Не станем здесь обсуждать собирательность самого понятия «Интернет», изначально означающего «сеть связи», и выяснять, как это она может быть мобильной. Остановимся пока на том, что мобильными являются устройства, использующие эту сеть связи и обладающие набором определенных функций для предоставления услуг пользователям этих устройств.

Предметом данного материала является изложение взглядов на слияние мобильности и Интернета, высказанных Джеффри Спаньолой, вице-президентом компании Cisco по маркетингу решений для операторов связи, и распространенных ее московским представительством.

Дж. Спаньола видит десять основных факторов, которые будут влиять в 2008 г. на процесс упомянутого слияния. Вот как он их представил.

  • Прежде всего, в 2008 г. рынок ожидает бурный рост множества мобильных терминалов, устройств, поддер-живающих вход в Интернет. Сигнал к этому подан появлением мобильного компьютера iPhone с модифицированной Mac OS X, веб-браузером Safari и новаторским графическим интерфейсом.
  • Дефицит приложений для мобильного Интернета потребует их активной разработки, но обилие ОС для устройств — Windows Mobile, RIM, Simbian, Linux, Palm и добавившихся к ним Mac OS X и Google Android — создает на этом пути проблемы, нуждающиеся в разрешении.
  • Возрастающие требования к повышению пропускной способности канала связи и рост запросов пользователей (по передаче не только голоса) приведут к развитию самого Интернета, а также к необходимости перехода на новые технологии обработки сигнала: при его передаче понадобится изменение модуляции (например, OFDM), а при приеме — новая организация антенн (например, MIMO). Кроме того, неминуем отказ от аналогового телевидения и распределение его частотных диапазонов среди операторов-новаторов.
  • Помимо этого разработчикам предстоит решить, использовать ли Wi-Fi, беспроводной доступ, или «фемтосоты». Femto Cell — технология сотовой сети с уменьшенным размером соты (UMTS), подключаемой к мобильной сети и Интернету по широкополосному каналу связи (DSL или кабельного ТВ) и поддер-живающей все стандартные мобильные терминалы. При этом абонент получает доступ ко всему множеству услуг, а оператору не приходится платить за мобильный транспорт сообщений и электроэнергию, что, по-видимому, и определит интерес к этой технологии в 2008 г. Но Wi-Fi пока останется популярной технологией для работы мобильных устройств в помещениях.
  • Применение способов обработки сигналов MIMO и OFDM приведет к резкому повышению эффективности беспроводных каналов. Реализованные впервые в сетях WiMAX, теперь, в мире 3G, они будут применены в линиях передачи данных в оконечной аппаратуре. Для ряда городов США в 2008 г. будет построена сеть WiMAX Sprint-Nextel Xohm.
  • Благодаря переходу на IP-сети будут созданы шлюзы большой емкости.
  • Требование открытости мобильного Интернета, существующего в условиях постоянного развития приложений, заставит отказаться от закрытых архитектур, используемых для голосовой связи. Особую потребность в этом испытывает Web 2.0 и «открытая» модель бизнеса, которая доставляет постоянное беспокойство операторам мобильной связи. Так что предстоит открытие мобильных сетей.
  • Корпоративный рынок станет движущей силой в развитии мобильного мира. Так, первой на рынок вышла компания RIM, за ней потянулась Microsoft, выпустившая продукт Mobile Device Manager, служащий для управления мобильными устройствами. Важным свойством такого рода устройств является их совместимость со многими ОС.
  • Мобильный Интернет создаст множество проблем в области передачи сообщений (backhaul), а переход на IP-сети потребует поиска приемлемых технологий для эффективного (экономичного) транспорта характерных для них больших объемов трафика.
  • Появление мобильного Интернета означает, что множество пользователей получат доступ в Сеть через мобильные устройства, из-за чего возникнет проблема с адресным пространством протокола IPv4. Поэтому неизбежен переход на IPv6, который не только увеличит размеры адресного пространства, но и добавит в мобильную связь полезных функций, а также позволит отделить местоположение пользователя от его персонализации.
Купить номер с этой статьей в PDF
414