И вот теперь (а куда же ныне без этого) дело дошло и до компьютерной игры.

Жанровая принадлежность детища польской студии CD Projekt, думаю, изначально не вызывает ни малейших вопросов у всех, кто читал Сапковского или хотя бы слышал о «Ведьмаке». Естественно, что здесь единственный возможный вариант — классическая RPG. И потому восточноевропейское происхождение игры изначально вызывало изрядный скепсис и опасения за качество с нетерпением ожидаемого продукта. Если «стрелялки-убивалки» (тот же польский Painkiller) братья-славяне научились ваять весьма недурно, то такие сложные проекты, как полномасштабная ролевая игра, неоднократно выходили у оных студий унылыми, аляповатыми уродцами, полными «багов» и недоработок. Впрочем, отечественные разработчики также до недавнего времени не блистали на поприще RPG. И вот, пожалуйста, те же «Санитары подземелий» («Мир ПК», №5/07) переплюнули творения многих маститых студий.

В случае с «Ведьмаком» также чрезвычайно хотелось дождаться триумфа польских разработчиков. И вопреки всем скептическим разговорам мы получили весьма приятный сюрприз.

В лучших традициях индустрии игростроя по кино- и литературным лицензиям сценаристы CD Projekt «ножницами» прошлись по биографии Геральта: как сценарий игры, так и сам персонаж мало расскажут о событиях саги Анджея Сапковского. Хотя писатель и принимал участие в создание игры, основной вклад в сюжет привнесли польские авторы фэнтези — Яцек Комуда и Мацей Юревич. Повествование в игре начинается спустя пять лет после событий, описанных в последней книге «Владычица озера». Главный герой, умудренный опытом бесчисленных сражений с нечистью, по идее должен являть собой ходячую энциклопедию знаний, навыков и колдовских секретов, однако ничего подобного он не демонстрирует и предпочитает постигать профессию истребителя зла по ходу дела, так сказать, экспромтом.

Справедливости ради стоит заметить, что изначально сценаристы и вовсе не планировали делать главным персонажем самого Геральта. Творчество Сапковского должно было лечь лишь в основу игровой вселенной и не более. Однако соблазн задействовать столь колоритного и раскрученного героя оказался слишком велик, и в итоге мы орудуем эдаким персонажем средневеково-фэнтезийной версии фильма «Идентификация Борна», по мере разворачивания сюжета то ли обретающим новые знания, то ли восстанавливающим утраченные.

Хотя такое положение дел, возможно, и не слишком порадует многочисленных поклонников творчества Сапковского, с игровой точки зрения оно ничуть не портит творение CD Projekt.

Сюжет «Ведьмака» весьма детализирован, насыщен и лишен частой для игр данного жанра занудной рутины, когда основное игровое дей-ствие сосредоточивается на тупой «прокачке» героя и выполнении множества однотипных мини-квестов, а ощущение развития событий в игровой вселенной и реализм оных полностью отсутствуют. Здесь, напротив, жестокий мир фэнтезийного средневековья отличается весьма насыщенной жизнью, а сюжет игры при всей своей нелинейности тесно связан со множеством происходящих вокруг событий, впрочем не уходя слишком далеко и от глобальных вех сценария – пяти глав с прологом и эпилогом. Польские сценаристы и дизайнеры локаций на славу потрудились во имя «жизненности» игрового мира. В него можно погрузиться, поучаствовать в мелких бытовых перипетиях, заглянуть в корчму, изучить распорядок дня важных персонажей или простых селян и торговцев. Немалую роль в обеспечении реализма сыграла и система смены дня и ночи, напомнившая серию Gothic. Календарные сутки делятся в игре на четыре временных отрезка, от времени дня нередко зависят те или иные события.

В начале игры Борн, тьфу, Геральт, конечно же раненый и потерявший память, оказывается в горном укрытии ведьмаков — крепости Каэр Морхен. Однако спокойно подлечиться, восстановить силы и память ему так и не позволят – крепость атакована злодеями из банды «Саламандра», жаждущими заполучить в свои руки тайные снадобья, посредством которых они готовят будущих ведьмаков, наделяя их нечеловеческой силой и боевыми качествами.

