическая модель, то здесь он должен сразу же заработать. Но вообще TORCS немного уступает Racer по качеству графики и не так хорошо сбалансирован. То ли виртуальные машины оказались слишком легкими, то ли резина у них была «лысой» с рождения, но в TORCS каждое не-осторожное движение приводит к неуправляемому заносу.

Ограниченная поддержка руля и педалей предусмотрена также в гоночном имитаторе для самых маленьких — TuxRacer. Но в этой игре руль только дублирует кнопки управления, не учитывая угол отклонения.

Просто играем

Это один из самых простых уровней в Enigma, но для развития памяти и мелкой моторики в дошкольном возрасте — самое тоЕсть игры, способные в одинаковой мере развлечь как спинной, так и головной мозг. Например, в игре Enigma собраны головоломки на любой вкус, в том числе и требующие быстрой реакции. Задача игрока в большинстве случаев заключается в том, чтобы с помощью «магического» черного шара найти и открыть пары одинаковых символов (Oxyd-камней). Первые несколько уровней способен пройти даже пятилетний ребенок -– их можно считать простым упражнением на зрительную память и координацию движений при управлении мышью.

Однако чем дальше в лес, тем больше у черного шара препятствий. Действительно, Enigma содержит огромную коллекцию головоломок. Сейчас в ней 550 уникальных уровней, требующих сообразительности, ловкости и подлинной силы воли от своих игроков. Игра полностью переведена на русский и содержит русскоязычное руководство пользователя. Среди открытых и бесплатных игр это редкость и свидетельствует о признании ее среди наших, что в общем-то неудивительно.

Enigma проста в изучении, интересна в процессе игры и сложна в овладении. Она может развлечь пользователей практически любого возраста, поскольку содержит сотни уровней — от самых простых, помещающихся на экране и проходимых методом «научного тыка», до необозримых многокомнатных пространств с огромным количеством сложно взаимодействующих объектов. Даже не пытайтесь пройти их все -– выбирайте только наиболее интересные.

Кроме того, Enigma полностью бесплатна, а благодаря открытому тексту каждый может создать для нее еще один уровень или придумать новые возможности. Если вашему ребенку нравятся игры-головоломки и у него твердая рука, то Enigma, возможно, надолго займет его. Поэтому предлагаю руководствоваться принципом «играй, но меру знай».

Хотите об этом поговорить?

А как вы планируете досуг своего ребенка? В какие игры детям играть можно, а в какие не рекомендуется? Знаете ли вы еще какие-нибудь открытые и бесплатные программы для детей? C нетерпением ждем ваших откликов на сайте www.pcworld.ru.


GCompris

Набор обучающих и развивающих игр для Linux и Windows с русской локализацией.
Оценка: 4 из 5
Системные требования: 800 МГц Celeron, 64-Мбайт ОЗУ, 2 Мбайт на жестком диске.
Поддерживаемые ОС: Windows NT/2K/XP/Vista, Linux.
Размер дистрибутива: Windows: 88 Мбайт.
Условия распространения: Бесплатно, полная версия для Windows за разумный гонорар.
Разработчик: http://www.gcompris.net

Childsplay 0.90

Набор обучающих и развивающих игр на английском языке.
Оценка: 4,5 из 5 
Системные требования: 200-МГц Pentium II, 32-Мбайт ОЗУ, 2 Мбайт на жестком диске.
Поддерживаемые ОС: Windows NT/2K/XP/Vista, Linux, Mac OS X.
Размер дистрибутива: Windows: 31 Мбайт.
Язык интерфейса: Английский.
Разработчик: http://childsplay.sourceforge.net

TuxPaint 0.9.19

Детская программа для рисования.
Оценка: 5 из 5
Системные требования: 200-МГц Pentium II, 32-Мбайт ОЗУ, 2 Мбайт на жестком диске.
Поддерживаемые ОС: Windows NT/2K/XP/Vista, Linux, Mac OS X и другие Unix.
Размер дистрибутива: Windows: 9 Мбайт.
Размер дистрибутива: Библиотека TuxPaint Stamps: 21 Мбайт.
Разработчик: http://www.tuxpaint.org

Racer 0.5.4.4

Автомобильный имитатор.
Оценка: 4 из 5
Системные требования: 800-МГц Pentium III, 32-Мбайт ОЗУ, 2 Мбайт на жестком диске.
Поддерживаемые ОС: Windows 2K/XP/Vista, Linux, Mac OS X и другие Unix.
Размер дистрибутива: Windows: 30 Мбайт.
Разработчик: http://www.racer.nl

TORCS 1.3.0

Гоночный автомобильный имитатор с отличной поддержкой соответствующего железа (рулевого колеса и педалей).
Оценка: 4 из 5 
Системные требования: 800 МГц Celeron, 32-Мбайт ОЗУ, 2 Мбайт на жестком диске.
Поддерживаемые ОС: Windows NT/2K/XP/Vista, Linux, Mac OS X и другие Unix.
Размер дистрибутива: Windows: 85 Мбайт.
Разработчик: http://torcs.sourceforge.net/

Enigma 1.01

Вдохновенный римейк старых добрых логических игр серии Oxyd.
Оценка: 4 из 5
Системные требования: 400 МГц Celeron, 32-Мбайт ОЗУ, 2 Мбайт на жестком диске.
Поддерживаемые ОС: Windows 9x/Me/NT/2K/XP/Vista, Linux, Mac OS X и другие Unix.
Размер дистрибутива: Windows: 15 Мбайт.
Разработчик: http://www.nongnu.org/enigma/index_ru.html

Купить номер с этой статьей в PDF
1669