Первая выставка GameX состоялась в мае этого года и, вслед за «Игромиром», стала праздником «для народа», который ее, усиленно рекламировавшуюся на протяжении нескольких месяцев, также не проигнорировал — исправно посещал в течение всех трех дней, что она проводилась. По некоторым оценкам, на ней побывали около 50 тыс. человек. Результат превзошел ожидания организаторов.

Именно поэтому, наверное, и вторую GameX долго ждать не пришлось. По логике она должна была бы состояться в мае 2008 г., однако устроители поступили иначе, не заставив ждать десятки тысяч геймеров целый год. GameX II, проходившая с 14 по 16 сентября, оказалась широкомасштабным шоу, полезным для всех, кто хотя бы чуть-чуть интересуется интерактивными развлечениями.

Место проведения мероприятия не изменилось — МВЦ «Крокус Экспо». Правда, экспозиция переехала в другой павильон, почти не отличающийся по размерам от «весеннего». Свободного пространства вполне хватило: помимо нескольких десятков стендов крупнейших компаний вроде «Рамблер» или Microsoft в зале поместились две довольно большие сцены, одна из которых стала местом проведения самых громких конкурсов и выступлений музыкантов. Несмотря на обилие посетителей, в большинстве случаев легко было пройти к нужным стендам, если, конечно, где-нибудь поблизости не раздавали журналы, диски, футболки и не проводили розыгрыш особо ценных призов. С точки зрения свободного пространства место проведения GameX выбрано удачно, однако есть и оборотная сторона: удобно добраться до «Крокуса» можно лишь тем, кто на машине, а вот остальным пришлось довольствоваться автобусами — правда, бесплатными.

Первое, чем поражает GameX, так это полным отсутствием стендов ведущих российских издателей и разработчиков. Элита отечественного игропрома уже второй раз проигнорировала GameX по малопонятным причинам. Впрочем, интересного и без нее хватало.

Объектом пристального внимания публики и главной отрадой для работников офисов и для других нетребовательных игроков стала «Фабрика игр» Alawar, известная так называемыми «казуальными» игрушками — всевозможными незамысловатыми аркадами и головоломками. На пестром стенде, привлекающем внимание яркими цветами, можно окунуться в мир простых, но интересных игр, поучаствовать в бесхитростных конкурсах и даже найти для себя кое-что, позволяющее облегчить тяжелую умственную деятельность. В отличие от Запада, в России этот сегмент рынка пока очень молод, но уже сейчас нишу подобных развлечений хорошо освоила студия Alawar, которая, надо признать, прекрасно делает свою работу. Так, она представила интересную разработку — терминалы с «казуальными» игрушками, которые вскоре будут установлены в различных развлекательных точках страны: кинотеатрах, торговых центрах и т.д. Простейшее управление с помощью сенсорного экрана и низкая стоимость игры делают, по заявлению создателей, подобные автоматы под названием «Игрокуб» крайне популярными. Что же, поживем — увидим.

Ярко показала себя и команда отечественных разработчиков GD Team, известная по проекту «Арена Онлайн». Она продемонстрировала три многопользовательских продукта: космическую сагу World of Tides, ролевую игру в постапокалипсическом антураже 8th Day и интересную разработку CS Online, по сути являющуюся своеобразным сервисом для сетевых боевиков, — с ее помощью легко, например, найти себе соперника по плечу. Эти проекты пока находятся на стадии тестирования, но уже сейчас их можно назвать перспективными, и они наверняка привлекут к себе внимание.

Каждый посетитель выставки мог найти что-то для себя. Одни испытывали приступ ностальгии, глядя на экспонаты в «музее компьютерных игр», где древности вроде советской электронной игрушки «Ну, погоди» соседствовали со сверхсовременными консолями третьего поколения, напичканными последними технологиями. Другие наблюдали за соревнованиями по «стритболу» и эффектными выступлениями экстремалов на скейтбордах и велосипедах, третьи фотографировались на фоне наиболее витиевато оформленных стендов. Четвертые размахивали знаменитым контроллером фирмы Nintendo Wii, боксируя с виртуальными соперниками в игре Wii Sports. Пятые упорно пытались выиграть хоть один приз на стенде компании MTC, представившей свой новый тариф GAMER, ориентированный на игроков, и проч.

Одним из центральных событий GameX стал киберспортивный турнир в дисциплине Counter-Strike 1.6 — Intel Challenge Cup с гигантским по нашим меркам призовым фондом — 50 000 долл. Под это была отведена отдельная просторная площадка, оборудованная большой сценой с исполинским проекционным экраном, на котором транслировались самые важные моменты проходящих игр. Как плюс следует отметить много удобных сидячих мест и отличную комментаторскую работу. В Intel Challenge Cup участвовали различные российские и зарубежные команды, а итоговый расклад фаворитов выглядит так:

1-е место — Virtus.pro;
2-е место — CMAX.gg;
3-е место — aTTaX.

Наверное, почти все успели попробовать хотя бы парочку современных игровых проектов и найти что-то себе по вкусу. Мощные компьютеры и консоли, установленные на всей территории павильона, находились в свободном доступе. Кстати, наиболее востребованными оказались две игры, представленные российским локализатором и издателем — компанией Softclub. Это эффектный аркадный раллийный имитатор Sega Rally Revo и стратегия World in Conflict, поступившие в продажу через несколько недель после окончания выставки. Следует отметить, что обе игры — кросс-платформенные, т.е. ориентированные не только на PC, но и на консоли третьего поколения — PS3 и Xbox 360. Именно версии для приставок интересовали геймеров больше всего, что свидетельствует об определенных тенденциях на отечественном рынке, все более и более подверженном общемировым веяниям, то бишь насыщаемом консольными, «казуальными» и многопользовательскими развлечениями.

Все в GameX было организовано так, что никто не ушел обиженным. Люди покидали «Крокус» с огромными сумками с сувенирами, призами и, главное, с улыбками. Хотя в устройстве выставки и имелись недочеты, крупнейшие компании продолжали ее игнорировать да и добираться до «Крокуса» не всем было удобно, но увлеченные игроки остались ею довольны, а ведь именно для них она и предназначалась. В общем, GameX II определенно удалась.

594