Расследование деятельности «Саламандр» приводит Геральта в предместья Вызимы, столицы королев-ства Темерии. Карантин, введенный в городе, задерживает Геральта, и попасть в Вызиму ему удастся только тогда, когда он разберется с таинственным зверем, наводящим ужас на окрестности города, да и то транзитом через тюремную камеру. А дальше действие разворачивается, как в хорошем голливудском триллере: детективная история, заговор, предательство и целое хитросплетение головокружительных приключений, предшествующих финальной расстановке сил и точек над «i».

Оказывается, Геральт ввязался в события самого что ни на есть неприятного порядка. С одной стороны, опаснейшая группировка Белок, могущественные маги и силы зла, а с другой — Орден, Король Фольтест и весь народ Темерии, судьба которого во многом зависит от того, какую сторону примет Геральт. И здесь, как и в произведениях Сапковского, отлично видна нелюбовь автора к черно-белому клише. В мире «Ведьмака» нет однозначно хороших или плохих, люди многообразны в своих устремлениях, пороках, страхах. К примеру, сам Геральт борется с нечистью не как тот же Ван Хельсинг — по призванию и по определению, а работает за деньги. Геральт просто наемник, и уничтоженные монстры — его хлеб. Подобное качество, конечно же, большой плюс как для вселенной Сапковского, так и для игрового мира «Ведьмака».

Впрочем, не сюжетом и вселенной едиными ценятся современные RPG. И здесь «Ведьмаку» вновь есть чем блеснуть перед конкурентами. В игре используется очень сильно модифицированный «движок» Aurora Engine компании BioWare. Эта же технология применялась в другой ролевой игре — Newrwinter Nights еще 2002 г. издания. Однако кропотливые польские разработчики изменили «движок» более чем на три четверти: добавили поддержку DirectX 9 и внесли модификации для одного игрока. Благодаря их стараниям «Ведьмак» засверкал вполне натуральными красками. Графика (как, впрочем, и системные требования) вполне соответствует реалиям года нынешнего и никоим образом не выдает истинный возраст «движка». Камера позволяет выбирать между двумя изометрическими проекциями и видом «из-за спины» — хотя в реальной игре от последнего лишь чуть толку и пригодиться он может только для радости глаз при обозрении живописных окрестностей.

Что же касается изометрических режимов, то их реализация, увы, оставляет желать лучшего. Виртуальный оператор раз за разом как будто нарочно выбирает самые неудобные ракурсы. И если в мирной обстановке подобные выкрутасы камеры стерпеть еще можно, то в бою без паузы никак не обойтись. Усугубляют неприятное впечатление от камеры бедноватая анимация и странности оной. Например, получивший тяжкую контузию Геральт может запросто… застыть на месте, никоим образом не подавая признаков жизни/смерти или той самой контузии и не реагируя на управление. Если бы не продолжающееся окрест движение, можно было бы и вовсе подумать, что «Ведьмак» намертво завис, но нет, через пару секунд нормальный ход игры восстанавливается.

Начав обсуждение анимации, следует упомянуть и довольно куцый набор «болванок» для неигровых персонажей. В течение игры вам неоднократно будут попадаться знакомые лица и фигуры, хотя по сюжету люди предполагаются совершенно разные. Однако мастерская постановка внутриигровых диалогов вкупе с примененной для анимации фигур технологией Motion capture делают развитие игрового сюжета по-киношному зрелищным и увлекательным. Многочисленные диалоги органично вплетены в игру и вместе с массой возможных заданий вряд ли позволят игроку заскучать.

