Историю изучают по-разному. Можно сразу засесть за научные книги: «В ходе войны Гая Юлия Цезаря в 58—51 гг. до нашей эры с галлами была завоевана заальпийская Галлия». А можно начать с научно-популярного изложения: «К середине первого тысячелетия до нашей эры по всей центральной полосе Европы неспешно, но целеустремленно прокатилась волна особых племен. Они ходили в пестрых плащах и рубахах, на шее носили украшения под названием «гривны», а в бою использовали колесницы. Лица мужчин украшали большие вислые усы. Перед боем они окунали в известь свои волосы, заставляя их торчать дыбом и попутно придавая им рыжий оттенок — для устрашения соперников. Звали их галлами. И вот с таким народом пришлось сражаться римлянам». Согласитесь, последнее для неофита интереснее. А если учесть, что он еще пятый класс не закончил…

Руководствуясь этими соображениями, разработчики диска «Академия школьника. История Древнего мира. 5—6 класс» (фирма AeroHills) отошли от сухого изложения фактов, предпочтя популяризационный стиль. Получилась полная историческая энциклопедия по школьному курсу 5—6-х классов, в которой данные излагаются нешаблонно и увлекательно.

Правда, порой это «нешаблонное изложение» скатывается в вульгаризацию. Как вам такие мелочи: «Войны на два фронта Рим не осилил бы! Урок, которым много лет спустя пренебрег печально известный фюрер Гитлер»; «И к лешему каллокагатию!»; «Афинам была свойственна круговая порука. Тут не могло быть ощущения «своего пространства», своих «скелетов в шкафу»… И ладно, если бы этим исчерпывались претензии. Ан нет, есть недочеты и посерьезнее: «В 490 г. до н.э. персидская армия высадилась в Аттике, у Марафона, но получила достойный отпор и была разбита. По легенде афинский гоплит в полной боевой выкладке помчался в город и, пробежав 35 километров без отдыха, ворвался на площадь, объявил о победе и умер от перенапряжения. Вот это расстояние и считается нормативом для собственно «марафонского бега». Хотя и без вооружения на плечах». Однако, несмотря на то, что Международный олимпийский комитет в 1896 г. оценил фактическую длину дистанции от поля битвы в Марафоне до Афин в 34,5 км (см. «Википедию»: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%BE%D0%BD ), марафонской (принятой за норматив) все же считается дистанция в 42 км 195 м.

После этого невольно начинаешь сомневаться в датах и числах, приводимых разработчиками: «единожды солгавший, нет тебе веры».

Есть претензии и к интерфейсу. Ну «очень нешаблонным» он получился: отсутствуют оглавление, поиск, возможность делать закладки… В результате найти нужную информацию не так-то просто.

Гиперссылки посылают порой «не в ту степь». Так, пойдя по ссылке «агора» (статья «Ценности римского гражданина»), попадаешь на фрагмент: «В общении выяснялись новые потребности полиса, которые могли потребовать нововведений. Общественная жизнь на агоре — «политика»». Больше слово «агора» в статье «Грек в кругу семьи и в общественной жизни» не встречается. Вернуться еще труднее: попадаешь не туда, откуда ушел, а в начало статьи…

Словом, как сказал один политик: «Хотели, как лучше, а получилось…»


Академия школьника. История Древнего мира. 5—6 класс

Системные требования: Pentium II-400, 128-Мбайт ОЗУ, видеосистема, поддерживающая разрешение 1024×768 точек при отображении 65 536 цветов, 8Х-дисковод CD-ROM, звуковая плата, мышь. Программа работает в среде Windows 2000/XP/Vista.
Разработка: AeroHills
Издание: «МедиаХауз»

Купить номер с этой статьей в PDF
520