Сегодня мы решили поговорить о том, что принято считать моветоном1 в рисовании на компьютере, и о некоторых вредных инструментах Сloners в программе Corel Painter.

Но не спешите пугаться. Мы не станем затрагивать аспектов морали и нравственности. Мы также постараемся уйти от назидательного тона в области дизайна и современной цифровой иллюстрации. И вообще, если честно, то имело бы смысл начать сегодняшнюю статью как-нибудь менее нравоучительно. Однако коль скоро начало определилось именно так, давайте обсудим одну странную ситуацию, озвучивать которую обычно не принято.

Дело в том, что в среде профессиональных дизайнеров по каким-то неясным историческим ли или психологическим причинам некоторые совершенно естественные для других людей вещи считаются моветоном. В основном это касается тех случаев, когда компьютеры помогают выполнять работу или делают часть ее вместо человека. И чем у’же специализация дизайнера, тем больше у него этих непонятных самоограничений. У вас их много? Значит, вы весьма продвинутый. Шутки шутками, но у тех, кто не зарабатывает денег собиранием догм и отчаянными попытками их не нарушать, возникает вполне справедливый вопрос: для чего же тогда придуманы компьютеры и разработаны сотни программ, если не для того, чтобы работать вместо нас!?

Вот самый простой пример. Все графические программы умеют «отбрасывать тень» от объекта. При этом почти все профессионалы рисуют ее без использования фильтров и стилей. Если в этом и есть резон, то он имеет вес лишь для самих «моветонщиков». Большинству же пользователей совершенно не нужны нюансы в различиях «компьютерной» и «ручной» тени! Лучше та тень, которую сделать легче и удобнее.

Здесь мы оговоримся, что не собираемся тех, для кого компьютерное рисование является увлекательной игрой и занятным времяпрепровождением, противопоставлять пользователям, пошедшим дальше. По той простой причине, что грань между ними очень тонкая и вряд ли кем уловимая. Наше повествование адресовано читателям, которые еще не прочувствовали всех нюансов работы с графическим ПО и до сих пор верят, что существуют «волшебные кнопки»: нажал — и компьютер сам создаст шедевр.

На примере незамысловатой цифровой фотографии мы изучим процесс применения к ней разных способов обработки.

Если вы не первый день работаете с изображениями на компьютере, вам наверняка приходилось иметь дело с фильтрами. Так вот, предмет нашего сегодняшнего разговора к фильтрам имеет очень слабое отношение.

Для начала возьмем унылый городской пейзаж и откроем его в программе Corel Painter (рис. 1).

Следующий шаг, вообще говоря, является совершенно необязательным. Пользователю, знакомому с функциями коллажирования и манипуляциями с деталями фотоизображений, возможно, захочется добавить отсутствующие на картинке артефакты в виде какого-то необычного фона или объекты на переднем плане. Мы, учитывая излишнюю угрюмость нашего примера, ограничимся лишь тем, что сделаем его немного красочнее. Здесь главное не переусердствовать (рис. 2).

После этого создадим клон нашей картинки с помощью инструмента File•Clone (рис. 3).

В результате в новом окне открывается еще один точно такой же файл с исходным изображением, только под другим именем.

И вот начинается самое интересное. Но заранее предупреждаем, что далее вам потребуется графический планшет.

Выбираем из семейства инструментов Cloners какой больше понравится и начинаем рисовать им поверх нашей картинки. Для большей наглядности рекомендуется «рисовать» на новом слое. Регулярное его выключение очень поможет лучше понять работу инструмента Clone, а выключение слоя Canvas позволит контролировать незарисованные места.

Теперь берем пастель и аккуратно закрашиваем всю поверхность рисунка (рис. 4). Если удачно передать объем предметов и грамотно учесть особенности сцены, то в итоге получится вполне «настоящий» пастельный рисунок. Правда, для большей «настоящести» все-таки придется внести «ручные» элементы! В нашем случае это ветки деревьев, свет окон и отражение на асфальте.

Разумеется, вместо пастели можно воспользоваться кистью с масляной краской или кистью Van Gogh (рис. 5).

 

И напоследок — домашнее задание для тех, кому продемонстрированная техника показалась любопытной: попробуйте сделать акварельный пейзаж с помощью инструмента Сloners•Watercolor cloner (рис. 6).

А самым настойчивым рекомендуем открыть палитры Win-dows•Underpainting, Auto-painting и Restoration и найти кнопку, которая заставит компьютер делать вместо вас все то, чем мы занимались на протяжении сегодняшнего урока.

* * *

В заключение хочется вернуться к тому, с чего мы начали. Предложенный вашему вниманию урок ни в коем случае не попытка «научить вас дурному»! Наша скромная задача состояла в том, чтобы продемонстрировать богатство возможностей компьютера при умелом его использовании. Однако более-менее освоившись с незамысловатыми «нажатиями кнопок», вы тут же почувствуете, что этого определенно недостаточно. Вот вам верный признак того, что вы начинаете становиться «профессионалом». То есть в следующий раз, прежде чем применить фильтр Shadow (Тень) или запустить программу Auto-painting, вы задумаетесь о том, что же именно вас не устраивает в их работе. И это только начало.

ОБ АВТОРЕ: Олег Тищенков — иллюстратор Студии Лебедева.


1Моветон (фр. mauvais ton — дурной тон) — невоспитанность; манеры и поступки, не принятые в хорошем обществе.

1246