К счастью, в любом случае времени для скуки будет мало. Мир «Ведьмака» кишит опасными тварями и злонамеренными незнакомцами (знакомцами тоже). Бессчетные поединки — неотъемлемая часть каждой ролевой игры, и творение CD Projekt в этом плане не исключение. Исключением, пожалуй, является только оригинальная (и порой неудобная) боевая система. В ходе сражения Геральту предстоит совершить ряд своеобразных «комбо» (термин из приставочных игр-драк, когда надо совершить несколько ударов в определенной последовательности). Именно таким образом, и никак иначе, можно достигнуть максимальной силы ударов и нанести максимальный урон противнику. Ошиблись? Проморгали нужный момент? Будьте любезны начинать сызнова, если здоровья хватит. Подобная боевая система, несомненно, весьма оригинальна, однако ее реализация оставляет желать лучшего. Добавьте к этому «мытарства блудной камеры» и в результате получите весьма непростое испытание в виде каждого боя.

Естественно, что решающую роль в боях сыграет и степень «прокачки» героя, — это все-таки RPG. Развейте в нем, к примеру, ряд магических способностей, таких как «Игни» — огненная атака или, скажем, «Квен» — защитный барьер, и поединки станут для вас удовольствием. Однако магия — это еще далеко не все, на что способен Ведьмак. Полученные за выполнение заданий очки позволяют развивать такие физические качества Геральта, как выносливость, сила, ловкость, а также интеллект. Естественно, что чем выше уровень героя, тем больше качеств он способен проявить в бою с серьезными противниками.

Нелишними для борца с нечистью окажутся и всевозможные рецепты зелий, обладающих различными свойствами. По этим рецептам Геральт изготавливает разнообразные (и весьма крепкие по «градусу») эликсиры. С их помощью можно заживлять раны, улучшать те или иные умения — в общем, список не бесконечен, но весьма объемен.

Наконец, оружие и броня. Вопреки канонам жанра местная лавка мало чем сможет разнообразить ваш арсенал. Здесь не получится по привычной во многих RPG схеме после каждого удачного «рейда» купить ту или иную смертоносную вещицу. Нет, кое-что в лавке Ордена вы, конечно же, отыщете, но настоящие артефакты вам придется добывать в бою или получать в качестве награды за успешно выполненные задания. И здесь внимательный и дотошный игрок сумеет быстро вырастить из своего подопечного грозу сил зла. Главное — не пропускать заданий и скрупулезно заниматься «прокачкой» Геральта, не пренебрегая даже «мелочами». В этом случае результат не замедлит сказаться и дальнейшее шествие по миру игры будет происходить уже от лица весьма грозного умелого воина.

Самое важное, что динамика сюжета, его насыщенность и нелинейность не превратят игровой процесс в тупое «нашел-надел-изучил-поборол-нашел». Литературные корни игровой вселенной вкупе с грамотной работой игровых дизайнеров сделали совокупность загадок, квестов, диалогов, боев и странствий единым захватывающим действом. Да и юмор, порой как бы выглядывающий из-за угла, добавляет приятных эмоций. Кстати, в этом отношении польским и российским игрокам повезло куда больше, чем их заокеанским коллегам, — американская версия игры подверглась жесточайшей цензуре. Нынешняя параноидальная политика по отношению к электронным развлечениям, царящая в США, углядела воз и маленькую тележку крамолы и срама в оригинальном мире Геральта. Также и англоязычное озвучивание лично мне напомнило ходившие по рукам во времена СССР аудиокассеты для аутотренинга — монотонно, скучно и как-то невнятно. А вот компании «Новый Диск» можно смело поставить зачет по локализации: в русской версии озвучивание и перевод, голоса актеров на высоком уровне.

Думаю, ваше личное мнение о «Ведьмаке» будет, вероятно, зависеть от того, любите ли вы RPG как класс, а вот в рамках жанра это действительно яркое и нетривиальное явление.


Ведьмак

Системные требования: Pentium 4-2400 или Athlon 64-2800, 1-Гбайт ОЗУ, 3D-видеоадаптер с памятью 128 Мбайт, совместимый с DirectX 9.0c, с поддержкой Vertex Shader/Pixel Shader 2.0 (GeForce 6600 или Radeon 9800), 9 Гбайт свободного дискового пространства, 4Х-дисковод DVD, звуковая плата, совместимая с DirectX 9.0c, мышь. Программа работает в среде Windows XP SP2.
Разработка: CD Projekt
Издание: «Новый Диск»

Купить номер с этой статьей в PDF
584